Форум » Эхо войны » Подъем самолета » Ответить

Подъем самолета

CHE : В праздничные дни под Идрицей поисковики из Пскова предприняли попытки поднять останки Советскокого бомбардировщика ИЛ-4. Более полные сведения немного позднее... необходимо обработать и подготовить материал.

Ответов - 68, стр: 1 2 All

Кузя: Сегодня 4 марта, этим трагическим событиям ровно шестьдесят шесть лет. В зимнюю компанию 1944-45 года советское верховное главнокомандование планировало развернуть наступление на обширном фронте от Ленинграда до Черного моря. План немецкого командования на 1944 год вынужденно сводился к тому, чтобы стратегической обороной измогать силы противника. Наступление советских войск не завершилось разгромом противника, как отмечает в своих мемуарах генерал С.М. Штеменко “… на этих направлениях (прибалтийские) у нас не хватало тогда сил и средств… Именно в это время мы концентрировали свои усилия в Правобережной Украине”. В плане освобождения Прибалтики, продолжает генерал: “Не удалось учесть в должной мере возможность подхода резервов противника из глубины Германии и переброску довольно значительных сил с западного театра”. В планах командования фронта идрицкое направление было главным. Поэтому здесь воздушная армия сосредоточила свое внимание после того, как войска фронта перешли к обороне. Командующий фронтом решил начать 1 марта активные действия силами 3-й ударной и 10-й ударной армий. Г.А. Чечельницкий в своей книге “Летчики на войне” пишет: “Район Идрицы считался твердым орешком. Враг использовал там каждую складку местности, каждый населенный пункт, насытил оборону огневыми точками, инженерными сооружениями, создал перед траншеями полного профиля проволочные и минные заграждения. Оборонительный рубеж получил у гитлеровского командования наименование “Пантера”. Идрица, станция и немецкий аэродром, расположенный здесь, имели важное стратегическое значение. На аэродроме базировалось не менее 90 самолетов, он прикрывался десятком зенитных батарей, взаимодействующих с зенитной артиллерией железнодорожной станции и поселка. С конца февраля велись массированные налеты на немецкие оборонительные рубежи. Эшелонированными ударами штурмовиков, бомбардировщиков и истребителей предусматривалось разрушать опорные пункты противника. Самолеты порядка десяти авиадивизий вели борьбу в небе над Идрицей. Экипажи корпусов дальней авиации дважды в день вылетали на Идрицу.Как отмечает Г.А. Чечельницкий: "Редкий вылет летчики не попадали под жестокий огонь зенитных средств противника. Если не так уж часто они встречали на своем пути вражеских истребителей, то зенитными батареями плотно прикрывался каждый оборонительный рубеж. Их огонь подстерегал советские самолеты над железнодорожными станциями, шоссейными дорогами, возле переправ." В ночь с 3 на 4 марта 1944 года вылетел и не вернулся с боевого задания экипаж дальнего бомбардировщика 3-й гвардейской авиационной Днепропетровской дивизии дальнего действия 20 гвардейского авиаполка, как не вернулись многие с той войны. Шестьдесят шесть лет назад 4 марта самолет Ил 4 ДБ 3ф летел бомбить немецкий аэродром в Идрице. Он был встречен плотным зенитным огнем. Вражеские снаряды его настигли уже после того, как экипаж совершил бомбометание. Сбитый самолет взорвался над озером рядом с деревней Зародище. Летчики не спаслись. Именной список безвозвратных потерь сухими строками отчета повествует: Колесниченко Олег Павлович, 1916 г.р., гвардии старшина, воздушный стрелок-радист, г. Москва, ул. Петровка, д. 16, кв. 4, жена Колесниченко Нина Андреевна. Агафонов Виктор Васильевич, 1925 г.р., младший сержант, воздушный стрелок-радист, Пензенская обл., Кандельский район, с. Ермоловка, мать Агафонова Салманида Дмитриевна. Зимогляд Иван Поликарпович, 1923 г.р., младший лейтенант, штурман самолета, Днепропетровская обл., Пятихатский район, с. Желтое, мать Зимогляд Лилия Ефимовна. Сенькин Валентин Герасимович, 1922 г.р., младший лейтенант, летчик, Чкаловская обл., Бакоинский район, д. Нойкино, мать Сенькина Екатерина Михайловна. В графе “Где и по какой причине выбыл” – “с 3 по 4.03 не вернулся с боевого задания”, в графе “Где похоронен” – прочерк. Это значит, что родные этих героев не знают ни обстоятельств их гибели, ни где они погребены. Но до сих пор живы свидетели этих событий. Как рассказал нам заместитель директора музея боевой славы Псковской области Михаил Николаевич Романов, местный житель еще четыре года назад рассказал поисковикам о гибели этого экипажа. Он видел, как в озеро падал горящий самолет. Когда селяне подбежали к месту падения, то увидели большую воронку – полынью. Поисковики все четыре года работали с полученной информацией, опрашивали местных рыбаков, которые указали на озере место, где снасти часто цепляются за обломки дюраля, послали запросы в архивы. Все это дало свои результаты. Работа в архиве позволила узнать имена летчиков. И к моменту проведения подъема уже был известен состав экипажа. Поисковые работы велись в течение трех дней февраля, когда вся страна отмечала День защитника Отечества. Зима нынче выдалась снежная, и на озере очень трудно передвигаться, тем более со снаряжением. Место падения оказалось метрах в шестистах от берега. Под глубоким снегом вода высотой сантиметров двадцать, без резиновых сапог не пройдешь, да и сам лед двухслойный. На озере холодный промозглый ветер. Поисковики небольшим отрядом в пять человек прорубили в эпицентре падения самолета прорубь и в течение двух дней доставали обломки самолета специальными крюками. Перекореженный взрывом металл со следами пуль, вдавленные в куски металла человеческие кости. Извлекли части крыльев, обшивку со звездой, и номером самолета. Номер совпал с тем, который нашли в архиве. Хотя находили куски и с другими номерами, но по архивным документам установили, что на крыльях сохранились номера от другого самолета, части которого были использованы для ремонта этой машины. В архивах так же удалось установить, что воздушный стрелок-радист гвардии старшина Олег Иванович Колесниченко был трижды награжден: медалями “За отвагу”, “За боевые заслуги” и орденом Красной Звезды. Он был самый старший по возрасту из погибшего экипажа. Ему было 28 лет. Остальным чуть за двадцать, младшему сержанту стрелку-радисту Виктору Васильевичу Агафонову было не больше девятнадцати лет. Не больше девятнадцати лет… На третий день работ к поисковикам присоединились опытные водолазы из Великих Лук. Толща воды в озере два метра, глубже – буза. Щуп в нее заглубляется до десяти метров. От водолазов потребовалось все их мастерство, чтобы вести поиск в таких условиях, где можно работать только наощупь. Экипировка водолаза занимает немало времени и все это на промозглом ветру. И вот он облачен, увешан грузами, совершает первое погружение. Несколько минут под водой – и он вытаскивает несколько покореженных деталей самолета. Следующее погружение – с фонарем. Но буквально сразу водолаз поднимается наверх – фонарь бесполезен, его свет не пробивает толщу бузы. Водолаз вновь и вновь погружается, достает то маленькие, то большие части самолета. На воде появляется радужная пленка от авиационного топлива, мужчины сразу определяют по запаху в воздухе – керосин. Нашли искорёженные приборы, кусок штурманской линейки. Достали части крыльев с разбитыми стеклами сигнальных огней. Мелкие красные осколочки, словно капли крови… Водолазы работали довольно долго, и уже добрались практически до кабины пилота. И готовы были работать дальше. Но техника – не люди. На холоде отказалось работать водолазное снаряжение – обледенел редуктор, не спасала даже горячая вода, которой его обильно поливали после каждого погружения. - Наша задача была установить экипаж самолета, достать останки летчиков – подвел итог руководитель поисковиков Михаил Романов. – Мы это сделали, хотя часть работы осталась на будущий сезон. Но мы знаем имена погибших. Дальнейшие действия – нужно найти родственников погибших летчиков. Это довольно нелегко.

Конкретный: ЭТО УЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ , КОТОРЫЙ ПОДНЯЛИ В НАШЕМ КРАЕ !!!!!!!!!!!! А ТАК ПОДНЯЛИ АНАЛОГИЧНЫЙ !!!!!!! ВОТ ССЫЛКА !!!!!!!

Кузя: Теперь фотоотчёт. Узнав о подъеме самолета, несколько форумчан захотело посмотреть на это событие своими глазами. Непосредственно к месту проехать не удалось, оставив машину на дороге, отправились по снежной целине пешком. Предстояло пройти метров 700. Те, кто отважился сюда пробираться на машине, чаще её толкали, чем ехали на ней.


Кузя: Руководитель экспедиции Михаил Николаевич Романов демонстрирует находки. остальное выложу попозже.

CHE: Рекомендую всем посмотреть фильм "Хроника пикирующего бомбардировщика" художественный фильм 1967 год. 100 мин. Режиссер(ы): Наум Бирман Актер(ы): Геннадий Сайфулин, Олег Даль, Лев Вайнштейн, Юрий Толубеев, Александр Граве, Петр Щербаков, Елена Санько, Георгий Корольчук, Виктор Ильичев, Борис Аракелов, Константин Сорокин, Николай Трофимов, Леонид Реутов, Герман Колушкин, Гелий Сысоев Сценарист(ы): Владимир Кунин О фильме: 1944 год. Перед двадцатилетними летчиками эскадрильи стоит задача по обнаружению немецкого аэродрома, где базируются истребители "Фокке-Вульф". После гибели первого экипажа задание принимает команда Сергея Архипцева. Штурман Веня Гуревич обнаруживает замаскированный аэродром, но уйдя от преследователей экипаж возвращается, чтобы определить точные координаты аэродрома. Они успевают передать информацию в часть, но теперь "Фокке-Вульфы" у ребят "на хвосте" - и не дадут им уйти... Прокат - 24.4 млн. зрителей.

Кузя: продолжу

Кузя: копии архивных документов

Кузя: На следующий день должны были работать водолазы. И мы, не рискнувшие в первый день выйти на лед из-за воды под толщей снега к месту подъёма самолёта, экипировавшись должным образом, решили приехать сюда вновь. На этот раз въехали в Ирицу по дороге, которая пролегает около памятника. Остановились сначала здесь.

Кузя: Дорога к озеру в этот день была уже расчищена

Кузя: Присоединившаяся к нам в этот день Тамара, не знала о воде под снегом на озере. Ей поисковики дали пакеты, но они помогали недолго, первые метров 30.

Кузя:

Кузя: Остальное попозже выложу

Litops: В сегодняшнем номере газеты "Курьер" написано, что найдены родственники Агафонова Виктора (+интервью с ними), а так же нашлись родственики и Валентина Сенькина и Ивана Зимагляда.

Кузя: Здесь видны радужные разводы на воде от авиатоплива

Кузя:

Кузя: Можете представить какая в воде "видимость"...

Кузя: А здесь видны остатки рыбацких сетей

CHE: Водолаза зовут Константин, на мой взгляд очень отважный человек...

Кузя:

Кузя:

Кузя:

Кузя:

Кузя:

Кузя:

Кузя:

Яна: Кузя пишет: Шестьдесят шесть лет назад 4 марта самолет Ил 4 ДБ 3ф летел бомбить немецкий аэродром в Идрице. Он был встречен плотным зенитным огнем. Вражеские снаряды его настигли уже после того, как экипаж совершил бомбометание. Сбитый самолет взорвался над озером рядом с деревней Зародище. Летчики не спаслись. Благодарю всех участников поиска погибших лётчиков... Просто слёзы на моих глазах... наконец-то души героев обретут покой...

CHE: На этой фотографии заводской номер самолета. Первых три цифры - завод, две следующих - партия, последние две - собственно номер самолета. Именно по этим цифрам можно точно установить, кто именно воевал на этом самолете... кто на нем погиб... Поисковики обещали часть останков самолета с полным материалом об экипаже передать в Себежский краеведческий музей.

CHE: Litops пишет: В сегодняшнем номере газеты "Курьер" Александра (Litops), можешь ее выложить здесь? Очень интересно было бы прочитать эту стать.

Litops: Она появится на сайте газеты со следующего вторника. Отсканировать нечем, а перепечатывать если честно нет времени. Во вторник скопирую сюда.

CHE: Litops, спасибо! Еще немного фотографий о тех событиях. День первый.

CHE: Возвращение домой...

CHE: День второй.

CHE:

CHE:

CHE:

CHE:

CHE: Поднятые останки с озера выносили на руках. Все форумчане внесли свою посильную лепту.

kostos: CHE пишет: Водолаза зовут Константин, на мой взгляд очень отважный человек... Ага, и фамилия у него соответствующая, молодцы ребята.

Bigord: Сражение в Зародищах отозвалось в Пензе ================================================= автор: Олег Константинов ------------------------- Радостная весть пришла в «КурьерЪ» после выхода материала «В Зародищах сражались за Родину». В далекой Пензе нашлись родственники героя-летчика. Речь в газете шла о том, что под Себежем в озере Зародище на 6-метровой глубине поисковики во главе с Михаилом Романовым и Константином Буевичем из Музея боевой славы города Пскова нашли фрагменты самолета и человеческие останки. По архивным данным удалось сразу установить имена членов экипажа бомбардировщика ИЛ-4. Это – командир Валентин Сенькин из Башкирии, штурман Иван Зимагляд из Днепропетровской области и стрелки-радисты Виктор Агафонов из Пензы и Олег Колесниченко из Москвы. Слезы на глазах ----------------- Не успели мы отослать этот материал в Пензу, своим коллегам по Издательскому Дому «Провинция», как данную публикацию нашел в Интернете на нашем сайте двоюродный внук одного из летчиков – Андрей Захматов: – Здравствуйте! Пишут вам близкие родственники Агафонова Виктора Васильевича. Прочитали статью «В Зародищах сражались за Родину». У нас у всех наворачиваются слезы на глазах. Живы-здоровы две сестры Виктора Васильевича: Ольга Васильевна, Надежда Васильевна. Мы везде посылали запросы по поводу поиска, но результатов так и не было. И вот свершилось чудо! Если можно, то хочется поподробнее узнать обо всем этом и связаться с поисковым отрядом. Заранее вас благодарю!!! Захматов Андрей Анатольевич (внук Ольги Васильевны, сестры Агафонова Виктора Васильевича). Мы свели Андрея с поисковиками в тот же день. Сами позвонили в Пензу, попросив фотографии деда и родственников. При этом было слышно, как сидящие рядом сестры благодарили «КурьерЪ» за добрую весть, ведь теперь их брат обретет покой и навсегда исчезнет из списка «без вести пропавших». А еще мы попросили внука выступить в роли журналиста и записать по горячим следам воспоминания. Вот что из этого вышло... Фото из учебки - – Не знаю,как получится,– сообщил нам уже через день Андрей Анатольевич, –но постараюсь написать подробно то, что знаю сам. В семье у бабушки были 2 брата и 3 сестры (5 детей). Жили они в Ермоловке, в Кондольском районе Пензенской области. Сейчас этой деревни уже нет. Моя бабушка живет в Кондоле (это недалеко от бывшей Ермоловки)… Два брата были старшие, а сестры помладше. Моя бабушка – Ольга Васильевна – старшая из сестер, 1927 года рождения. Самая младшая – умерла в 2003 году. Остались две сестры – Ольга Васильевна и Надежда Васильевна. Двух братьев и их отца призвали на войну.И все они почти сразу пропали.Пришло по одному письму от братьев,а от отца писем вообще не было.Эти письма,к сожалению, не сохранились. Осталась фотография, которую прислал Виктор Васильевич (я вам ее высылаю). Видимо, этот снимок сделан в учебке. Да, в честь Виктора моя бабушка назвала своего сына. Дядя Витя живет в Ульяновске. Рисовал портреты ------------------- – Как вы и просили, я попробовал себя в роли журналиста, и расспросил бабушек.Вот что они мне рассказали (при этом, конечно, волновались): – Виктор у нас был от природы одаренным.В школе –отличник.Увлекался рисованием,особенно хорошо получались портреты. В деревенских избах висели портреты друзей,нарисованные его рукой. А сестренке Наденьке он нарисовал на фанерке портреты Ленина и Сталина. Потом из этих фанерок сколотили портфель,и Надя ходила с ним в школу.Потом Витя как-то смастерил фотоаппарат, фотографировал и под печкой проявлял фотографии. Мы его помним, гордимся и чтим его память. Если бы не война… Огромное вам всем спасибо! Дай Бог вам здоровья! – Ну вот, как-то так. Все, что знаю. К сожалению, бабушки отказались фотографироваться, стесняются возраста. Так что, извините. О чем разговор,конечно,извиняем, ведь это их первое,и,мы уверены,не последнее интервью. Настанет время и для фотографий. По крайней мере, сделать их необходимо ради брата... Доброго сестрам здравия и долгих лет жизни. Дополнительно хочется сообщить, что перезахоронение обнаруженных останков летчика, как сказали нам наши друзья-поисковики, состоится 9 мая в Идрице. Сегодня можно с уверенностью заявить,что останки,поднятые вместе с турелью (нижняя часть от пулемета), принадлежат одному из стрелков – либо сержанту Агафонову, либо старшине Колесниченко... --------------------------------------------------------------------------------- Справка «Курьера»: – мл. лейтенант Сенькин В. Г., 1922 г. р., Чкаловская обл., Бакалинский р-н, д. Нойкино. Мать – Екатерина Михайловна, Башкирская АССР, Давдиканский зерносовхоз, станция Давдиканово; – мл. лейтенант Зимагляд И. П., 1923 г. р., Днепропетровская обл., Пятихатский р-н, село Желтое. Мать Лилия Ефимовна проживала там же; – старшина Колесниченко О. П., 1916 г. р., Москва, ул. Петровка, д.16, кв. 4, призван Октябрьским РВК, жена Нина Андреевна; – мл. сержант Агафонов В. В., 1925 г. р., Пензенская обл., Кангельский р-н, село Ермоловка, мать Салманида Дмитриевна. P.S. Когда верстался номер,в редакцию позвонил Константин Буевич и сообщил,что нашлись родственники Валентина Сенькина и Ивана Зимагляда. -------------------------------------------------------------------------------- http://courier-pskov.ru/ltime/2721-srazhenie-v-zarodishhakh-otozvalos-v.html

Bigord: И еще один самолет в соседнем Н-Сокольническом районе попытались поднять поисковики... ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Озеро Смертное не расстается с самолетом =============================================== 29 Марта 2010 --------------- В Маевской волости Новосокольнического района три дня, 26-28 марта, работала поисковая экспедиция. Отряд из шести человек пытался извлечь из глинистого грунта самолет «Як-7Б»,разбившийся здесь в Великую Отечественную. - История этого самолета известна,- рассказывает участник экспедиции Сергей Спиридонов. – Машина упала недалеко от берега в январе 1944-го.Летчик-истребитель,младший лейтенант Оздоев, направил горящий «Як» в место скопления вражеских железнодорожных составов.Сам он успел спастись, попал в плен. Командование части, уверенное, что летчик погиб, отправило семье Оздоева похоронку. Фронтовика, за плечами которого было 248 боевых вылетов и восемь сбитых вражеских самолетов, представили к званию Героя Советского Союза посмертно. Но он выжил в концлагерях, после освобождения вернулся в свой полк, командовал звеном истребителей. Спустя десяток лет пионеры обнаружили на берегу озера обломки самолета.Установили номер машины, имя летчика. В 1984 году Мурад Оздоев из родной Ингушетии даже приезжал в Новосокольнический район.Звание Героя ему присвоили еще позже,только в конце девяностых. И вот –военная история поднимается из воды.Поисковую экспедицию организовал Музей боевой славы Псковской области. Предварительно изучили архивные сведения. Зимой определили местоположение самолета.Ждали подходящей погоды– чтобы холодно,но без скрипучих морозов. А как назло то минус тридцать, то снегопады. - Еще одна сложность – глиняный грунт и рельеф дна, -говорит Сергей Спиридонов. -Самолет хоть и упал рядом с берегом, но лежит в конусообразной воронке. Водолазам работать очень тяжело. Да еще и лед на озере мало того что сырой - «двойной», с водной прослойкой. Проваливаешься сквозь верхний ледяной слой по колено и думаешь–лед там дальше или полынья? Командиру экспедиции,заместителю директору музея боевой славы Михаилу Романову,Константину Буевичу,поисковикам Петру Мажарину и Сергею Спиридонову, водолазам Константину Отчаянному и Вадиму Горбачеву удалось освободить из водного плена лопасть,пулемет, фрагменты обшивки и двигателя. По номеру на моторе определили –действительно тот самый «Як», Оздоева. Работу отложили до следующей зимы. Не исключено, что через год удастся поднять весь двигатель. Музей боевой славы передаст находку в Ингушетию,в музей Героя России Оздоева. Даниил Леонтьев, фотограф: - У водолаза Константина Отчаянного – говорящая фамилия. Он работал под водой,в полной темноте, с 8 утра до 8 вечера! ---------------------------------------------------------- http://pravdapskov.ru/rubric/33/5705



полная версия страницы