Форум » Эхо войны » Нужна информация про ЯК » Ответить

Нужна информация про ЯК

Valery: Волею судеб я сейчас оказался в далеком Нарьян-Маре и встретился тут с человеком, который хочет восстановить памятник самолету Як Сначало чуть фактов и гипотез. "7 сентября 1944 года передовые труженики Ненецкого округа передали летчикам Беломоркой флотилии истребитель «Як-7Б» (а может быть не ЯК7Б, а ЯК9) «Нарьян-Марский судостроитель», который был вручен Герою Советского Союза капитану А.К. Тарасову. После войны истребитель был доставлен в Нарьян-Мар (то ли сам прилетел то ли на пароме привезли) и установлен в сквере как памятник советским людям, трудившимся в тылу" "15 июня 1956 года на заседании горисполкома было решено списать самолет марки Як-7б, установленный в городском сквере, т.к. он «пришел в полную непригодность и дальнейшему ремонту не подлежит»" ТАРАСОВ Алексей Кондратьевич — Заместитель командира эскадрильи 20-го истребительного авиаполка (14-я смешанная авиадивизия ВВС Северного флота) капитан Тарасов А.К. к июлю 1944 года совершил 213 боевых вылетов, в 48 воздушных боях сбил 10 вражеских самолётов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Тарасову Алексею Кондратьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4339). После награждения продолжал воевать а Северном флоте. К концу войны совершил более 300 боевых вылетов, более 50 из них - на разведку в тылу противника. Всего провел 50 воздушных боев и довел счёт сбитых самолетов до 12. Скажите где в каких архивах можно найти информацию про самолет, про летчика, про этот 20-й авиаполк? Со слов инициатора местный музей не располагает информацией ни про самолет ни про летчика

Ответов - 6

Bigord: Valery ! Побродил в просторах Инета - нашел кое-что... Самолет был ЯК-9 - об этом пишет командир 20-го ИАП И. М. УМАНСКИЙ в своих воспоминаниях - http://www.kulichki.com/moshkow/MEMUARY/1939-1945/FLOT/severnye_konvoi.txt - см. ближе к концу - стр.134 - "О конвоях и о войне" - кстати, интересно почитать всё - мы очень мало знаем о войне на севере,о защите конвоев союзников... Но,посмотрев дальше по ЯК-9, понял,что их (как и ЯК-7) было очень много модификаций. В инете есть сайты с чертежами всех этих самолетов,много фотографий,так что если желание и фин.возможности у жителей Нарьян-Мара есть-то - изготовить модель для памятника реально... Я думаю,что такие самолеты есть ввоенно-истор. музеях страны, на киностудиях... Это был один из лучших наших самолетов на тот период..... А по самому 20-му Истребительному авиаполку много инф-ии в инете...Начиная с Википедии...Можно побродить по авиа-форумам и оставить там такую же просьбу помочь - там все заточены под авиацию и накопают выше крыши... И еще- а в самом Нарьян-Маре пробовали искать жители в архивах городских??? Или все уничтожено???А в военкомате??? Это ж через них всё шло....Куда они передали свои архивы???

Bigord: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1484 - Герой Сов.Союза ТАРАСОВ Алексей Кондратьевич Тарасов Алексей Кондратьевич 22. 3. 1922 - 29. 10. 1984 Герой Советского Союза Даты указов 1. 19.08.1944 ( медаль № 4339) Тарасов Алексей Кондратьевич - заместитель командира эскадрильи 20-го истребительного авиационного полка 14-й смешанной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, капитан. Родился 22 марта 1922 года в деревне Гаврильцево ныне Собинского района Владимирской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В 1938 году окончил 8 классов Собиновской средней школы. После школы уехал в город Иваново и поступил в индустриальный техникум. В это же время учился лететь в ивановском аэроклубе, который окончил в 1939 году. В 1940 году поступил в Серпуховскую военную авиационную школу пилотов. Когда началась Великая Отечественная война курсант Тарасов в числе первых досрочно сдал экзамены и в октябре 1941 года направлен на фронт. Боевая работа началась на Ленинградском и Западном фронтах. Осенью 1942 года вместе с полком переведен на Северный флот, стал морским летчиком. Летал в паре в Павлом Сахаровым. Заместитель командира эскадрильи 20-го истребительного авиаполка (14-я смешанная авиадивизия ВВС Северного флота) капитан Тарасов А.К. к июлю 1944 года совершил 213 боевых вылетов, в 48 воздушных боях сбил 10 вражеских самолётов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Тарасову Алексею Кондратьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4339). После награждения продолжал воевать а Северном флоте. К концу войны совершил более 300 боевых вылетов, более 50 из них - на разведку в тылу противника. Всего провел 50 воздушных боев и довел счёт сбитых самолетов до 12. После окончания войны еще 11 лет служил в морской авиации. В 1945 году отважный лётчик-североморец окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1953 году - Военно-воздушную академию. Неся службу по охране воздушных рубежей страны не однократно поднимался на перехват воздушных целей. С 1956 года подполковник Тарасов А.К. - в запасе. Жил в городе-герое Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург), работал в Гражданском воздушном флоте. Скончался 29 октября 1984 года. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями. Бюст А.К. Тарасова, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области (автор Э.И. Китайчук). =========================================================================== В 19 лет - он уже летает на боевых самолетах!!! В 22 - Герой Советского Союза!!!...

Bigord: http://www.peoples.ru/military/aviation/aleksey_tarasov/ - Алексей Кондратьевич Тарасов Сайт: Красные соколы - http://airaces.narod.ru/ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Алексей Кондратьевич Тарасов Aleksey Tarasov ( 22.03.1922 года [с. Гаврильцево, Владимирская область]- 29.10.1984 года [Ленинград]) Россия (Russia) Капитан А. К. Тарасов совершил 213 боевых вылетов, в 48 воздушных баях сбил 10 вражеских самолётов. 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Родился 22 Марта 1922 года в деревне Гаврильцево, ныне Собинского района Владимирской области, в семье крестьянина. Окончил 2 курса индустриального техникума. С 1940 года в ВМФ. В 1941 году окончил Серпуховскую военную авиационную школу пилотов. С Октября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Июлю 1944 года заместитель командира эскадрильи 20-го истребительного авиационного полка ( 14-я смешанная авиационная дивизия, ВВС Северного флота ) Капитан А. К. Тарасов совершил 213 боевых вылетов, в 48 воздушных баях сбил 10 вражеских самолётов. 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. В 1953 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1956 года Подполковник А. К. Тарасов - в запасе. Жил в Ленинграде, работал в транспортной авиации ГВФ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 29 Октября 1984 года. Бюст Героя установлен на территории Музея ВВС Северного флота. ============================================================================================================== На цветном телевизионном экране происходило невероятное. Пара истребителей Первой мировой войны, жёлтый "Ньюпор" и ярко - красный триплан "Фоккер", в боевом порядке "пеленг" пикировала на зелёное поле парижского аэроклуба. Однако никого из многих тысяч зрителей этот боевой маневр не заставил бежать в поисках укрытия. Наоборот; слышались восторженные приветствия, щёлкали поднятые к небу фотокамеры. А к взлётной полосе подруливала "Чайка". Да, наш прославленный Халкин - Голом, лучший из истребителей - бипланов мира И-153 ! Крутили высший пилотаж учебно - тренировочные истребители Як-11, подставляли телекамерам бортовые эмблемы "Нормандин - Неман" самые лёгкие и маневренные "ястребки" Второй мировой войны Як-3... Париж наслаждался ярким зрелищем, мастерством пилотов и мягким рокотом поршневых моторов над зелёной травой, блеском разноцветных крыльев в голубом небе и замысловатыми гербами асов всех времён на фюзеляжах. Не было видно на лицах зрителей только одного: удивления. Того самого удивлении, которое испытал каждый неравнодушный к авиации телезритель в нашей стране: откуда это всё у них ? Почему "там" наша история, история покорения неба, живёт и доступна каждому ? Почему в самый обычный воскресный день можно привести сынишку на аэродром и сказать: "Посмотри и потрогай рукой. Это - "Ньюпор". На таком, в России, знаменитый Нестеров когда - то сделал мёртвую петлю. А это - русский самолёт - разведчик Р-5, вывозивший челюскинцев из ледоного плена..." ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Дела службы привели однажды Полковника войск ПВО В. Нагорного в заполярный Нарьян - Мар. Уличные фонари рассеивали темень полярной ночи. Он дышал на боковое стекло "Уазика", надеясь растопить иней и рассмотреть город. Ненадолго это удавалось, и тогда были видны двухэтажные деревянные дома, заснеженные тротуары, редкие прохожие, закутанные до самых глаз, спешащие куда - то в 40-градусный мороз. У одного из домов, на очищенном от сугробов тротуаре, в свете фонари промелькнул странный предмет, вызвавший неясные ассоциации. Неужели авиадвигатель ? Как он здесь оказался ? Через день, выкроив час из напряжённого графика работы, Владимир Нагорный с помощью водителя "Уазика" разыскал эту улицу и дом. Да, на тротуаре, на двух дощечках, стоял авиационный мотор типа "ВК-105". Того самого типа, который устанавливался на истребители Як-1, Як-3, Як-9. Домик, у которого находился "экспонат", оказался местный краеведческим музеем. Потрясшую офицера историю этого мотора рассказал корреспондент Ненецкой окружной редакции радио член Союза журналистов СССР ветеран и патриот Заполярья Виктор Фёдорович Толкачев. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В годы войны жители Нарьян - Мара, оленеводы и охотники, собрали деньги и купили истребитель Як-9. Самолёт был вручен лётчику Алексею Тарасову. Неизвестно точно, в каких конкретно воздушных сражениях участвовал лётчик А. Т. Тарасов, каких званий и должностей достиг к концу войны. Известно одно: он стал Героем Советского Союза. Закончив войну, лётчик отблагодарил нарьянмарцев за подарок наиболее достойным образом. Он прилетел на "Яке" в Нарьян - Мар и зарулил на центральную городскую площадь. Истребитель встал на невысокий пьедестал, так, чтобы каждый житель города мог видеть многочисленные звёздочки на его капоте. Видеть и гордиться: ведь это были и его победы. Прошли годы. Разворачивалась новая жизнь. Новым руководителям города, округа понадобились иные, свои победы. А значит, и иные символы. На площади решено было воздвигнуть современное здание. Напротив, как и подобает перед большими зданиями такого предназначения - памятник Ленину, а "Як" мешал. Его можно было перекатить на другую площадь. Отдать пионерам. Поставить во дворе школы. Но его просто разломали и растащили. Мотор успел спрятать в своём сарае какой - то человек ( не знаю его имени ), большое ему за это спасибо. И вот этот самый мотор выставлен у музея. Надолго ли ?.. Начальство давно сменилось. Но сменилось ли наше отношение к нашей истории ? Что видят люди в невзрачном куске металла на тратуаре в городе Нарьян - Маре ? В других местах, где ещё видны сквозь прозрачную воду озёр "Яки" и "Илы", "Харрикейны" и "Мессершмитты". Что думают, глядя в музее ВВС в Монине на плохой деревянный макет И-16, знаменитого "Ишачка", чкаловского крестника ? А потом - на экран телевизора, где сияет аэролаком боевой, живой И-16 во французском ( немецком, американском и так далее ) музее, готовый хоть сейчас взлететь и продемонстрировать на что способна была советская конструкторская мысль в далёкие 1930-е годы... ------------------------------------------- Дата публикации на сайте: 29.01.2008


Bigord: http://www.airwar.ru/fighterww2.html - истребители 2-й мировой войны - (всех стран-участников) http://www.airwar.ru/enc/fww2/yak9.html - Як-9 ============================================================================================================= Яковлев ЯК-7 Истребитель Яковлев ЯК-7А Истребитель Яковлев ЯК-7Б Истребитель Яковлев ЯК-7В Учебный истребитель Яковлев ЯК-7ГК Истребитель-перехватчик Яковлев ЯК-7Д Истребитель Яковлев ЯК-7ДИ Истребитель Яковлев ЯК-7М Истребитель Яковлев ЯК-7П Истребитель Яковлев ЯК-7ПД Истребитель Яковлев ЯК-7-37 Истребитель Яковлев ЯК-7 М-82 Истребитель Яковлев ЯК-7Р Истребитель Яковлев ЯК-7УТИ Учебно-тренировочный истребитель ----------------------------------------------------- Яковлев ЯК-9 Фронтовой истребитель Яковлев ЯК-9 М-106 Фронтовой истребитель Яковлев ЯК-9Б Истребитель-бомбардировщик Яковлев ЯК-9В Учебно-тренировочный истребитель Яковлев ЯК-9Д Дальний истребитель Яковлев ЯК-9ДД Дальний истребитель Яковлев ЯК-9К Истребитель Яковлев ЯК-9Л Истребитель-бомбардировщик Яковлев ЯК-9М Истребитель Яковлев ЯК-9П Истребитель Яковлев ЯК-9П ВК-107 Истребитель Яковлев ЯК-9ПД Истребитель-перехватчик Яковлев ЯК-9С Истребитель Яковлев ЯК-9Т Ударный истребитель Яковлев ЯК-9ТД Ударный истребитель Яковлев ЯК-9ТК Ударный истребитель Яковлев ЯК-9У ВК-105 Истребитель Яковлев ЯК-9У ВК-107 Истребитель Яковлев ЯК-9УВ Учебно-тренировочный истребитель Яковлев ЯК-9УТ Ударный истребитель

Opotchanin: Осенью было дел невпроворот ... По ссылке - http://jasoft.ru/films/33865-krylja-rossii-istrebiteli-grozovye-gody.html - есть немного инфы о ЯК-7, ЯК-9. Док.фильм "Истребители - Грозовые годы", из серии "Крылья России". Сын качал его с http://ava-pskov.ru/ но я не смог найти фильм там ... а скачанный нарезать и загружать долговато ... 456 Мб ...

Valery: Спасибо



полная версия страницы