Форум » История и краеведение » Католики Себежа » Ответить

Католики Себежа

Paul: Собираю любую информацию про католиков Себежского края. Оставлять комментарии "В контакте" в группе Католики Себежского края. Заранее благодарен.

Ответов - 177, стр: 1 2 3 4 5 All

Opotchanin: Из дневника Опочецкого обывателя И.Лапина:

Helen: Stanislaw, большое спасибо за информацию о католиках, Chibisovitc - спасибо за столь большой объём по истории Себежского края Я живу в Риге, Но все мои предки поляки -католики, Я опишу обыкновенных поляков- католиков материнская линия Знаю была прапрабабушка Мальвина Подвинская, проживавшая на современной территории Латвии ( Лудза, Посинь,Зилупе) прадедушку Юлиан Антоневич его дети Констнтин, Антоний, Бронислава(1898-1987- моя бабушка по материнской линии), Юзефа, Текля, Генуся( так они называли друг друга) всего было 13 детей жили в Себежском районе деревня Забелья - они были по рассказам зажиточными крестянами,ездили на бричке и учитель приходил к ним на дом (это что я помню из рассказов) Их раскулачили и выслали на Алтай Бабушка Бронислава Юлиановна вышла замуж за арендатора- Владислава Лавретьевича Лабецкого( умер в1939), знаю прабабушку звали Люция и брата Винциком, До войны семья Лабецких жили в деревне Овинищи и Анинское, Похоронены на польском кладбище г,Себеж отцовская линия Дедушка Сигизмунд Игнатьевич Гудовский, были братья Александр и Юзеф Бабушка Бронислава Юлиановна Данилевич ,её родина Белоруссия ( Юховичи)из рассказов ,её семья разводила лошадей До войны жили на хуторе Гудовщина,Это не далеко от д, Анинское, Рядом бил хутор Зараковщина,(вам кто-то на форуме писал о Зараковском) Я его знаю, он живет в Анинске, Моя мама Мария Гудовская(Лабецкая) крестная его сына, По воспоминания моего отца ,Леонида Сигизмундовича Гудовского( 1925-1983), до войны , в воскресенье, ездили в Себеж в Костел, В войну костел сгорел , После войны ездили в Костел в Латвию, Лудзу, Ригу ( на Пасху и Рождетсво) Бабушки и дедушки говорили по- польски,Служба в костеле проходила по- польски,( я сама видела у бабушки библию на польском и слышала как она пела в костеле и на похоронах) ,дети только понимают, исключая тех, кто живет в Литве Всех детей и внуков обязательно крестили в костеле, Всегда справляли Пасху, Рождество, На похороны всегда приглашали ксендза, Бабушки и дедушки знакомились в костеле, поэтому все поляки друг друга хорошо знали, были у них и вечеринки, Ещё у нас есть родственики с фамилиями: Игнатович, Вейшторт, Нитецкие Вам советовали сьездить в ДОМ МИЛОСЕРДИЯ в Сосоновый Бор, Я думаю там нет поляков, вернее есть ,моя тетя, но она вам не поможит ,,,,, К ним ходит только православный священик,,, Прошу прощения за мой русский, Возможны ошибки в названиях местечек, И ещё раз спасибо за вашу работу

stanislaw: Helen Szczesc Boze, droga Pani Heleno! Lab dien! Все, что Вы написали, очень интересно! Особенно информация о поездках в Лудзу после войны. Это как раз сходится, потому что пасиенский и зилупский католические храмы были закрыты (в Зилупе, по моим сведениям, в 1944 г., в Пасиене - не помню). Можно ли продолжить переписку с Вами через личный ящик? Заранее признателен, Stanislaw. Z Panem Bogiem! Ar Dievu!


stanislaw: Единственная поправка - Мессы совершались исключительно на латыни, только "паралитургические" богослужения могли быть на живых языках (литании, розарий, "окказиональные" молитвы и требы). Кстати, я заметил, что даже старшее поколение католиков (в Гродно, например), не помнит о латинском яз. и уверено, что все было по-польски. Кроме Латвии, где еще 10 лет назад почти все было на латинском. Ну или Питера и Москвы, где либо этот процесс затянулся до 1991 г. (Москва), либо не завершился (в Питере, в храме на Крвенском пер., до сих пор главная приходская Месса считается латинской, хотя в дейсмтвительности латыни там все меньше). А там, где переходили на живые языки после реформы Павла VI, т.е., в 1969-1970-х гг., память эта выветрилась.

КАщейдер: Helen пишет: прапрабабушка Мальвина Подвинская Землевладение и землевладельцы Витебской губернии в 1905 году: стр. 466: под №73 Подвинский Константин Антонович, мещанин. Совладелец №2. стр. 463: №2 Антоневич Юлиан Августович и др. им. Бозылевщина Глембочинской вол. Земли удобной - 57, леса - 28, неуд. - 36 десятин. Helen пишет: семья Лабецких Землевладение..., стр. 458 №68 Лабецкая Иозефина Иосифовна и др., дворяне, католики. Им. Гапулево, Глембочинской вол. Земли удобной - 71, леса - 9, неуд. - 1. Helen пишет: Дедушка Сигизмунд Игнатьевич Гудовский Знакомая фамилия... Есть у меня знакомые Гудовские, но, наверное, просто однофамильцы.. Helen А вообще, советую перейти на http://rykovo2009.narod.ru/Zemlevladenie/indexz.htm и глянуть мои таблицы по вышеназванной книге в разделах дворяне и мещане, там точно есть Вейшторты, может ещё кого-нибудь найдёте.

Helen: Спасибо , наверно библия была на латини, это мои детские воспоминания, спасибо, Да Бабушка умерла в 1983 году в возрасте 92 года, А я была ,,проуктом,, своего времени , 1964 г,р, Очень сожалею, Подвинский и Антоневи точно мои прадеды Сегодня подняла документи по отцовской линии- странно ; у отца и его братьев фамилия ГуДовский , а дедушка с бабушкой ГуТовские Сигизмунд Игнатьевич Мой email dood12@ inbox.lv

КАщейдер: Helen пишет: у отца и его братьев фамилия ГуДовский , а дедушка с бабушкой ГуТовские Сигизмунд Игнатьевич А чему тут удивлятся? В моей родне у двух родных братьев фамилии у одного СтрогАнов, а у другого СтрогОнов. Или ещё пример: в деревне помню была семья Михнёнок, так вариации с этой фамилией были и Михнёнок, и Михненко, и Михненков. Так что чему удивляться?

stanislaw: Нет-нет! Библия скорее всего была на польском. А вот молитвенники издавали тогда уже параллельные: латинский текст и подстрочник для св. Мессы, а для др. молитв - только по-польски (литовски, латышски, белорусски и проч.). Я говорил только о языке св. Мессы!

stanislaw: Helen Да, и на кладбище в Себеже сохранились могилы Гудовских. Вам прислать фотографии?

Helen: КАщейдер Спасибо, все молчали, о дворянстве и мещанстве, Удивляло только как бабушка правильно говорила,

Helen: Stanislaw. спасибо, на этом кладбище я бываю каждый год, Этих Гудовских я знаю, по мере возможности следим за могилами, Я это кладбище снимала на камеру, лет 5-6 назад,Посмотрю ,может что- нибудь интересное было, Заняться бы этим лет 20 назад,,, Я вам признательна, Вы делаете миссионерскую работ Helen

stanislaw: Интересно! Нельзя ли у Вас...поклянчить видеосъемку? Ведь почти каждый год многое меняется.

Helen: Конечно дам, удинственно , я сама не видела что полючилось, камеру брала у друзей , Сейчас занимаюсь возможностью как-то это воспроизвести( я ,,чайник,, во всем это), как перевести в цифровой формат , Если вас это не смущает , то как вам передать? В Себеже я буду , Бог даст ,с 17,07 по 21,0,2009,

Helen: О, Вы из Питера, сейчас в Себеже гостит моя сестра с детьми из Питера, могу передать с ней, Но она до 1 ,09,2009, отдыхает, Я БУДУ до 21,07,2009, И попробую сына привлечь, тогда скинем на Ваш адресс, С уважением Helen.

stanislaw: Helen Огромное спасибо! Да, я в Питере, а в Себеже буду либо в начале августа, либо после 24. В л/я бросил Вам свой мобильный номер.

stanislaw: Сегодня смотрел личное дело свящ. Адольфа Филиппа. Документы, хранящиеся в нем, точно показывают - вопреки некоторым утверждениям (в т.ч., встречающимся на себежских сайтах), что католическая церковь в Себеже была закрыта не в 1917 г., а - не раньше 1924 г. (в действительности, как я уже писал, в 1930-х гг., возможно даже - и об этом вспоминают родственники форумчанки Helen - почти перед самой войной). Итак: 30.11.1922 г. свящ. Филипп (уже бывший настоятелем прихода в Замошье и обслуживавший храм в Освее, оставшийся без пастыря), был назначен "также заведывать Себежским костелом". 8.12.1922 г. он был арестован особым погранотделом № 6 в г. Себеже. Никаких обвинений ему официально предъявлено не было. Правда, по его же собственным словам он - по крайней мере, первонвачально - обвинялся "в сокрытии церковных ценностей при взятии таковых на учет 11.05.1922 года уполномоченным Дриссенского уеднкомитета (в оригинале - упадкомиссии - прим. С.) Пономаревым", а также "в переходе государственной границы в 1922 году". По первому обвинению священник давал следующие объяснения: 1. после кражи со взломом "несколько лет назад" в Освейском костеле ни золотых, ни серебряных предметов не оставалось, а в Замошанском - по его бедности - вообще никогда не было особо ценных предметов. Обвинение же в переходе границы он прямо назвал клеветой, и сослался на свидетельские показания своих прихожан. Косвенные указания есть именно на то, что "переход границы" ему инкриминировали в результате доноса. 30.11.1922 г. он писал митрополиту в Петрград, что "необходимо иметь своего коня, чтобы ездить в Себеж", поскольку от Освеи и Замошья до Себежа 6-7 миль, в то же время для прихожан ближайший храм - в Новосокольниках, до которых более чем 100 верст (тут мне кое-что непонятно - прим. С., я еще размышляю). 5.12.1922 г. он уже постоянно находился в Себеже, откуда сообщал, что во всем Дриссо-Себежском деканате осталось только 2 священника. Свящ. Филипп страдал "пороком сердца, истеро-неврастенией и нервной диспепсией". 29.11.1922 г., в жалобе во ВЦИК, он писал также, что, несмотря на отстутствие официальных обвинений в его адрес, и то, что ему приходится заведовать 3 приходами с 9.000 прихожан, его не только не выпускают из Себежа, где он находится "под подпиской", но и "конфисковали не только документы, но и официальное издание Уголовного Кодекса РСФСР, по которому я мог бы добиваться справведливости". 2.02.1923 г. он же доносил митрополиту, что в Освею ездить не может. 23.07.1923 г., он также рапортовал архиепископу, что "Начальник Росицкого погранотряда ГПУ Витебской губернии не желает допустить меня обслуживать два костела в Себежском уезде, несмотря на то, что у меня имеется паспорт и на нем виза Себежского погранотряда". 19.02.1924 г. свящ. Филипп был назначен и.о. настоятеля в Чечерский приход (с увольнением от себежского), однако, по его же собственным словам (рапорт от 01.03.1924 г., находился в Освее, под присмотром матери, из-за обострения болезней. Крроме того, фактически выезд куда бы то ни было ему был воспрещен. 04.04.1924 г. ему был вверен также полоцкий приход.

stanislaw: Филипп Адольф Готлибович Родился 5 января 1885 года в имении Заболотье Лепельского уезда Витебской губ. Окончил ДС и в 1909 — был рукоположен. С мая 1912 — настоятель прихода Св. Николая в Луге, был также законоучителем в приходской школе, с апреля 1915 — уволился по собственному желанию. Выехал в Витебск, служил в храме. 10 января 1927 — был арестован по обвинению в «антисоветской агитации». 20 июня 1927 — приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ (ПП КОГПУ). Осенью отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, куда прибыл 8 октября. Работал там огородником и дорожным мастером. В июле 1929 — переведен на о. Анзер как «наиболее решительный в выражении своих взглядов заключенный». 5 июля 1932 — арестован по групповому делу католического духовенства, которое обвинялось «в создании антисоветской группировки, ведущей антисоветскую агитацию, тайно совершавшей богословские и религиозные обряды и осуществлявшей нелегальную связь с волей для передачи за границу сведений шпионского характера о положении католиков в СССР». Следствие ходатайствовало о «переводе его в Ярославский политизолятор», но о. Адольф был оставлен на Соловках. 10 ноября 1936 — освобожден из лагеря и вернулся в Витебск, где в августе 1937 — был вновь арестован и выслан. В конце 1930-х— в польское посольство пришло известие, что он жив и находится в ссылке. Дальнейшая судьба неизвестна. Приведем выдержки из письма о. Адольфа Филиппа, направленного из Соловецкого лагеря особого назначения в ЦИК СССР 29 июня 1930: «Нас ксендзов, почти всех пожилых и инвалидов, заставляют нередко исполнять очень тяжелые работы, как, например, копать ямы под фундаменты построек, вытаскивать большие камни, копать зимой замерзшую землю, возить вещи за 15 километров расстояния; часть этого пути приходится совершать по морю, где соленая морская вода всачивается в обувь и замачивает ноги; иногда приходится дежурить по 16 часов в сутки зимой и вне помещений без перерыва <...> После тяжелой работы нам необходим продолжительный отдых, а в помещении для нас на каждого человека иногда приходится меньше 1/16 части кубатуры воздуха, необходимого для жизни человека. Иногда приходится в холодное время простаивать на поверках довольно долгое время, не смея сделать никакого движения, и, вообще, приходится быть в полной зависимости от уголовного элемента, из которого состоит наше ближайшее начальство». Архив УКГБ Республики Беларусь; ТАРФ, ф. 8406, оп. 2, д. 4941; Dzwonkowski Roman SAC. С. 230—232; Madala Т. С. 54; Новицкий Д., о. С. 7; Осипова И. 1996. С. 206; Письмо о. Адольфа Филиппа в ЦИК СССР от 29 июня 1930 // Архив о. Р. Дзвонковского; Шкаровский М. и др. С. 241. Взято отсюда: [url=http://www.catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=5255 ]click here[/url] В следующем посте внесу поправки и дополнения в этот текст



полная версия страницы