Форум » Наша "Литературка" » Давным-давно » Ответить

Давным-давно

Владимир С.: Здравствуйте, уважаемые сограждане! Давным-давно обещал вам написать материал "Давным-давно". А выполняю обещание только сейчас. Читайте, обсуждайте. Надеюсь, поймете то, о чем хотел рассказать и сказать. Попытаюсь проиллюстрировать вторую часть материала снимками, сделанными в Перл-Харбор. В общем, жду вашу реакцию. С уважением Владимир С. [more] Давным-давно… Если бы ставил перед собой задачу сделать отдельный рассказ по первому из двух памятных мне событий, то назвал бы его «Как акулята пера Россию открывали». Случилось это осенью далекого 1993 года в городке Батон Руж а американском штате Луизиана. Деканат факультета журналистики (или Школы журнализма, как называют такие факультеты американцы) местного университета решил устроить совместный семинар группы российских журналистов и будущих выпускников названного факультета. Основная тема семинара затрагивала перспективы развития, конечно же, независимой прессы в России и странах СНГ. В назначенное время вся наша группа прибыла в аудиторию, куда уже собрались студенты – будущий цвет американской журналистики. Расселись за очень длинным и широким столом. Мы – по одну сторону стола, студенты – напротив. Стенка на стенку. К семинару, надо сказать, организаторы подготовились основательно. Каждому из нас были выданы брошюрки – подобные нашим тонким ученическим тетрадкам - с планом мероприятия, с поименным перечнем участников, с тематикой и последовательностью фиксированных выступлений и прочими необходимыми сведениями. Среди других материалов включена была в методическую брошюру географическая карта России. Она-то, эта самая карта и послужила причиной казуса, являющегося сейчас главным героям предлагаемого рассказа. Для студентов их успешные выступления на этом семинаре приравнивались к сдаче какого-то очередного зачета. Все было совершенно по-взрослому, серьезно и степенно. Началось наше общение с представления российских журналистов. Кто откуда приехал, чем занимается в своей редакции и т. д. Каждый поднимался и коротко рассказывал о себе. Все было замечательно, пока представлялись наши коллеги, приехавшие из европейских регионов России. Москва, Питер, Новгород… Американская молодежь быстренько находила эти города на карте, обменивалась короткими репликами. Представителей Владивостока в группе было трое. Еще до семинара мы условились, что всех нас представит Андрей Холенко – заместитель главного редактора газеты «Владивосток». Решили время сэкономить. При названии города и региона за противоположным краем стола наметилось легкое смущение и замешательство. Студенты никак не могли найти Владивосток на карте. Андрей подсказывает: «Ищите самый юг России на тихоокеанском побережье.» Ищут. Поиски результата не дают. Недоумение возрастает. И тут выясняется, что причиной недоразумения стала «мелочь», крохотная деталь. Карта, напечатанная на двойном листе, вставлена была не в середину брошюры, а вторым или третьим листом. Центральный лист делил карту пополам, закрывая Сибирь и Дальний Восток. Россия, при первом взгляде в методическое пособие, ограничивалась Уралом. Там-то студенты и пытались безуспешно отыскать Владивосток. И каково же было их удивление, когда оказалось, что половина нашей страны от их глаз была сокрыта, что мы и на Тихий океан выход имеем, что с Китаем долго-долго граничим… А еще оказалось, что Россию и Штаты на океанском севере разделяет только узкий Берингов пролив, что Аляска вообще когда-то была российской… В общем, первые полчаса семинар пошел по совсем иному сценарию. В нем стало много географии и истории, а журналистика отодвинулась на далекий десятый план. Наверное, кто-то из молодежи себя Колумбом в эти минуты почувствовал. А вот преподаватели, профессура факультета были смущены не на шутку. Да и каждый бы, вероятно, на их месте готов был бы под пол от стыда провалиться. Надо ли комментировать что-либо, разглагольствовать о том, что через несколько месяцев «первооткрыватели» должны были уже покинуть университетские стены? И без комментариев, думаю, все становится понятно. Только вот почти уверен я, что кто-то из тогдашних луизианских студентов сегодня учит других русских журналистов свободе слова, независимости СМИ. Ведь сами уже, наверное, профессорами и докторами стали. Вторая история имела место быть уже в 1997 году. Далеко это было и от Луизианы, и от Владивостока. Посчастливилось мне быть участником международной журналистской конференции, обсуждавшей вопросы освещения в СМИ проблем безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Проводилась конференция в Гонолулу, организатором ее являлся Центр войны, мира и средств массовой информации. Участники – журналисты Японии, Китая, США, Канады, Тайваня, Южной Кореи. Россию я представлял один. Так случилось. На один день в Гонолулу прилетел корреспондент АПН, аккредитованный в Японии, но убыл в тот же вечер. Каждый из участников конференции еще дома получил тему предназначенного ему доклада. Мне было предложено выступить по теме «Военно-Морская дипломатия», т. е. рассказать о роли взаимных дружественных визитов военных кораблей в деле укрепления доверия между странами. Попутно предлагалось коснуться и вопросов пиратства на море. (При подготовке этой темы очень помогли специалисты Дальневосточного морского пароходства. Благодарен им по сию пору.) Все, конечно, надо было показать через призму работы СМИ в этих направлениях. Мое выступление состоялось где-то на второй-третий день конференции. Признаюсь, большого интереса оно не вызвало, встречено было довольно прохладно. Реакция слегка огорчила, но чего можно было ожидать от сугубо сухопутной публики? Вторая половина предпоследнего дня конференции была посвящена знакомству с Перл-Харбор. Об этой части журналистского форума расскажу чуть подробнее. К тому же, именно в музее этой знаменитой бухты и произошло событие, о котором хочу рассказать. Посетителям музея сначала предлагается самостоятельно ознакомиться с экспозицией, составленной из моделей японских и американских кораблей и самолетов, участвовавших в трагических событиях декабря 1941 года. Здесь же представлены образцы военной формы того периода, схемы действий японских ВМС и авиации. В общем, музей похож в этой своей части на сотни других аналогичных заведений. Разве что обслуживают его не специалисты - историки, а настоящие моряки действующей и поныне военно-морской базы Перл-Харбор. В остальном - ничего особенно выдающегося. Но потом, когда завершается примерно получасовая прогулка по музею и примыкающему к нему парку… Я не нахожу точного слова, чтобы дать полное и емкое определение всему, что происходит с людьми, продолжающими свою экскурсию уже в специальном кинозале. Первые кадры кинохроники показывают побережье Гавайев издали, с моря. Солнечное утро, легкая музыка. Берег медленно приближается. Следующие кадры – корабельная палуба, группа матросов садится на катер для отправки на берег. С борта отплывающим машут руками менее везучие сослуживцы. Действительно, гораздо менее везучие. Новые кадры – пляж, матросы в плавках, девушки в бикини. И музыка, музыка… А вот заполненный прибрежный бар. Мороженое, пиво, коктейли… И музыка. Хорошая, легкая воскресная музыка. Снова на борту корабля. Матрос драит палубу, отвлекся, наблюдает полет чайки, солнце слепит глаза… Кадры кинохроники чередуются, чередуются. Кажется, конца не будет этой безмятежности, солнцу, теплу… Опять камера показывает берег издали. Музыка все еще звучит. Но что это заныло там, за спиной, где-то вверху и вдали? Зрители инстинктивно оборачиваются, пытаются разглядеть в темноте зала назойливого шмеля. Но шмеля нет, хотя теперь уже кажется, что шмель не один, что десятки пар крыльев рассекают воздух и приближаются из глубины зала к нашим затылкам. А вот раздражитель уже совсем над головами. И это уже не шмелиное жужжание. Это рокочут моторы самолетов. Десятков самолетов. Самолеты проносятся так низко, что надо вжаться в кресло, пригнуть голову. Самолетное цунами, прокатившись над нашими головами, удаляется в сторону берега, для зрителей рокот стихает. Но следом накатывается вторая волна, ничуть не менее тревожная. Но и она начинает постепенно будто бы растворяться между зрителями и береговой чертой. И только успеваешь вздохнуть успокоенно… Взрыв! Колоссальнейшей силы взрыв раскалывает воздух в зрительном зале, рвет барабанные перепонки ушей, сдавливает грудную клетку… Все, что кинохроника показывает после этого, сотни раз показывалось на всех телеэкранах и в кинозалах мира. Полчаса великой трагедии американского флота. Но вот фильм закончился. Открываются двери на выход из зала. Но, сделав шаг наружу, недавний зритель оказывается вовсе не на твердой земле. Нет. Непосредственно к выходу из зала уже пришвартованы катера, на которые сразу же, без каких-либо причалов ступает ошеломленный, оглушенный, раздавленный всем увиденным только что человек. И катер уносит посетителей туда, где высится над бухтой белое сооружение, похожее на мост, но не соединяющее никакие берега. Диктор по трансляции катера продолжает рассказ о том, что происходило именно здесь, на этой именно воде, в этой конкретной точке 7 декабря 1941 года. Катер миновал две - три сотни метров. Здесь стоял другой корабль. Что случилось с ним. Дальше стоял еще один. И такова его судьба. Наконец катер причаливает к мосту. Сооружение это, оказывается, - надводная терраса, возвышающаяся над корпусом затонувшего линкора «Аризона». Один из торцов террасы закрыт стеной. На ней список всех моряков, погибших в Перл-Харбор. Вода под мостом кристально чистая, корпус «Аризоны» застыл на глубине 4-5 метров. Над водой возвышаются подбашенные отделения. Снуют рыбки. Вечное упокоение. На мосту-террасе посетители остаются всего несколько минут. Людей деликатно, но настойчиво приглашают вернуться на катер. Катер прощально проходит вдоль всего корпуса линкора. Проходит медленно, не поднимая волны. И в этот момент люди начинают рыдать. Рыдают так, как не провожали в последний путь своих ближайших родственников. Рыдают все. Японцы и американцы, немцы и китайцы, австралийцы и индусы… Рыдают взрослые и дети, мужчины и женщины. Шок длится до самой швартовки катера к причалу уже за пределами музейной территории, ближе к автомобильным парковкам. Только там народ несколько успокаивается, приходит в себя. Иду к автобусу вместе с журналисткой из Канады. «Господи! Почти две с половиной тысячи смертей в одночасье! Две с половиной тысячи!» - она еще изредка всхлипывает, слезы и нос вытирает платком, но слезы текут и текут. «А мы за всю войну потеряли больше двадцати пяти миллионов человек,» - я в ту минуту ничего ей не хотел доказать, просто фраза как-то сама вырвалась. Мысли вслух. «Перестаньте, Владимир! Откуда Вы взяли такие сумасшедшие цифры?! Наверное, двести тысяч? Ну, два миллиона. Но не двадцать пять же миллионов! Это просто невозможно!» «Да нет, больше двадцати пяти миллионов. Уж поверьте.» И тут я вспомнил, что забыл забрать из камеры хранения сумку видеокамеры. Извиняюсь перед коллегой, возвращаюсь к центральному входу в музейный комплекс. Пока ходил туда-сюда, к автобусу подхожу и захожу в него последним. Меня встречают, как раньше это было принято у нас говорить, громкими и продолжительными аплодисментами. Нет, коллеги аплодировали, конечно, не мне персонально. Просто для них в этот день я стал олицетворением всех моряков, всех флотов, всей вообще войны на море и вообще всей Военно-Морской дипломатии, к которой еще пару дней назад они отнеслись с прохладцей. Имел продолжение и наш разговор с канадской журналисткой. Она действительно не поверила в названные мной цифры советских потерь. Переспросила у китайских журналистов. Те подтвердили. Женщина подсела к руководителю конференции и упросила его предоставить мне еще несколько минут следующего пленарного заседания для рассказа о войне, которая для наших западных коллег во многом так до сих пор и остается войной неизвестной. Владимир С.[/more]

Ответов - 14

440 Гц: Обе истории - потрясающие. Вот на таких воспоминаниях и следует воспитывать патриотизм... Спасибо! Здорово! Дай Вам Господь сил и здоровья. Пишите, всенепременно пишите. Сил Вам и терпения.

Ветер: Эта война и для нас во многом остается неизвестной... Она не закончится до тех пор, пока не будет похоронен последний ее солдат... поименно помянут каждый погибший матрос... А еще надо постараться простить... Спасибо.

Владимир С.: Приветствую всех, кто заглянул на эту страничку, прочитал материалы и оставил свои комментарии! Да вообще весь Форум приветствую! Когда еще месяц назад готовил "Давным-давно" к публикации, продумывал каждое слово, оттачивал текст. Мне очень хотелось передать вам атмосферу, эмоции, которые пережил я в музее Перл-Харбор. Сейчас все пришлось делать заново и в спешке. Удалось дать только некоторое представление. А вообще-то в этих двух текстах мне хотелось обратить ваше внимание, уважаемые мои читатели, на две основные темы. Первая - то, как американцы умеют не просто бережно хранить память о важнейших эпизодах своей истории, но как они умеют подать эту историю. Кому-то может показаться, что речь идет о каком-то шоу в нынешнем понимании нами этого слова. Да, весь комплекс того, что делается в музее Перл-Харбор, - это шоу. Но устроено оно так, что переворачиваются мозги, наизнанку выворачиваются души. Тут же, правда, понимаешь, что нечто подобное по масштабам трагедии сами американцы творят где-то за пределами своей страны. Но полтора-два часа этой экскурсии по событиям давно минувшим потрясают до глубины души. И здесь нам есть, чему поучиться, что перенять. Знаете, после Перл-Харбор у меня появилась идея, которой вряд ли суждено будет когда-либо сбыться. Суть вот в чем. Кто-то из вас бывал в Хатыни, слышали о ней и фото видели, уверен, все. Страшное место. Угнетенное настроение испытываешь среди надгробий сожженным деревням. Но все статично и безмолвно. И по этой причине львиная доля эмоций, потрясений, которые мог бы испытать посетитель, остается невостребованной, что ли. В пятнадцати километрах от Идрицы есть бывшая деревня Поженки. Ее тоже вместе с людьми сожгли фашисты. И только скромный памятник стоит. А теперь представьте себе, что на этом месте возводится мемориальный комплекс. И первое, куда попадают посетители - кинозал в обычной крестьянской избе. Ночь, тишина. На экране, может быть, кадры с данными по сожженным деревням Псковщины, всего Северо-Запада. Вдруг издалека раздается урчание мотоциклетных моторов, по стенам заметались огни фар. Лай разбуженных псов, отрывистые команды на немецком, русские окрики полицаев. Треск автоматной очереди - собака взвизгнула и умолкла. Стенания женщин, молитва старухи, ругань мужиков, детский плач... Нарастает треск горящего дерева, сполохи пламени внутри кинозала облизывают стены, подбираются к потолку.... Все это, конечно, на экранах, без живого огня. И только потом, когда с треском, с искрами обрушивается крыша, людей выпускают из зала. И сразу же туда, где, как в Хатыни, трубы, трубы и колокольный перезвон. А потом - переезд в Идрицу, в музей истории войны и партизанского движения в нашем регионе и истории Знамени Победы... Вот, дорогие мои, в осуществление каких надежд верил я в ходе подготовки документов для присвоения Идрице звания Город воинской славы. Грандиозный мог бы быть проект. ............... Ну, а по поводу второй темы прочитанных вами материалов, много говорить не приходится. Конечно же, далеко не все западные журналисты столь же наивны и беспомощны в общеобразовательных вопросах истории и географии, как герои этих коротких зарисовок. Но и тех, кто пишет о Ближнем Востоке, не имея представления о географическом положении региона, тех, кто всерьез полагает, что Грузия - это американский штат Джорджия, среди журналистской западной братии предостаточно. И таких чрезмерно много, кто убежден в равенстве потерь СССР и, скажем, США и Канады в годы Второй Мировой войны. Отсюда и вопросы-сомнения периодически возникают о том, кто же все-таки сыграл решающую роль в разгроме фашизма. Эх, грустные это все размышления. И о будущем нашей журналистики, к слову сказать, тоже. Ведь навязывают нам такую систему обучения акул пера. И лозунги свободы слова и независимости СМИ играют здесь не последнюю роль. Владимир С.


ogranschik: Владимир С. пишет: Первая - то, как американцы умеют не просто бережно хранить память о важнейших эпизодах своей истории, но как они умеют подать эту историю. Да,амеры могут подать материал..В этом они мастаки. Но умеют и скрывать правду.А правда Перл-Харбора весьма печальная. ..."Наконец, вечером 6 декабря - менее чем за сутки до Перл-Харбора - Рузвельт получил расшифрованную японскую ноту, которую японские дипломаты должны были вручить ему на следующий день. Но эта нота, фактически объявлявшая войну Америке, не была своевременно доведена до командования флотом. Никакого предупреждения командованию базы на Гавайях отправлено не было......" http://sovserv.ru/KA6AH/usatruth/usatruth.by.ru/pearlharbor.htm

Владимир С.: Уважаемые форумчане! Предпринимаю попытку с помощью Кузи, низкий ей поклон, разместить фото, относящиеся к материалу "Давным-давно". Не взыщите за качество снимков и за то, что что-то при их отправке на Форум получится не совсем правильно. На этом снимке показан общий вид бухты Перл-Харбор. Обычный музейчик находится у меня за спиной. Кинозал слева от меня, его не видно. Прямо по центру снимка - самая низкая пальма. Сразу же за ней вдалеке просматривается белый мост-терраса.

Владимир С.: Здесь катер только еще подходит к причалу памятника линкору "Аризона". Ждем, когда отвалит предыдущий. Лысоватый очкарик - не я. Хотя очень похоже.

Владимир С.: А это уже завершился прощальный проход катера вдоль корпуса "Аризоны". На полной скорости несемся к причалу. Путешествие в прошлое закончилось.

Владимир С.: А это пляж в центре Гонолулу. Таким увидел его я. Таким же, беззаботным и безмятежным он был показан в фильме, когда над головами зажужжал назойливый "шмель". Еще раз большое спасибо Кузе за помощь в иллюстрировании публикации. С уважением Владимир С.

Nell: http://oko-planet.su/oko-planet/history/historynew/166467-amerikanskaya-podstava.html Это еще один материал по результатам бомбардировки Японией базы Перл -Харбор. Кажется , что с течением времени все оценки меняются...

Берендей: Здравствуйте, форумчане! Вынужден на страницах "Нашей "Литературки" дать опровержение тому, что в статье об Идрице на форуме "Наш Себеж" написала 440 Гц. Наверное, все уже знают мое тщательное отношение к фактам и документам, связанным с историей Великой Отечественной войны. И каждое неверное изложение событий воспринимаю не иначе, как недопустимую безалаберность, в лучшем случае. В данном случае не буду строго судить об ошибке, допущенной 440 Гц, так как встречается путаница в именах двух прославленных летчиков довольно часто. Речь идет об описании подвига, совершенного в Идрице, якобы, капитаном Л.В. Михайловым. Все правильно описано. Только не тот это Михайлов. Капитан Леонид Васильевич Михайлов совершил свой подвиг под Островом 4 июля 1941 года. А гвардии лейтенант Евгений Витальевич Михайлов завершил свою жизнь героическим поступком 17 марта 1944 года на ж. д. станции Идрица. Оба таранили своими подбитыми самолетами наземные цели. Оба посмертно стали Героями Советского Союза. Надеюсь, модераторы "Нашего Себежа" предпримут необходимые меры к тому, чтобы исправить досадную ошибку и не допускать мифологизации истории Великой Отечественной войны впредь. И пожалуйста, пользуйтесь только проверенной(!!!) информацией! Да, ребята, с вами глаз да глаз нужен, а то такого понапишете, что памятники перевозить из города в город придется. С уважением, Спиридонов Владимир Леонидович.

Ветер: Не могли бы Вы поподробнее рассказать о подвигах обоих летчиков в разделе "Эхо войны". Народ будет знать о своих героях и путаница будет невозможна по определению. Спасибо.

Nell: Памятник Е.В Михайлову в Идрице.

Берендей: 11 марта 2013, 21:58 (мск) | Политика | "Вести.Ru" Российский флот возвращается в Средиземноморье Российский флот после 20-летнего перерыва возвращается в Средиземное море. Эту новость сегодня сообщил министр обороны Сергей Шойгу. © РИА "Новости" Корабли ВМФ будут дежурить в этом стратегическом регионе не время от времени, как сейчас, а постоянно. В оборонном ведомстве указывают, что именно в Средиземноморье сосредоточены главные угрозы национальной безопасности России. Чтобы успешно им противостоять, боевой флот нашей страны будет существенно обновлен. Расширенное совещание, которое провел глава военного ведомства Сергей Шойгу посредством видеоконференции, связало ситуационный центр Министерства обороны со штабами всех округов и флотов. Состояние кораблей ВМФ и их способность выполнять боевую задачу по своему непосредственному предназначению военные обсуждали сегодня с представителями судостроительной промышленности. География постоянного присутствия военно-морского флота России в ближайшее время расширится. «Принято решение о формировании управления ВМФ в Средиземноморье, где силы флота будут находиться на постоянной основе. Считаю, что у нас есть все возможности для создания и обеспечения функционирования такого соединения. В целом флотская группировка способна выполнять задачи в дальней морской зоне», — отметил Сергей Шойгу. Российские боевые корабли неоднократно совершали трансатлантические переходы, сменяя друг друга патрулируют западную часть Индийского океана, и все чаще присутствуют в Средиземноморье. Интенсивность таких маневров только повышается. А крупнейшие в постсоветской истории учения российского ВМФ недавно завершились в акваториях Средиземного и Черного морей. Во время похода два больших десантных корабля заходили в сирийский порт Тартус. В маневрах задействовали силы сразу всех четырех флотов России. Средиземноморская группировка ВМФ России примерно на две трети будет состоять из кораблей Северного флота. На треть — из Черноморского. Штаб разместят в здании главкомата в Санкт-Петербурге. Оперативное командование будет осуществляться с флагманского корабля. От Берендея. Совсем недавно, казалось бы, мы рассуждали на НСФ о пребывании российских кораблей в Средиземноморье. И вот, свершилось! Если бы вы знали, друзья мои, как мне хочется снова побывать там, на кораблях! Как хочется снова ощутить все то, чем моряки живут в походе! Э-э-х... Да, кстати, не удивлюсь, если спустя какое-то время мы узнаем, что одной из баз для российской корабельной группировки станет Кипр.

Ветер: Берендей, спасибо. Приятные новости!



полная версия страницы