Форум » Наши земляки » Себежские евреи » Ответить

Себежские евреи

chibisovitc: ДИМАНШТЕ́ЙН Шим‘он (Семен Маркович; 1886, Себеж, Витебская губерния, ныне Псковская область, по др. данным г. Старая Русса Новгородской губ.– 1938), Парт. и сов. гос. деятель, публицист; марксист. теоретик нац. вопроса; один из организаторов сов. востоковедения. Сын сельского коробейника, Диманштейн учился в Любавичской иешиве, в возрасте 18 лет получил звание раввина. В 1904 г. в Вильне Диманштейн вступил в Российскую социал-демократическую партию, примкнул к большевикам и принял активное участие в их борьбе с Бундом. Работал в подпольных организациях Риги, Минска, несколько раз подвергался аресту. В 1908 г. был осужден на шесть лет каторги (сидел в Рижском централе, Саратовской каторжной тюрьме), отправлен в Сибирь, откуда бежал (1913) и эмигрировал в Париж. После Февральской революции 1917 г. Диманштейн вернулся в Россию, работал в Риге в военной организации и редактировал газету «Окопная правда». После Октябрьской революции входил в коллегию Наркомтруда. В январе 1918 г. Диманштейн был назначен главой Еврейского комиссариата при Народном комиссариате по делам национальностей, возглавляемом И. Сталиным, участвовал в создании первой советской газеты на идиш «Ди вархайт» и был ее редактором в 1918–19 гг. (с 1 августа 1918 г. — «Дер эмес»). В октябре 1918 г. Диманштейн был избран председателем центрального бюро Евсекции; в июле 1919 г. в развитие июньского декрета Еврейского комиссариата подписал циркуляр о закрытии правлений и учреждений еврейских общин и ликвидации «других буржуазных организаций, как сионистская организация Тарбут, Хе-Халуц и др.». С того же времени почти полностью отошел на несколько лет от еврейских проблем и занимал различные официальные должности: член Центрального комитета коммунистической партии Литвы и Белоруссии и нарком труда Литовско-Белорусской ССР в 1919 г.; нарком просвещения Туркестана в 1920 г. В 1921 делегат от Туркестана на X съезде РКП(б); начальник Главполитпросвета на Украине в 1922 г. С 1924 г. Диманштейн работал в аппарате Центрального комитета коммунистической партии, был заведующим его национальным сектором (до февраля 1930 г.); затем директором Института национальностей при Центральном исполнительном комитете Советского Союза и редактором журнала «Революция и национальности», где поместил ряд статей по еврейскому вопросу в Советском Союзе. С 1924 чл. К-та содействия народностям сев. окраин при ЦИК СССР (К-т Севера). Активно участвовал в движении по созданию латинизированных письменностей для нацменьшинств СССР. В 1930 после смерти М. П. Павловича (Вельтмана) сменил его на посту предс. ВНАВ и отв. ред. ж. "Новый Восток". Решительно повел линию на ликвидацию даже тех немногих элементов сотрудничества востоковедов-марксистов с представителями классич. востоковедения, которые еще допускались прежним, относительно "умеренным" рук. ВНАВ; увязывал это со сталинским лозунгом "общего наступления социализма по всему фронту". Являясь с конца 20-х гг. председателем центрального правления ОЗЕТа, Диманштейн принял деятельное участие в организации Еврейской автономной области в Биробиджане. В 1930 г. Диманштейн выступил в печати против сплошной коллективизации в национальных районах, за что был подвергнут критике партийных властей. Под редакцией Диманштейна был издан сборник на идиш «Идн ин ФССР» («Евреи в СССР», 1935). В октябре 1936 г. Диманштейн вошел в состав редакции ежеквартальника «Форпост» (Биробиджан, выходил в 1936–40), но вскоре был арестован и погиб в заключении. Прож. в Москве: ул. Коминтерна, д. 10, кв. 2. Арестован 21 февраля 1938. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке "Москва-центр. Список №1" от 20 августа 1938 на 313 чел., №77, по представлению нач. 1-го спец. отдела НКВД И.И.Шапиро. Сопроводительная записка Н.И.Ежова: "Прошу санкции осудить всех по первой категории". Подписи: "За". Сталин, Молотов. Приговорен ВКВС СССР 25 августа 1938 по обвинению в участии в к.-р. террористической организации. Расстрелян и похоронен на "Коммунарке" (Моск. обл.) 25 августа 1938. Реабилитирован 13 августа 1955. Соч.: Этапы программной разработки национального вопроса. Мелитополь, 1924; Памяти М. П. Павловича-Вельтмана // Вестник Коммунистической Академии. 1927. № 21. С. 3-5; 10 лет национальной политики партии и соввласти // НВ. 1927. № 19. С. III-XXII; Народное образование национальностей СССР и задачи востоковедения // Там же. 1929. № 25. С. XXXIV-LVIII; Тов. Сталин и национальная политика партии // Там же. 1930. № 28. С. III-VII; Поворотный пункт в советском востоковедении: (К всесоюз. съезду востоковедов) // Там же. С. VIII-XXIV; К декларации Всесоюзной ассоциации марксистов-востоковедов // Там же. № 29. С. XVI-XX; Еврейская автономная область - детище Октябрьской революции. М., 1934 (2-е изд.: М., 1936). Лит.: Стенографический отчет, 1927. С. I, 6-9, 101-107, 146, 156-158, 167-169, 174-176; НРМ. С. 83; Буткова А. А., Губер А. А., Дьяконов А. М. Семен Маркович Диманштейн: К 80-летию со дня рождения // НАА. 1966. № 4. С. 261-262; Никифоров, 1970. С. 131-217; Азиатский музей. С. 34, 50, 51; Кононов А. Н., Иориш И. И. Ленинградский Восточный институт. М., 1977. С. 21, 22, 107; Перченок, 1978. С. 462; Агурский М. Горький и еврейские писатели // Минувшее. Вып. 10. С. 179, 185; РВост. № 4. С. 121; СРС, 2002. ГАРФ Ф. Р-9443 Оп.1 Диманштейн С.М, Буткова-Диманштейн Александра Алексеевна (жена Семена Марковича 1898, Сумы, Харьковской губернии - 1982, Москва Приговорена: ОСО при НКВД СССР 8 октября 1938 г по обвинению в ЧСИР к 8 годам ИТЛ. Прибыла в Карлаг 20.08.1941 из Сегежлага. Освобождена 20.06.1946) Хаим Черновиц (псевдоним Рав Ца‘ир — `молодой раввин`; 1871, Себеж Витебской губернии, ныне Беларусь, – 1949, Нью-Йорк), ученый-талмудист и сионистский публицист. Получил основательное религиозное образование, смиху он получил от И. Э. Спектора в Ковне (см. Каунас) в 1896 г. В следующем году Хаим Черновиц переселился в Одессу и основал там иешиву, которая была модернизирована в 1907 г. и стала называться Высшей школой иудаизма. Преподавателями иешивы были Х. Н. Бялик и И. Г. Клаузнер. В учебной программе традиционные талмудические предметы сочетались с новыми научными исследованиями по иудаистике. Целью Хаима Черновица было обновление иудаизма. В 1914 г. он получил степень доктора философии в университете Вюрцбурга (Германия). В 1923 г. он переехал в США и преподавал Талмуд в Еврейском институте религии (в 1948 г. вошел в состав Хибру юнион колледж). В 1939 г. основал литературный ежемесячник «Биццарон». Научное наследие Хаима Черновица составляют исследования по истории еврейской традиции. Первая статья «Ха-санегория бе-ваттей-мишпат шел Исраэль» («Судебная защита в еврейских судах») была опубликована в журнале «Ха-Шиллоах» (№3, 1898). Его первые книги были посвящены методике модернизированного преподавания Талмуда: «Ши‘урим ба-Талмуд» («Занятия по Талмуду», в 2-х томах, 1903) и «Киццур ха-Талмуд» («Талмуд в сокращении», в 2-х томах, 1919–22). В дальнейшем основой научных интересов Хаима Черновица стала Галаха. Его «Толдот ха-Халаха» («История Галахи», в 4-х томах, 1935–50) охватывает период до разрушения Второго храма, «Толдот ха-поским» («История поским», в 3-х томах, 1946–47) посвящена постталмудическому периоду, эпохе гаонов и средним векам. Как публицист Хаим Черновиц выступал в печати на иврите и идиш со статьями о проблемах сионистского движения и жизни еврейского народа в диаспоре. Его статьи собраны в сборниках «Бе-ша‘арей Цион» («Во вратах Сиона», 1937) и «Хевлей геулла» («Родовые схватки избавления», 1949). Мемуарный характер носят книги «Пиркей хаим» («Главы жизни», 1954) и «Массехет зихронот» («Ткань воспоминаний», 1945). Шмуэль Черновиц (1879, Себеж, – 1929, Тель-Авив), брат Хаима Черновица, журналист. В юности стал сионистским активистом. В 1903 г. переехал в Варшаву, работал секретарем детского еженедельника «Олам катан», затем вошел в редакцию ежедневной газеты «Ха-Зман» (Вильна). С возобновлением издания «Ха-Цфира» (1910, Варшава) он стал работать в этой газете, некоторое время замещал Н. Соколова на посту редактора. Во время Первой мировой войны был в Москве одним из редакторов ежедневной газеты на иврите «Ха-‘Ам» (1917–18). В 1921 г. приехал в Эрец-Исраэль, был членом редакционного совета газеты «Ха-Арец», секретарем Ва‘ад леумми. Шмуэль Черновиц — автор исторической монографии «Бней-Моше у-ткуфатам» («Члены общества Бней-Моше и их эпоха», 1914) и ряда статей и эссе, вошедших в сборнике «Им шахар» (1927). http://alex-katz.livejournal.com/5423.html о Вайсгантах http://www.yadvashem.org/wps/portal/!ut/p/_s.7_0_A/7_0_2KE?last_name=&first_name=&location=%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B6&next_form=results мартиролог погибших в Холокосте. "Вопрос о большем обслуживании еврейского населения советскими органами - один из важнейших вопросов работы среди еврейского населения. Губкомом даны указания о том, чтобы в Невеле, Себеже и Велиже во всех советских учреждениях принимали заявления, давали справки и печатались об'явления на еврейском языке.За отчетный период проводилась, хотя и слабо, работа по землеустройству трудящихся евреев. По политвоспитательной работе намечено организовать на будущий год 1 школу политграмоты в Невеле и по одному кружку самообразования в Велиже и Себеже". (Из "Отчёта Псковского Губкома РКП(б) за 1924-1925 гг.". Псков. 1925) http://derjava.pskov.ru/citaty/2024/

Ответов - 13

Кузя: Мемуары Любавичского Ребе ГЛАВА 35 ПЕРВЫЕ ЕВРЕИ ГОРОДА ВИТЕБСКА В 5330 году (1570 г.) некто по имени р. Нахум перебрался из Праги в Себеж, что на границе между тогдашней Польшей и Швецией. Себеж входил в состав имения, принадлежавшего польскому шляхтичу Бонч-Зинкевичу. Этот шляхтич относился весьма дружелюбно к себежским евреям, особенно к семье, прибывшей из Праги. Еврейская община в Себеже все возрастала. С течением времени Зинкевич решил перебраться в свое имение под Краковом, а свои владения под Себежом, включая все деревни и крепостных, общим числом 600 душ, продать. Он обратился к р. Нахуму, который возглавлял Себежскую общину, с просьбой найти покупателя на его хозяйство. Соседние имения, находившиеся в пределах тогдашней Швеции, принадлежали одному из шведских князей по имени Иоганн Камбари, который часто наезжал в свои имения и проводил там длительное время. Р. Нахуму пришла мысль попробовать предложить этому шведскому князю купить владения польского шляхтича Бонч-Зинкевича. Он подождал, пока князь прибыл в свое имение по соседству и отправился к нему. Князь Камбари принял р. Нахума очень дружественно и завел с ним беседу по различным вопросам, ничего не сказав р. Нахуму решительного о предлагаемой им покупке. По этому поводу он просил р. Нахума явиться к нему недели через две-три. Подождав несколько недель, отправился р. Нахум к князю вновь, будучи уверенным, что уже завязал с князем дружеские отношения. Когда р. Нахум явился в замок князя, он был на этот раз принят еще дружелюбнее. Ему уже приготовили отдельное помещение со всеми удобствами. В тот же день принял князь р. Нахума. Приступая к вопросу о покупке владений Зинкевича, князь попросил р. Нахума подробнее рассказать ему о евреях. Было ясно, что князь очень интересуется этим вопросом, поскольку он о евреях знал весьма мало. Р. Нахуму пришлось излагать князю чуть ли не всю еврейскую историю, начиная со времен нашего патриарха Авраама. Князь слушал его с большим вниманием. – Я Вас попрошу оставаться здесь несколько дней, – сказал князь р. Нахуму, – я хочу знать возможно больше о евреях. Сообщите об этом Вашей семье, чтобы о Вас не беспокоились. Р. Нахум согласился и послал с этим сообщением своего «человека» р. Шиллема, наказав ему привести из дома съестные припасы на все время пребывания в имении князя, чтобы не питаться продуктами гоя. Каждый день князь приглашал к себе р. Нахума и задерживал его часами, расспрашивая о евреях, об их образе жизни и об их религии. Видно было, что сколько бы он ни слушал р. Нахума, ему все было мало. Р. Нахум никак не мог понять, чем вызвано все это. Такого большого интереса к евреям и еврейству со стороны гоя он еще не встречал. Р. Шиллем вернулся из Витебска и привез с собой пищу и одежду. Он рассчитывал, что его хозяину придется проводить в замке субботний день, поэтому он привез вино и субботние блюда, а также праздничную одежду, включая штраймл р. Нахума с тринадцатью хвостиками и его субботний талит с золотым обрамлением. Он привез также малую Сейфер-Тору вместе с арон-кодешом, в котором она хранилась в доме р. Нахума. Р. Нахум происходил от евреев, выходцев из Испании. Эту Сейфер-Тору и ее арон-кодеш он унаследовал от своих испанских прародителей. Эти святыни переходили по наследству от отца к сыну в течение многих поколений. Сейфер-Тора находилась в серебряном футляре, а арон-кодеш был деревяный с художественной резьбой. Р. Нахум имел обыкновение каждый четверг читать главу, относящуюся к данной неделе, в этой Сейфер-Торе. И это – помимо традиционого чтения «шнаим микра в'эхад таргум» (дважды каждый стих хумаша в оригинале и один раз перевод этого стиха на арамейский язык) по пятницам после полудня. Когда наступила суббота, почувствовал себя р. Нахум как дома и соответственно этому проводил свое время. В субботу днем явился к р. Нахуму посыльный от князя с приглашением явиться в замок. Р. Нахман пошел к князю одетый по субботнему и с штраймл на голове. Когда он вошел в кабинет князя, поднялся ему навстречу шведский вельможа, выказывая ему большой почет. Р. Нахум удивился этому. Неужели он произвел на князя такое большое впечатление своей субботней одеждой? Что-то подсказывало р. Нахуму, что проявляемый князем интерес к нему имеет особое значение. Более явно почувствовал он это, когда князь начал задавать ему вопросы о том, как евреи соблюдают субботу и в чем смысл этого. Р. Нахум был очень тронут таким глубоким вниманием князя. Он заметил глубокую печаль на лице князя Камбари. Он мог заметить также слезы в глазах князя. Вскоре р. Нахуму стало все ясно. В кабинет вошла пожилая женщина, которую князь представил ему как свою тетю, сестру его матери. Р. Нахум мог тут же заметить, что перед ним женщина большого ума и что она особенно заинтересована познакомиться с ним. Она также начала расспрашивать о евреях и о том, как им живется. Видно было, что у этой женщины есть какая-то тайна, которую она никак не решается открыть ему. В следующий понедельник р. Нахум был вновь приглашен в замок. Князь и его тетя ждали его и приняли, как своего человека. Тетя была теперь очень доверчива, как будто все ее сомнения наконец-то разрешились. Р. Нахум узнал ее тайну Оказывается, князь и его тетя происходят от евреев и принадлежат также к испанским евреям. Тетя рассказала р. Нахуму все, что она знала об их происхождении. У них сохранился портрет дедушки князя Камбари, он же отец тети, имя которого было Иосеф Габриели и который был в числе евреев, изгнанных из Испании. В Испании был Иосеф Гавриели большим магнатом. Он выдал эту свою дочь и ее сестру Регину за богатых евреев. Они также попали в число испанских изгнанников. Они блуждали из страны в страну, пока не очутились в Моравии, где и осели. В стране разразилась тогда эпидемия, и муж тети князя умер. Тогда она перебралась жить к своей сестре, которая родила в то время сына Иеуду. Их материальное положение было тяжелое; они потеряли все свое состояние. Через год умер также муж Регины и их положение ухудшилось еще больше. Они остались совершенно без средств к жизни. Между тем случилось так, что Регина познакомилась с молодым человеком очень высокого ранга. Он принадлежал к шведской княжеской фамилии Камбари. Регина никогда не позволила бы себе стать женой нееврея, но Камбари открыл ей, что он тоже еврей. Он попросил ее руки, и она согласилась. Вскоре они уехали в Швецию. Они оба чувствовали себя евреями и все время мечтали вернуться в свое лоно, но не так-то легко было прервать связь со своей богатой и могущественной семьей. Сын Регины, Иеуда, рожденный евреем, получил теперь имя Иоганн и воспитывался как княжеский сын, как настоящий Камбари. Перед своей смертью Регина попросила свою сестру открыть ее сыну, когда он вырастет, тайну его еврейского происхождения. Два года тому назад умер отчим Иоганна, и его тетя наконец-то открыла ему эту тайну и передала ему портрет его дедушки Иосефа Гавриели. – Вот уже год, – закончила эта женщина свою длинную историю, – как я и мой племянник решили оставить свое прежнее местожительство и поселиться где-либо, где мы могли бы вновь стать евреями. По этой причине мы оказались здесь, вблизи польской границы. Мы все время ищем здесь кого-нибудь, кто помог бы нам исполнить наше желание. Когда мой племянник сообщил мне недавно, что он познакомился с достойным доверия польским евреем, я прибыла сюда, чтобы проверить возможность открыться ему и попросить его совета в этом деле. Как Вы видите, – заключила старушка, – мы решили довериться Вам. Эта история произвела на р. Нахума ошеломляющее впечатление. Он едва был в состоянии собраться с мыслями и посоветовать им что-либо. Но через несколько дней у р. Нахума был готов уже план действия. Князь и его тетя должны перебраться в Прагу. В течение нескольких месяцев приведет р. Нахум в порядок свои дела и дела возглавляемой им общины. Затем он также прибудет в Прагу и поможет им осуществить свою мечту стать евреями. А пока что он им советовал держать все втайне. Между тем, р. Нахум вернулся домой и уведомил польского помещика, что у него есть покупатель на его имение. Осталось тольке сойтись в цене и оформить необходимые документы. Вскоре сделка была заключена. Помещичьи владения в Себеже перешли во владение шведского князя Камбари. Р. Нахум заработал на этом солидную сумму комиссионных. Помимо полученной им суммы наличными деньгами, дал ему помещик Зинкевич в подарок большую посессию в одной версте от города. Помещик отдал ему также конюшню с лошадьми и около сорока человек крепостных. http://chassidus.ru/zichroynoys/kerech1/35.htm

chibisovitc: В Центральном Историческом Архиве Москвы есть документы о социальной инфраструктуре (школы и библиотеки) евреев Себежа. Думаю посмотреть их... ЦИАМ Ф.2309. Оп.1 Московское отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России. Документы школьной комиссии. Дела о работе женского еврейского народного училища в городе Себеже (1909-1916). Документы библиотечной комиссии. Дела об открытии и деятельности частных библиотек А.Перлова в городе Себеже (1912-1917)

Георгий: А о себежских русских, белорусах, украинцах, поляках... и т.д. есть информация? О евреях достаточно подробно, почему именно о них (строго говоря ведь речь идет не о евреях, а об иудеях)?


chibisovitc: А разве плохо знать о них? Чувствую что разгарается полемика, а я не люблю её и поэтому участия принимать в ней не буду. Из описания фонда не видно чтобы там было что-то "об иудеях". Ещё со времён Сапунова повелось писать именно "евреи", а не "иудеи" - 1.) Документы, касающиеся еврейского населения г. Витебска. - Витебская старина Б.м.. - C. 275-302; Т. 1. 2 2.) Евреи советской провинции: Витебск и местечки, 1917-1941 / Зельцер Аркадий. - Москва: РОССПЭН, 2006. - 475, [2] с., [8] л. ил., портр., факс.: ил., табл.; 22 см 3.) Несколько слов о еврейском населении города Витебска / Сапунов А.. - Витебск: Б. и., 1883

Георгий: chibisovitc пишет: А разве плохо знать о них? Несомненно знать хорошо и весьма полезно, в равной степени как знать и о поляках, русских, и т.д. В фонде есть что либо о других национальностях, или только о евреях? Что касется "иудеев", то, как я себе представляю, в Российской империи учитывалась ведь не национальность, а вероисповедание.

taralex: Есть, кстати, исследование и про армян, живущих в Себеже. Вот здесь можно прочитать...

Андрей: chibisovitc Нигде на сайте не нашел вообще происхождение слова СЕБЕЖ. Очень интересно

chibisovitc: Немного не в тему Вы задали вопрос, но вот здесь (http://sebezh.borda.ru/?1-12-0-00000027-000-0-0-1233510313) есть, да и Фасмера надо посмотреть - мнение идентично Далю

chibisovitc: Среди витебских евреев говорили: "Бог помогает, а сахарин (основнойй продукт контрабанды) подслащивает жизнь". В самой приграничной полосе контрабанда стала основным занятием. Летом 1923 г. в Себеже Витебской губернии приезжего изумляло обилие лавок, торговавших баранками; действительным занятием хозяев была контрабанда (16 - Архив Махон Лавон III - 12-47. Д.17 Л.1-3). Зельцер Аркадий Евреи советской провинции: Витебск и местечки 1917-1941. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2006. - 478 с. С.84

Дюма: http://video.rutube.ru/08394928e070a0457fde2522f2a8b019]

Кузя: «Впервые вопрос о непринятии евреев на государственную службу был возбужден в 1828 г. Рассматривая дело о докторе медицины, занимавшем в г. Себеж должность уездного врача и имевшем чин «польского надворного советника», Левине Шпира, владевшем несколькими дворовыми людьми, сенат, между прочим, заявил, что, «по существующему закону о евреях, права входить в гражданскую государственную службу им не предоставлено». Поэтому он постановил впредь не принимать евреев на государственную службу и потребовал сведений, не состоят ли еще на должностях другие евреи кроме Шпиры. Когда же Министерство внутренних дел, не зная, как поступить с лицами, уже состоявшими на службе, запросило гражданского генерал-штаб доктора, не следует ли их уволить, он заявил: «Я долгом своим считаю присовокупить, что исключение их из службы при настоящем недостатке во врачах по гражданскому ведомству не может быть без затруднения относительно исполнения медицинских обязанностей по занимаемым ими ныне местам».» Цитата взята отсюдаhttp://aronin.livejournal.com/941341.html

Командор: Тем, кому может быть будет интересно.. "От бойца НКВД до заведующего кафедрой". В 1904 году в городе Собеж Витебской губернии родился обычный молодой человек – Саша Брук. http://www.chelsma.ru/education/kafedry/operativnoj-khirurgii-i-topograficheskoj-anatomii/snk-na-kafedre/bruk-am.html

Григорий: Здравствуйте! Ищу информацию про моего прадеда - Гильдина Льва Хаимовича (1901-1968). Родился в Себеже. По некоторым сведениям был двоюродным братом Зиновия Ефимовича Гердта.



полная версия страницы