Форум » Наши земляки » Николай Михайлович Маторин » Ответить

Николай Михайлович Маторин

Кузя: Николай Михайлович Маторин Николай Михайлович вошел в историю нашей науки как один из крупнейших специалистов по истории народных веро- ваний и мировых религий81. Его вклад в науку в полном объеме еще предстоит изучить, ибо в течение нескольких десятилетий его имя как исследователя фактически замалчивалось, а его тру- ды и в наши дни практически малодоступны даже специалистам: ведь в свое время они были просто-напросто изъяты из библио- тек и уничтожены82. Только единичные экземпляры их сохрани- лись в отделах специального хранения крупнейших библиотек страны и чудом в книжных собраниях отдельных ученых. (1898–1936) – этнограф, фольклорист, организатор научной и музейной работы. С 1924 г. преподавал в Географическом институте, с 1928 г. доцент этнографического факультета Географического института, с 1931 г. – профессор, ведущий специалист по проблемам религиоведения. С 1930 г. – заместитель председателя Комиссии по изучению племенного состава страны АН СССР. В 1930–1933 гг., директор МАЭ, а затем с февраля 1993 г. – Института антропологии и этнографии АН СССР. В 1930–1933 гг. один из организаторов Музея истории религии. Арестован в 1935 г., расстрелян в 1936 г

Ответов - 5

Кузя: 5 февраля 1926 г. Николай Михайлович распоряжением Северо-западного бюро ЦК ВКП(б) направляется на низовую работу в органы народного образования Псковской области. В марте—июле 1926 г. он — заместитель заведующего Псковским ГубОНО, с августа 1926 по август 1927 г. — заведующий Себеж- ским РОНО. Наряду с основной работой он продолжал свою на- учную деятельность, был членом Псковского общества изучения местного края, написал «Историю Себежского края» (объе- мом 7—8 а. л., оставшуюся неизданной), весной 1926 г. на Ленинградском областном краеведческом съезде прочитал доклад «О методах изучения современной деревни», проводил антире- лигиозные диспуты и др.. Одновременно Маторин занимался литературным творчеством, и воспитанники местного дет- ского дома на вечерах читали его стихи лирического характе- ра. http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/ethnography2.pdf

Кузя: «Совершенно очевидно, что он был одним из крупных ученых-этнографов, умелых организаторов и руководи- телей науки. Это подтверждает отзыв академиков И.И.Меща- нинова и И.А.Орбели о Маторине, написанный еще 8 июня 1929 г.: «Николай Михайлович провел ряд интересных исследований по прослеживанию хозяйственной подосновы в сохранившихся культо- вых обрядах, свидетельствующих о последовательной смене хо- зяйственных структур. Николай Михайлович уже участвует в ра- боте Академии, принимая деятельное участие в занятиях секции генетики культуры. Зная отзыв Н.Я.Марра о работах Н.М.Мато- рина, мы в полной мере поддерживаем кандидатуру его на из- брание научным сотрудником I категории, к каковой он вполне подходит по своей научной квалификации, каковую может за- нять с большой пользою для проведения плановых работ Акаде- мии»161. Напомним, что этот отзыв написан еще до появления ряда крупных работ Маторина, которые, как мы отмечали выше, не потеряли своего значения и поныне162. Об этом говорит и факт повторного издания некоторых его статей. Так, в 1974 г. в тематическом сборнике была вновь опубликована его статья «К вопросу об идеологии скопчества»» «много писал сам, особенно стихов. Пожалуй, даже их названия могут дать некоторое представление, о чем ду- мал тогда заключенный лагеря Малек Н.М.Маторин. Воспоми- нания о людях («Лев Штернберг», «В.А.Городцову»), о местах, где бывал («Дагестан», «Себеж»)...»

Кузя: «Одной из ярких, деятельных фигур в советской этнографиче- ской науке конца 20-х—начала 30-х годов XX в., несомненно, является Николай Михайлович Маторин, последний директор Музея антропологии и этнографии (МАЭ) АН СССР перед его вхождением в Институт антропологии и этнографии (ИАЭ) АН СССР, первый директор этого Института и ответственный ре- дактор журнала «Советская этнография»1. Важных должностей, постоянных и временных, у него было предостаточно. По разма- ху научно-исследовательской, научно-организационной, пропа- гандистско-преподавательской и общественно-политической дея- тельности он по праву был одним из признанных лидеров совет- ской этнографической науки конца 20-х—начала 30-х годов. В середине 30-х годов Маторина незаконно репрессировали, и его имя надолго исчезло из истории науки. Несомненно, давно пора рассказать об этом ученом, о его многогранной деятель- ности. » http://www.ihst.ru/projects/sohist/books/ethnography2.pdf


Кузя: Племянница Николая Маторина Тамара Тамбовкина много лет изучает свою родословную, присылая в лихославльский районный архив все, что ей удается найти о своих родственниках. http://tver.rfn.ru/rnews.html?id=4117

Кузя: http://www.kunstkamera.ru/history/museum_directors/matorin/



полная версия страницы