Форум » Экология Души и сознания » Эмоции (франц. émotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную) » Ответить

Эмоции (франц. émotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную)

Павел Лапшов: Сначала готовили меня, потом готовил я… В этой теме я хочу поговорить с вами о человеческих эмоциях и той пользе и опасности, которые они несут. Эмоции, так что же это такое? Большая советская энциклопедия дает такое определение этому явлению: Эмоции (франц. émotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Более подробно можно прочитать здесь: http://slovari.yandex.ru/эмоции/БСЭ/Эмоции/

Ответов - 113, стр: 1 2 3 All

маэстро: Павел Лапшов пишет: Эмоции, так что же это такое? Если коротко, то

HIMIK: Ну это сильно коротко...

маэстро: HIMIK пишет: Ну это сильно коротко... Павел Лапшов пишет: Более подробно можно прочитать здесь: http://slovari.yandex.ru/эмоции/БСЭ/Эмоции/


Nell: Карандаш Был на родительском собрании. Галина Ивановна говорит. - Я, - говорит, - в общем-то, стараюсь их одних надолго не оставлять. А тут вызвали к директору, и пришлось задержаться... Короче, шел по коридору мальчик. Думал о чем-то своём. В руках у мальчика был карандаш. И он в задумчивости накручивал на карандаш свою челку. Навстречу ему шел другой мальчик, его друг. И увидев, как тот крутит волосы, сказал. - Ты что, девчёнка? Ха-ха-ха! Наверное мама у этого мальчика часто пользуется плойкой, и вот такие у него возникли ассоциации. Мальчик с карандашом ничего не понял, и пошел дальше, продолжая наматывать свою мысль на карандаш. Потом мысль кончилась, он остановился и подумал: "А ведь наверное это очень обидно, когда тебя сравнивают с девчёнкой? Или нет?" Тут ему навстречу попался второй друг. И он решил поделиться с ним своими сомнениями. - Да ты что!!! - возмутился тот, даже особо не вникая. - Да за такое надо сразу бить! Это был мальчик из категории "я дерусь, потому что дерусь!". И они пошли того друга бить. И вот значит нашли они его, и бьют. А в это время мимо шли две девочки. И они конечно стали дерущихся разнимать. С криками "Да разве так можно!" и "Вот мы всё Галине Ивановне расскажем!" Девочкам прилетело мгновенно. Вот прям тут же прилетело, они заплакали, и со слезами пошли своей дорогой. А эти продолжали драться. А у одной из этих девочек есть брат. Они учатся в одном классе. Брат, увидев плачущую сестру, двинулся осуществлять кровную месть. Естественно. Девочки же, с одной стороны почувствовав поддержку брата, с другой - переживая за него, собрали ещё подружек и двинулись следом. В это время те трое драться изрядно устали, и уже хотели было помириться, но тут появился брат. С претензиями. И эти трое стали бить уже его. В это время мимо шел мальчик из старшего класса. Не очень, но старшего. Наверное это был очень хороший мальчик. Он увидел, как трое бьют одного, и решил вмешаться. Когда подошли девочки, они так и не смогли понять, что происходит. То ли старшеклассник бьёт их одноклассников. То ли это их одноклассники лупят старшеклассника. Но разбираться было уже некогда. "Ввяжемся, а там посмотрим!" - решили девочки. И вот это вот всё, то что я рассказал ранее, - это было только начало. Только первый, самый маленький ком из той снежной бабы-яги, которую события лепили стремительно и незамысловато. Когда Галина Ивановна вернулась из кабинета директора, дрались уже 2-й А, 2-й Б полным составом, и частично 3-й А. Растаскивали кучу малу всем педсоветом, включая двух охранников. Просто выдёргивали из кучи за ноги, и оттаскивали. При этом куча, как терминатор из жидкого металла, всё время пыталась самовосстановиться из только что оттащенных. Потом, когда все успокоились, Галина Ивановна посадила всех на места, и решила во что бы то ни стало докопаться до истоков конфликта. Следствие длилось два урока. Несмотря на то, что дрались все, об истинных причинах конфликта никто и не догадывался. А кто догадывался, тот уже забыл. Но все упорно бились над разгадкой. Ну согласитесь, это ведь гораздо интереснее - выяснить, за что же мы дрались, вместо таблицы умножения и чистописания. И вот когда у самопровозглашенной мисс Марпл уже заканчивалось терпение и опускались руки, вот тут-то и всплыл карандаш. Тот самый карандаш, с которого всё и началось. И тогда, в полной тишине, один мальчик поднял содранную в драке руку. Это был очень умный и прилежный мальчик. Из тех, что называется "на хорошем счету". - Что ты хочешь? - спросила Галина Ивановна. Тогда мальчик встал, обвёл взглядом класс, и возмущенно произнёс: - Это что же получается? Вот это всё - из-за какого-то карандаша?! http://raketchik.livejournal.com/162673.html

Павел Лапшов: Да... самое страшное когда появляется третий - "толкователь"... Я сейчас читаю Пола Экмана "Психология эмоций"... там много подобных примеров.

Павел Лапшов: Эмоции могут возникать и часто действительно возникают очень быстро, причем настолько быстро, что наше сознательное «я» не принимает участия в формировании в нашей психике того, что дает импульс к возникновению эмоции в какой"то момент времени — или даже не регистрирует источник этого импульса. Такая быстрота может помочь человеку спастись в экстренной ситуации, но она может также и погубить его жизнь, если его эмоциональная реакция окажется чрезмерной. Обычно мы не имеем возможности управлять событием, заставляющим нас испытывать эмоции, но мы можем, хотя это также непросто, изменять то, что приводит в действие наши эмоции, и то, как мы себя ведем в минуты, когда испытываем эмоции. © Пол Экман "Психология эмоций" А это то, над чем я работаю последние несколько лет...

Nell: Павел Лапшов пишет: наше сознательное «я» не принимает участия в формировании в нашей психике того, что дает импульс к возникновению эмоции в какой"то момент времени — или даже не регистрирует источник этого импульса. Эмоции идут из подсознания

маэстро: Nell пишет: - Это что же получается? Вот это всё - из-за какого-то карандаша?! В химии есть такое понятие, как катализатор. Катализаторы - это вещества, изменяющие скорость химической реакцции или вызывающие ее, но не входящие в состав продуктов. Так вот в данном случае, карандаш был катализатором.

Nell: маэстро пишет: карандаш был катализатором. ??? Катализатором были стихийные, то бишь не осознаваемые, эмоции детей.

Павел Лапшов: Nell пишет: Эмоции идут из подсознания Мы не можем влиять на раздражители вызывающие из нашего подсознания те или иные эмоции. Однако, мы можем, при определенной степени подготовки, контролировать появление и нарастание эмоций, их силу и действия ими вызванные... Можем отслеживать проявление эмоций у других людей и использовать эту информацию при взаимодействии с ними... Пол Экман пишет о "зоне невосприимчивости", проще говоря неадекватности оппонента, учитывая которую можно избежать многих ненужных конфликтов и конфронтаций в жизни...

маэстро: Nell пишет: Катализатором были стихийные, то бишь не осознаваемые, эмоции детей. На мой взгляд эмоции здесь вообще ни при чем. Дети - отражение взрослых. Здесь показано лавинообразное развитие конфликта. Если в перенасыщенный раствор бросить малюсенький кристалл, то лавинообразно образуется большой кристал и обнаружить в нем тот, что бросили, будет невозможно. (Если этот кристалл, после начала лавинообразного процесса удалить, то его там и не будет) p.s. Запуском реакции кристаллизации может быть как встряхивание, так и снижение температуры.

маэстро: О чем вообще тема? О пльзе и опасности...? Павел Лапшов пишет: В этой теме я хочу поговорить с вами о человеческих эмоциях и той пользе и опасности, которые они несут. Или Павел Лапшов пишет: Эмоции, так что же это такое?

маэстро: Павел Лапшов пишет: здесь: http://slovari.yandex.ru/эмоции/БСЭ/Эмоции/ "Т. о., лимбические структуры во взаимодействии с ретикулярной формацией ствола мозга составляют центральный нервный субстрат Э." - крутая фраза!

Павел Лапшов: Тоже очень хороший пример... Эмоции не всегда позволяют увидеть текст или картину мира целиком... чаще это обрывочный калейдоскоп из битых цветных стеклышек... Эмоции присутствуют в нашей жизни постоянно... и были бы они простыми наблюдателями, но нет... они управляют... Эмоция длится, как правило, менее секунды... но с легкостью меняют нашу жизнь на многие годы... Эмоции, это своеобразный оператор случайных чисел, как в игровых программах команда RAND. Оператор случайных чисел, при всей определенности событий, вносит в них иллюзию разнообразия возможностей... маэстро пишет: лимбические структуры во взаимодействии с ретикулярной формацией ствола мозга составляют центральный нервный субстрат Э. Я рад, что Вы нашли ключевую часть статьи. Спасибо.

маэстро: Павел Лапшов пишет: Я рад, что Вы нашли ключевую часть статьи. Сказал бы я, куда и кому я бы этот ключик засунул! О чем тема?! Эмоции - это плохо?

Павел Лапшов: Дорогой мой друг и собеседник, уважаемый маэстро! Я Вас очень попрошу ни себе, ни кому бы то ни было еще не засовывать куда попало ключи, это может быть небезопасно для здоровья. Ключ символ доступа к сокровенным, а иногда и сакральным знаниям – всем богатствам мира… Мы на форуме очень часто говорим о своей осознанности, как частицы мироздания… о Боге… об ответственности… и так далее… но, возможно ли это понимать без познания своего внутреннего мира сплошь и рядом состоящего из эмоций… Эмоции это наш инструмент познания и развития, ориентации и ориентирования… Плохо это? Думаю, что все зависит от настройки инструмента и мастера его использующего. Эмоция – искра Божья, импульс вызывающий и возвращающий нас к жизни. Эмоции влияют и определяют нашу судьбу, предопределяют события нашего ближайшего и дальнейшего будущего, создают настоящее… Вот примерно об этом я и хочу поговорить в этой теме…

маэстро: Павел Лапшов пишет: Я Вас очень попрошу ни себе, ни кому бы то ни было еще не засовывать куда попало ключи, это может быть небезопасно для здоровья. А Вы о чем подумали? маэстро пишет: Сказал бы я, куда и кому я бы этот ключик засунул! Я имел в виду карман автора статьи. А Вы?! Вот Вам и эмоции. Павел Лапшов пишет: Эмоция – искра Божья При чем тут Бог? Павел Лапшов пишет: Эмоции — субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, Субъективность обусловлена мировоззрением человека - "Цель формирует ценности" Павел Лапшов пишет: Эмоции влияют и определяют нашу судьбу, предопределяют события нашего ближайшего и дальнейшего будущего, создают настоящее… Так что не эмоции, а мировоззрение создает настоящее. От мировоззрения зависит как тот или иной человек реагирует на одно и то же событие. (пример см. в начале поста)

ogranschik: маэстро пишет: От мировоззрения зависит как тот или иной человек реагирует на одно и то же событие. (пример см. в начале поста) Всё верно..А эмоции могут быть разными-от очень спокойного отношения,до проявления почти буйства...

маэстро: ogranschik пишет: А эмоции могут быть разными-от очень спокойного отношения,до проявления почти буйства... Немного дополню. От буйства до полного подавления эмоций, т.е. полного их отсутствия.

Nell: Эмоции сами по себе не могут формировать ни настоящего , ни будущего. Эмоции придают событиям или ситуациям ту или иную окраску. Наше мировоззрение и миропонимание определяют бытие, а не наоборот, как это считалось в марксизме-ленинизме.

Павел Лапшов: Спасибо. Очень приятно, что мои рассуждения были не только прочитаны, но и вызвали определенные эмоции у читателя... ибо подвигнуть человека не только осмысливать, но и действовать могут лишь достаточно сильные эмоции... Я очень благодарен всем вам.

Павел Лапшов: Чуть позже я обязательно поделюсь своими мыслями по поводу высказанных участниками обсуждения сентенций... мне они показались весьма интересными, пусть и достаточно примитивными... вот только выкрою из своего графика немного праздного времени...

Павел Лапшов: Пока же я хочу предложить для понимания и осмысления несколько, интересных на мой взгляд, высказываний весьма известных и почитаемых мыслителей человечества: Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. «Конечно, жизнь определяет сознание. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания». (Выготский). и Свобода- это свобода от беспокойства. Поняв, что вы не можете влиять на результаты, не обращайте внимания на свои желания и страхи. Пусть они приходят и уходят. Не подпитывайте их интересом и вниманием. Нисаргадатта Махарадж

Павел Лапшов: Очень простой, даже банальный тест... Попробуйте его пройти и честно сообщите его результат... Потом продолжим

ogranschik: Вы подумали о красном молотке.. -------------------------------- Нет, я подумал о коричневом цвете и о плоскогубцах...

маэстро: Ну, по этому тесту, может я не так понял, но я подумал отдельно об инструменте и отдельно о цвете. Цвет действительно красный, но еще до прочтения ответа в голове пронесся синоним - красивый, святой. А инструмент - топор. Приехав в деревню, это был первый инструмент, который я освоил. Потом была коса, самодельная болгарка, сварочник и т.д.

Nell: Кстати, вот наверное, более точное определение: эмоция - это предельно плотно упакованная информация из подсознания. И еще. Есть эмоция, а есть реакция на какое-либо воздействие. Например, истерический крик - это реакция, а не эмоция.

Павел Лапшов: Nell, совершенно верно. Истерический крик - это реакция на какую-то очень сильную эмоцию... сознание, очевидно, не имеет к нему никакого отношение... т.е. управляло человеком в данный момент не оно... не сознание в конкретном случае определяло бытие... Ведь истерический крик ни как не может помочь человеку решить проблему любого рода... но, человек все равно кричит... Вообще большинство эмоций длятся несколько сотых секунды, а все остальное наши реакции на них - наша жизнь... Мимолетный взгляд... говорят между ними проскочила искра... и счастливый брак на всю жизнь... или... Еще один пример, когда эмоция определила бытие... Еще один очень интересный момент - это периоды невосприимчивости (защита от реальности неадекватностью) вызываемыми как положительными, так и отрицательными эмоциями на ровне. Эти периоды могут длиться всю жизнь... "Любовь зла, полюбишь и козла..." Налицо пример такой невосприимчивости... Из этой же оперы и все другие аномалии - геи, лесбиянки, ромштайны с пидорасингом и прочее... Понимая природу эмоций и наших реакций на них можно качественно изменить свою жизнь... помочь своим близким и другим людям... Думаю, что нам всем есть о чем подумать и рассказать...

маэстро: Павел Лапшов пишет: Истерический крик - это реакция на какую-то очень сильную эмоцию.. Не согласен. Истерический крик - это реакция на неспособность исправить положение. Обычно истерический крик вызывает банальная неприятность, но она является "последней каплей". Павел Лапшов пишет: Мимолетный взгляд... говорят между ними проскочила искра... и счастливый брак на всю жизнь... Эти "искры" сыпятся по всюду как из под точильного камня, а браки на всю жизнь .... Чаще всего этой искры на медовый месяц хватает. Павел Лапшов пишет: Еще один очень интересный момент - это периоды невосприимчивости (защита от реальности неадекватностью) вызываемыми как положительными, так и отрицательными эмоциями на ровне. Эти периоды могут длиться всю жизнь... "Любовь зла, полюбишь и козла..." Если невосприимчивость - это эмоция, то тьма - это свет.

Sakich: зелёный и стамеска (по отдельности) Красный молоток взят "от фонаря" тест мог быть создан для внедрения в подсознание исключительности - "ты ни такой как все!" Хотя не исключаю другие скрытые смыслы. Павел, признаюсь, я ни очень-то понимаю приведённые тобой цитаты, и они мне не нравятся. Ни хочу разбирать всего и вдаваться в полемику. Копирну лишь последнюю строчку из Выготского. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания Мыслительный процесс протекает в сознании. Аффект, согласно словарю, это душевное волнение, страсть, эмоциональное состояние, для которого характерно бурное и относительно кратковременное протекание (ярость, гнев, ужас и т. п.). Получается, что аффект это подсознательный процесс, мы им как бы не управляем. Автор в цитируемой строчке не делает различия между сознанием или подсознанием, умышленно или нет это не так важно, а важно то, что нет метрологической состоятельности, т.е. под одним и тем же словом могут подразумеваться разные понятия. Так начинается разброд в мыслях и притягивание за уши того чего нет. Выше по тексту встречается тоже самое. Быть может, читая первоисточник в полном объеме, всё выглядит лучше. Но мы его не читаем. Вот что ещё бросилось в глаза Понимая природу эмоций и наших реакций на них можно качественно изменить свою жизнь... помочь своим близким и другим людям... Изменить свою жизнь можно, например, нормально так забухАв. А помогать другим, так ли уж им это надо? Вопрос для отдельной темы, пожалуй. Ну это я скорей стебусь, прости. Конечно ты подразумевал изменение жизни к лучшему. Но. Способ, который автор и ты вместе с ним предлагаете, основывается на том, чтобы контролировать безсознательные уровни психики с сознательного уровня. Как мне кажется, правильнее было бы на сознательном уровне становиться Человеками, и тогда безсознательные уровни плавно бы перестроились сами собой. И житуха тогда и улучшение её больше бы зависела от сознания, чем от эмоций. Как думаешь? Кстати на вопрос: сознание определяет быт или быт определяет сознание? я отвечаю, что они взаимозависимы, взаимоопределяемы.

маэстро: Sakich пишет: Павел, признаюсь, я ни очень-то понимаю приведённые тобой цитаты, и они мне не нравятся. Анаогично Sakich пишет: Как мне кажется, правильнее было бы на сознательном уровне становиться Человеками, и тогда безсознательные уровни плавно бы перестроились сами собой. И житуха тогда и улучшение её больше бы зависела от сознания, чем от эмоций. Согласен.

Павел Лапшов: Sakich, очень интересные рассуждения и замечания, спасибо. Обсуждение может получиться интересным и плодотворным.

Павел Лапшов: Отвлеченно... Вот интересный момент... написанное мною уже вызвало определенные эмоции... Фраза: "Что посеешь, то и пожнешь" может иметь куда более глубинный смысл, чем мы привыкли в ней видеть. Всем еще раз спасибо.

Sakich: Я тут вчера по центру гулял и размышлял около этой темы...и в голове моей засел один пример того, как сознание влияет на наши реакции/эмоции. Как в типичном анекдоте, представьте себе троих: древнего "аборигена" который никогда не встречал предметов из нашей цивилизации; простую среднестатистическую тётю; специально подготовленного бойца. И представьте себе ситуацию, в которой бандит с пистолетом нападает на каждого по отдельности. Абориген никогда не видел пистолета и не знает что это такое и чем может грозить. Поэтому просто угроза пистолетом не вызывает у него должной реакции, наверно вообще на пистолет ни какой реакции не последует (Пост Павла №166 частично об этом. Также это управление по предсказуемости, бандит не учёл с кем имеет дело, не вызвав должной реакции, он не может добиться того, чего хочет). В сознание "аборигена никогда не поступала информация об огнестрельном оружии. Отсутствие такой информации определило и отсутствие реакции на пистолет-"раздражитель". А вот наша тётенька знает что такое пистолет, знает чем может всё закончится, т.е. в её сознание поступала информация о том, что это такое. Но также НЕ поступала информация о том, что делать в такой ситуации. Сознание работает медленнее, чем подсознание (безсознательные уровни психики), поэтому в экстренных ситуациях, когда требуется высокая скорость принятия решений, сознание блокируется, и человек действует безсознательно, инстинктивно. Поскольку информации нет о том что делать, то подсознание либо впадает в ступор, либо включает инстинктивные программы, например, тётя может притвориться мёртвой, или закричать. Ну, а бойца через сознание загружена вся информация, и том что такое пистолет, и что делать, если тебе угрожают пистолетом, и отточены навыки и приёмы. Так что никаких эмоций, ступора, истерики, только действия, отточенные до автоматизма.

маэстро: Sakich пишет: Сознание работает медленнее, чем подсознание (безсознательные уровни психики), поэтому в экстренных ситуациях, когда требуется высокая скорость принятия решений, сознание блокируется, и человек действует безсознательно, инстинктивно. Поскольку информации нет о том что делать, то подсознание либо впадает в ступор, либо включает инстинктивные программы, например, тётя может притвориться мёртвой, или закричать. Ну, а бойца через сознание загружена вся информация, и том что такое пистолет, и что делать, если тебе угрожают пистолетом, и отточены навыки и приёмы. Так что никаких эмоций, ступора, истерики, только действия, отточенные до автоматизма. Т.е. вид эмоции Sakich пишет: ступора, истерики и т.д. зависит от уровня развития.

Павел Лапшов: Сначала готовили меня... потом готовил я... Sakich, Вы все очень правильно подметили... но, есть небольшие неточности... Порядок подготовки современного бойца основан в первую очередь на работе с его эмоциями, даже все силовые (физические) упражнения подчинены этой цели. Определенное качество вырабатывается сначала в сознании бойца и закрепляется там. Потом в ходе тренировок начинает возрастать скорость выполнения упражнения, добавляются аффективные средства (взрывпакеты, выстрелы, другие "приятные" неожиданности). В случае проявления "неверной" реакции тренировка останавливается и начинается сначала. Таким образом, необходимая реакция загоняется в подсознание... т.е. в момент выполнения боевого элемента боец действует на подсознательном уровне... Вы даже не представляете, какими возможностями в этом состоянии он обладает... различать запахи на расстоянии нескольких десятков метров... видеть практически в полной темноте... тончайший слух... другие, практически сверхъестественные, способности...

Павел Лапшов: Много ли может сделать "криворукий" недоучка на высокотехнологичном станке с программным управлением? Много ли может сделать оператор станка с ПУ ручным лобзиком? Сознание - хорошо, но если оно грамотно и правильно использует достойные инструменты, то плоды его деятельности просто великолепны! Просто инструмент... у кого-то станок с ПУ, а у кого-то колун без ручки...

маэстро: Павел Лапшов пишет: Порядок подготовки современного бойца основан в первую очередь на работе с его эмоциями, Уровень проявления эмоций зависит от уровня подготовки. Неизвестно какой уровень эмоций будет у того же бойца в домашнем скандале с женой.

Nell: маэстро пишет: Неизвестно какой уровень эмоций будет у того же бойца в домашнем скандале с женой. Я думаю, что в быту навыки управления своими психическими реакциями в условиях войны не работают вообще. Здесь нет врага, затаившегося в тени деревьев, и нет тех звуков и шорохов, которые выдают приближение опасности. Натаскивание психики в боевых условиях по своим целям и задачам в корне отличается от поведения в повседневной жизни. Ну, а попытки манипулирования другими людьми с помощью этих навыков выглядят крайне неуклюже и нелепо и ничего, кроме отторжения не вызывают потому что это дрессура на условные рефлексы, как у собаки Павлова. И ничего общего с эмоциями она не имеет.

Sakich: да, Павел, хорошее дополнение



полная версия страницы