Форум » История и краеведение » «Cебежский идол» » Ответить

«Cебежский идол»

Valery: На поклон к идолу «Cебежский идол» известен как хороший врачеватель, особенно при бесплодии. Хотите верьте - хотите нет // 22 октября Идол Пестун (в специальной литературе по славистике известен еще как «Себежский идол»), к которому едут паломники со всех концов России, европейских стран и даже с американского континента, официально «числится» экспонатом Себежского краеведческого музея. Пестун, в переводе со старославянского, значит «воспитатель», «нянька». К нему наши далекие предки, финно-угры и славяне, приходили на поклон со своими просьбами и мольбами, как мы сейчас приходим в церковь. Чтобы задобрить каменного истукана, сделать его более отзывчивым, они оставляли у подножия идола подношения, обычно что-нибудь из домашней снеди. - И до сих пор приходят и приносят, - сообщает директор Себежского музея Алексей Петренко. - Просят у Пестуна здоровья и удачи в делах. Школьникам нужны хорошие отметки. Молодожены хотят иметь крепкие семьи и здоровых деток. Благодарят деньгами, мелкой монетой, а то, как когда-то в старину, и продуктами. Я не раз находил яйца, творог, оставленные в экспозиции в качестве подношения Пестуну. По словам Алексея Станиславовича, себежский идол известен, в первую очередь, как хороший врачеватель, особенно при бесплодии. Отсюда, наверное, его широкая мировая слава. Идола случайно обнаружили в глубоком болоте у деревни Техомичи в конце XIX века. Рядом с этим местом находился святой источник. Потом возле Пестуна местные священники стали служить молебны. Они убеждали прихожан в том, что идол - это вовсе не языческое божество, а нерукотворный образ Богородицы. Верили ли священники в то, что говорили, теперь сказать сложно. Возможно, батюшки пытались таким способом отвратить паству от языческих обрядов. Пусть люди считают, что приходят не к языческому изваянию, а к самой Богоматери. И что к ней обращены их молитвы и сокровенные желания. Историки же считают, что в каменном изображении древние люди увековечили образ Матери Прародительницы. Случилось это, вероятно, в первой половине первого тысячелетия нашей эры. В болото каменное изваяние угодило в 1772 году, после третьего раздела Польши. До этого Пестун был местом поклонения многочисленных паломников со всех концов Речи Посполитой. Люди как добропорядочные христиане, конечно же, посещали и храмы, но в особых ситуациях обращались за помощью к языческим божкам. Екатерина Вторая решила покончить с пережитками древней Руси на новых территориях Российской империи самым решительным образом. Она прислала вооруженный отряд солдат, которые начали громить капища, как это делал еще при крещении Руси князь Владимир и его дружинники. Идолов разбивали или сбрасывали в болота. Как видим, не помогло. Даже в музеях, куда божки переместились в качестве экспонатов, они до сих пор востребованы. Есть сведения, что действующие языческие капища на Псковской земле существовали и в начале ХХ века. Их следы прослеживаются даже под Псковом. Нам оставалось только посетовать на невежество людей, подивиться их наивности и легковерию. - В музей приезжала из Москвы женщина, которая много лет безуспешно пыталась победить бесплодие, - рассказывает Алексей Петренко. - Она несколько раз выходила замуж, обращалась к разным врачам, ездила по санаториям - ничто не помогало. Ее последней надеждой и стал «Себежский идол». Спустя несколько месяцев, мы случайно встретились с этой женщиной в столице. Она ждала ребенка.

Ответов - 25

Valery:

Nell: Valery пишет: Нам оставалось только посетовать на невежество людей, подивиться их наивности и легковерию. А нам остается только посетовать на невежество автора статьи, подивиться его дремучести и неверию, т.к. в наше время подобные оценки - уже показатель ограниченности сознания.

Valery: Valery пишет: Valery не пишет, он цитирует


taralex: Valery Судя по фото, Петренко перетащил идола в помещение? Долго-долго он стоял ведь на дворе музея в траве. Nell Статья ведь из рубрики "Хотите верьте, хотите нет"... Привлекать народ в музей нужно сечас разными доступными способами.

Яна: taralex ага, и в президентскую программу о повышении рождаемости надо было пунктик внести о прохождении сеанса у "Себежского идола"... хи-хи..

Nell: Valery , я вообще-то сообразила, что автор статьи не Вы. taralex , пестун находится внутри музея уже лет 5. На улице где-нибудь у воды ему было бы лучше. Камни - это особая форма сознания, это мощные резонаторы и проводники различных видов энергии, в том числе и психической.А вокруг этого камня существует сильное поле, его можно даже почувствовать, когда стоишь рядом. Камень к себе притягивает, мурашки по коже, головокружение и т.д. А в музее ему не очень хорошо, там ведь одни тюрьмы были. Камень теряет свою силу, потому что посетителей мало. Его нужно подпитывать энергией, тогда и желания будут исполняться. И побегут по Себежу детишки, народившиеся после Пестуна...

Георгий: Valery пишет: возле Пестуна местные священники стали служить молебны. Они убеждали прихожан в том, что идол - это вовсе не языческое божество, а нерукотворный образ Богородицы. Интересно бы узнать мнение о.Петра.

Георгий: Valery пишет: Екатерина Вторая решила покончить с пережитками древней Руси на новых территориях Российской империи самым решительным образом. Она прислала вооруженный отряд солдат, которые начали громить капища, как это делал еще при крещении Руси князь Владимир и его дружинники. Идолов разбивали или сбрасывали в болота. Откуда эти сведения? Если статья серьезная, должен быть указан автор и она должна сопровождаться ссылками. Вряд ли в Себ. р-не во времена Екатерины сохранилось язычество в таких масштабах, что с ним императрице пришлось бороться таким образом. Хотя красивая легенда тоже имеет право на жизнь.

Никлюд: Трудно в это поверить, но языческая традиция действительно оставалась живой в наших местах до начала прошлого века. Остаки капищ до сих пор сохранились, например в Долосчанской, в Дединской и в Бояриновской волостях и наверняка не только там. Много свидетельств и в местном диалекте, например вместо восклицания "Боже мой!" часто слышишь: "Божечки мои!". Тапонимы тоже говорят о многом: "Велесово поле", "Чурные камни", "Выев ручей" и т.п. Даже Идрица иногда звучит как Индрица...

chibisovitc: Специалистов по петро(глифике)логии бы сюда, которые бы сопоставили пестуна со "стопой" Александра Ошевенского а не профанов, пишущих Никлюд пишет: Тапонимы и Никлюд пишет: Даже Идрица иногда звучит как Индрица..., хотя известно, что Идрица в 16-17 веках писалась как Выдрица. А Валерию надо бы указать источник информации - http://pravdapskov.ru/relax/1111.html

Никлюд: Уважаемый историк-архивист и любитель правописания явно не считает себя профаном, как и все представители академической науки. Тогда может быть он разъяснит нам и смысл названия "Себеж" с точки зрения лингвистики, не повторяя дерацких сказок о том, как кто-то оставил это место себе? Или в архивах ничего нет по этому поводу, а своё мнение учёному мужу иметь непристало?

chibisovitc: Гуревич Ф.Д. 1954. Каменные идолы Себежского музея//КСИИМК. Вып.54.

Nell: Нашла интересную информацию о собрате Себежского идола. Он находится в Переславле-Залесском. Надо ехать... Этого чуда я еще там не видела. О Синем камне ходит легенда, что древние славяне водили вокруг него хороводы и пели песни в его честь – и что вообще, сохранилась малокультурная ведическая традиция, завязывать ленточки с желаниями на деревца, растущие рядом. Почему-то очень хотелось, несмотря на осуждаемую малокультурность этого обычая, почувствовать себя древними переславцами и повязать такую тряпочку на веточку. Этот Камень во время борьбы с язычеством пытались и закопать, и скинуть в Плещеево озеро, но он каким-то удивительным способом снова появлялся на земле рядом с озером. Потом с ним устали бороться, поставили указатель, и теперь туристы могут потрогать его рукой и загадать заветное желание. Рядом с Камнем оставляют монетки, те, кто хочет получить здоровье, оставляют цветы. Синь-Камень по поверью может наделить малышей древним ведическим знанием. Для этого матери набирают из Плещеева озера ковшик воды, обливают ею Камень, а затем снова собирают эту водичку в отдельную посуду. Вода эта считается волшебной, и ею надо облить малыша. После чего ребёнка переодевают в новое бельё, а старое оставляют у Камня. Ну, а если этот ритуал провести в древний Велесов день 12 июля (или Петров день), а также в день Ивана Купалы 7 июля, то каменный знахарь точно поделится с вами всеми тайнами. Говорят, что в безлунные ночи Синь-камень светится голубым, а зимой на нём тает снег. Об этом камне ещё очень красиво рассказывает одна предревняя сказка-былина: «С Седавы-звезды ниспала от Вышнего звёздочка синяя и падала меж гор высоких, опаляя те горушки. А где падала та звёздочка, Камень Синий родился. …Сошла Земунушка-телица к Ра-реченьке, до пояса в воды её дивные погрузилася. Обмывала камешек горюченький струей речной. Купала да убаюкивала: Баю-бай, камешек горюченький! Стань ты сыном Родовым! Будешь ты Родович. Будешь Велесом, звёздным мудрецом дивным, Тавром, Бером Великим…». Я скинула босоножки и на нём постояла. Немного. Ощущения престранные, у меня зазвенело в голове с такой силой и интенсивностью, будто я теряю сознание. В какое-то мгновение, как будто накрыло озерным ветром, птичьим гомоном, шелестом листвы – резко отключаешься от мира мыслей. (с)

yegozza: Спасибо за столь подробную информацию!!

MITRICH: Ещё есть священный камень в урочище Гачи, Максютинской волости. В старину его называли "Медведь-камень", расположен на берегу озера Каменец.

MITRICH: Идол находился в Музее с того момента, как его туда поместил Громов, лет 40 назад....

Nell: MITRICH , а что известно об этом камне и можно ли его посмотреть?

MITRICH: Да, он находится на берегу озера Каменец, в урочище Гачи или по-старому Гати, рядом с камнем проходит сухой просёлок. За 40 лет он уже ушел под землю наполовину.

svido: ..вот что такое Себежане!!! Пертренко...один из них!!!!!

chibisovitc: svido, пишет: ..вот что такое Себежане!!! Пертренко...один из них!!!!! Вы о чём?. Что Вы хотели сказать этой фразой?

Nell: MITRICH , а что говорят об этом камне? Какое у него предназначение и бывают ли там люди?

Никлюд: Таких камней множество. И не только в нашем районе. Просто не все из них известны. Но некоторые не забыты , хотя истинное значение их понятно с трудом.

MITRICH: Люди там постоянно бывают, поскольку место грибное, но чтобы обряды - нет, легенды ходят, часть я записал еще в 1986 году. К сожалению петроглифом на нём нет :(

Nell: MITRICH , а легенды о чем? Об исполнении желаний, излечении.? Люди стали его забывать, и уходит камень в землю...

Яна: Nell пишет: Люди стали его забывать, и уходит камень в землю... А поднять повыше (подручными средствами) камень нельзя?



полная версия страницы