Форум » История и краеведение » ОБЫЧАИ и ОБРЯДЫ из прошлого в современность » Ответить

ОБЫЧАИ и ОБРЯДЫ из прошлого в современность

Ветер: Дорогие друзья! Благодаря нашим краеведам, ко мне в руки попала электронная версия очень интересной книги "Памятная книжка Витебской Губернии на 1865 год" изданной Витебским Губернским Статистическим Комитетом под редакцией Секретаря Комитета Императорских Обществ: Русского Географического и Вольного Экономического Члена-Сотрудника и Московского Археологического Общества Члена-Корреспондента А.М. Сементовского. В этой теме мы расскажем об обычаях и обрядах себежан давно минувших лет и вместе найдем сходство или различия в современных обычаях жителей небесного места. Думаю, что этот материал и такая его подача будут интересны широкому кругу читателей и смогут быть использованы школьниками для написания рефератов и проведения уроков по истории родного края, расскажут об укладе жизни, обычаях и обрядах наших предков. Надеюсь, что к обсуждению и наполнению данной темы присоединятся и другие наши историки-краеведы. Попрошу в теме не флудить и на всю выложенную информацию давать ссылки на первоисточники. Спасибо. Приятного общения.

Ответов - 23

Ветер:

Ветер:

Ветер:


Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер:

Ветер: C чувством, с толком, с расстоновкой жили наши предки...

Ветер: Очень интересно, что некоторые традиции дошли до нас почти не изменившись...

Ir4a: Интересно, но маловато. Маловато обычаев, даны только основные: крестины, свадьба, похороны. А ведь было ещё много всего...

ogranschik: Легенды Плескавии. Тиглицкая ондина. Jun. 5th, 2014 at 11:35 AM Легенды о русалках, вероятно, самые распространённые о мифических существах в Европе. Но существует немало людей, которые убеждены в том, что русалки существуют в действительности. Я встречал таких. О русалках писали Жуковский, Пушкин, Андерсен, Гёте, и многие другие. Гоголь и Набоков вообще были уверены в реальности существования русалок. Так может не такие уж они и мифические? Есть своя русалка и в псковском фольклоре, и подумалось мне, что надо бы зафиксировать устные предания, потому, что с годами у людей меняются интересы, и то, о чём шепталось после отбоя поколение пионеров в летнем лагере, уже совершенно не интересует поколение "Айфон". А жаль! Моей дочери повезло услышать от местных жителей деревни Тиглицы очень старую легенду о Тиглицкой русалке. Точнее об Ундине. А ещё точнее, об ОНДИНЕ. Именно так произносят местные жители слово обозначающее девушку с рыбьим хвостом вместо ног. Случилось это так давно, что никто уже не помнит на сколько давно. Легенда передаётся из уст в уста, и современные бабушки, слышали об этом когда были детьми от своих бабушек, а те, в свою очередь, от своих и т.д. И совершенно точно, что речь идёт о тех временах, когда Псков ещё не успели назвать немецким прозвищем, которое ему дали при Петре первом, а носил гордое русское имя ПЛЕСКАВА, а земли вокруг звались ПЛЕСКАВИЯ. Правда басурмане в средние века, звали эту землю на свой манер: Страну они называли Плесковией, а стольный град - Плесков. Но сначала, необходимо вкратце рассказать о месте действия. К западу от Плескавы на берегу озера есть посёлок Крупп, в котором был когда то знаменитый рыбзавод, единственный в мире выпускавший уникальную продукцию: консервы "Снеток обжаренный в масле в томатном соусе". И это не легенда, потому, что рыбка снеток, обитает в единственном в мире озере - Псковском. Почему Крупп? Никто не знает. Даже местные краеведы. Одно из предположений гласит, что вероятно, название произошло от однокоренного слово "крупа". Мол село маленькое, "крупинка", потому и "Крупп". Но во первых сейчас это посёлок, а было село и далеко не маленькое. По сути рачий городок со своей церковью. Во вторых, почему две "П" на конце? Поэтому, считаю наиболее вероятной версию о том, что название это такое же пришлое, как и "Псков". И виной тому - немчура, которой во все времена в этих краях было видимо-невидимо. Город то входил в ганзейский торговый союз. Места здесь благословенные! Красота неземная, поэтому отдых на юго-западном побережье Псковского моря (а в народе озеро именно так и величают: - море) становится всё популярнее. Летом здесь москвичей и петербуржцев становится вдвое больше, чем местных жителей, а в п. Слудицы, проводится ежегодная международная парусная регата: Через дорогу от посёлка Крупп, прямо у границы с Эстонией и находится озеро Тиглицкое, на южном берегу которого расположилась одноимённая деревня. Озеро не большое, около километра в длину. и метров 200 в ширину. Тёплое, с песчаными пляжами и твёрдым чистым дном. А на западном берегу раскинулся дивный сосновый бор, в котором ещё совсем недавно существовал детский летний оздоровительный лагерь "Колос" Тот факт, что у местных властей отсутствуют средства на содержание лагеря, не грустный, а очень грустный. Как то ведь пережил "Колос" смутные времена девяностых? А теперь, скорее всего, кто-то из барыг (их теперь принято называть иностранным словом "бизнесмены") присмотрел это место для строительства дорогого отеля. Именно здесь, по легенде, давным давно покончила с собой прекрасная юная дева. Сказывают, что был у неё суженный, красавец, силач, рыбарь, который запросто в одиночку на вёслах мог переплыть Псковское море от берега до берега. Но на кануне их свадьбы не вернулся из моря возлюбленный. Забрал его в пучину царь морской. Девушка красавица не смогла пережить утраты, кинулась с мостков в воды Тиглицкого озера, и утонула. Но не знала она, что души утонувших девственниц остаются на век, неупокоенными. Их судьба - вечные страдания быть ондиною. А ондины живут в реках и озёрах, и являются людям в образе девы с рыбьим хвостом вместо ног. Но есть один способ чтобы избавиться от проклятия. Если ондину полюбит мужчина, и от него родиться ребёнок, то душа её обретёт, наконец, покой, и отправится туда, где ждут её души, умерших предков. А ребёнок вырастет, и проживёт долгую и очень счастливую жизнь. Совершит огромное количество добрых дел для людей, будут ему почёт и слава. Только вот есть одна незадача. Тот мужчина, который станет мужем ондины, умрёт в тот же момент, как только он заснёт. Он обречён мучиться и не спать, сколько хватит сил. Но только сон одолеет мужчину, его дыхание тут же остановится навеки. И вот, уже много веков, Тиглицкая ондина во время белых ночей, выбирается на берег озера, прячется в камышах и тихонько поёт красивую грустную песню. Если неподалёку окажется молодой парень, он как зачарованный пойдёт на звук волшебного, дивной красоты голоса, и влюбится в ондину с первого взгляда. Волосы её опутывают лицо жертвы, и они погружаются в глубокий омут, слившись в смертельном поцелуе. Но каждый раз ондина не может расстаться, с очередным похищенным, и по прежнему остаётся девственницей. Поэтому проклятие не удаётся разрушить по сей день. Вблизи от Тиглицкого озера часто пропадают люди. Тела некоторых удаётся обнаружить на дне водолазам, а многие так до сих пор и числятся пропавшими без вести. Такая вот незамысловатая история. И всё бы ничего, только вот местные жители по сей день считают озеро заколдованным, а купаются в нём исключительно приезжие. Те, кто ещё не слышал истории о Тиглицкой ондине. Ну что, парни... Координаты я вам указал, навигаторы у большинства теперь есть. Вперёд! Сейчас самая пора послушать редкий вокал на озере! http://kadykchanskiy.livejournal.com/241617.html#comments p.s. Хочу обратить внимание уважаемых посетителей нашего форума на первую карту(старинную). Кругом обведён славный стольный град Плесков. Чуть ниже вниз можно найти Опочку(Opoca), а ещё ниже и чуть влево Себеж( Siebis)...Правда, написаны на латинице ,естественно... А на второй ,современной карте, обозначены такое нас. пункты(за территории гламурной пистонии), как Perdaku ...



полная версия страницы