Форум » История и краеведение » Католики Себежа » Ответить

Католики Себежа

Paul: Собираю любую информацию про католиков Себежского края. Оставлять комментарии "В контакте" в группе Католики Себежского края. Заранее благодарен.

Ответов - 177, стр: 1 2 3 4 5 All

stanislaw: Я Вам кое-что в личку написал. Проверьте, пожалуйста

stanislaw: Друзья! Раз уж это случилось и Павел открыл эту тему - сваливаю сюда краткие сведения о католических и униатских храмах Себежского края. Я долгое время стремился избежать преждевременного оглашения - поскольку многое не выверено (в первую очередь возникают проблемы с локализацией отдельных населенных пунктов - в польских визитных инвентарях по Могилевской архиепархии, к которой относилась и Витебская губ. местный латинский клир часто приводит искаженные, или известные только тогдашим жителям Себежа и округи названия имений, никак не отраженные ни в "Списках населенных мест", ни в картографическом материале; кроме того, указания на расстояние от конкретного имения до Себежского костела более чем приблизительные и на них не очень можно опираться). Отрывки, которые приведены ниже - это только черновики. Если вы заметите ошибки в названиях деревень, или поймете, что я неверно указал их местонахождение - прошу покорнейше: поправляйте. Ну и ясно, что текст, подготовленный в качестве интегральной части справочника, не может не быть нудным. Увы! На более развернутый нет времени. Какие-то вставки делал на ходу - может быть, будет сумбур. Дровишки из архивов РГИА и НИАБ, и литературных источников. К сожалению, не могу, как многоуважаемый коллега Чибисович, давать точные ссылки на документы - боюсь, в этом я связан формальным договором и джентельменским соглашением с издательством. К сожалению, не было возможности работать в РГАДА... Это очень и очень жаль... Кое-кто из присутствующих здесь коллег хорошо знает, насколько богатый там материал, и сколь многое можно было бы уточнить. Итак, не судите строго: 1. г. Себеж (совр. г. Себеж, районный центр Псковской обл.). Церковь Пресв. Троицы и св. Антония (бывш. пер. при Рыночной пл., совр. ул. Пролетарская). В кон. XV- нач. XVI вв. область вокруг Себежа по межгосударственным договорам отходит Великому княжеству Литовскому. Немецкая слобода и Литовский двор упоминаются в XVI в. Деревянная церковь 1625 г. сгорела, на том же месте построена новая церковь 1649 г. (здесь несколько разночтений в источниках, возможно каменная церковь построена уже в сер. 18 в.Б. ч. источников более позднего времени сообщает, что в 1649 г. была построена каменная церковь, в то же время, смоленский латинский еп. Гильзен в 1747 и 1752 гг. пишет, что церковь была деревянной), не действовала или была в ведении православного причта в 1654-1673 гг. , приходская с 1692 (?) г., , закрыта в 1932 (1937?) г. , сохранилась, в 1987 г. передана православному приходу. Кроме приходской церкви в городе, при местном госпитале, во времена еп. Гильзена (1745-1762 гг.) существовала община сестер-шариток (Конгрегация дам милосердия св. Викентия Поля). 2. имение Андреаполь (совр. с. Андриполье Себежского р-на Псковской обл. (?) Известен также бывш. фольварк Андрополь, находившийся севернее д. Линец совр. Пустошкинского р-на). Часовня Пресв. Богородицы Розария. Деревянная часовня 1805 г., упоминается также в 1849 – 1854 гг.; 3. имение Аннино (Анненск, совр. д. Аннинское Себежского р-на Псковской обл.). Деревянная часовня построена ранее 1814 г. (освящена 10.06.1814 г.), разрушилась к 1857 г., упоминается также в 1860 г.; 4. имение Аннутово (совр. д. Зародище Себежского р-на Псковской обл.). Филиальная церковь св. Анны . Деревянная часовня XVII в. (впервые упомянута в документах в 1811 г. Сведения о постройке этой церкви в камне в 1598 г. кажутся неосновательными, т.к., кроме прочих соображений (очевидная неустойчивость положения поляков, особенно здесь, на самой границе с Москвой, отсутствие свидетельств о польских поселениях, а также то, что эта местность еще долго переходила из рук в руки, и окончательно Себеж с округой отошли в совместное владение Королевства Польского и Вел. Княжества Литовского лишь по Деулинскому перемирию 1618 г.), следует учесть противоречие этого предположения свидетельствам архивных документов. К тому же автор сообщения не приводит никаких ссылок (ни на архивные документы, ни на литературные источники) в подтверждение своей версии. Составители Кадастра Псковской области относят время постройки церкви к XVII в.), каменная церковь 1826 г. (освящена 26.06.1827 г.), передана православному приходу в 1878 г.; 5. д. Баево (неустановленная местность). Часовня Пресв. Богородицы. Часовня 1805 г., заброшена к 1852 г.; 6. д. Блины (неустановленная местность). Часовня св. Онуфрия. Деревянная часовня 1812 г., заброшена в 1852 г.; 7. д. Галузино (совр. д. Галузино Себежского р-на Псковской обл.). Церковь (Покрова) Пресв. Богородицы. Деревянная церковь 1809 г., уступлена греко-униатскому приходу в 1819 г., закрыта в кон. 1830-х гг. и, предположительно, передана православному приходу; 8. д. Глембочино (совр. д. Глембочино Себежского р-на Псковской обл.). Деревянная часовня упоминается в 1803-1868 гг., в 1868 г. передана православному приходу; 9. д. Глинки (Глиньки, в настоящее время – в черте г. Себеж, по шоссе Себеж-Зилупе, у впадения р. Самоновки в оз. Ороно). Часовня при приходском имении и кладбище Себежской церкви. Деревянная кладбищенская часовня Себежского кладбища упоминается в 1803 – 1854 гг.;

stanislaw: 10. д. Городок (Городище, неустановленная местность, предположительно – вблизи совр. д. Дедино Себежского р-на Псковской обл. В совр. Себежском и Новосокольническом р-нах Псковской области имеется 8 деревень со схожими названиями, однако, судя по указанному в инвентарных описях Себежского прихода расстоянию от часовни до Себежа, вероятнее всего речь идет о бывш. фольварке у с. Дроник, находившемся вблизи д. Дедино (Список населённых мест Витебской губернии" (1906), или о не существующем в настоящее время населенном пункте – фольварке Городок, находившемся южнее оз. Белое. Каменная часовня упоминается в 1834-1859 гг.; 11. д. Гусево (совр. д. Гусево Себежского р-на Псковской обл.). Деревянная часовня, основана ранее 1740 г., вновь выстроена ок. 1806 г., упоминается в 1830-1868 гг., в 1868 г. передана православному приходу; 12. д. Дедино (совр. д. Дедино Себежского р-на Псковской обл.). Часовня, спорная между греко-униатским и римско-католическим приходами (Дединским и Себежским соответственно). Упоминается в 1832-1836 гг., к 1839 (1838) г. передана православному приходу; 13. д. Залосемье (совр. д. Залосемье Себежского р-на Псковской обл.). Деревянная часовня открыта ранее 1772 г., упоминается в 1830-х – 1840-х гг., закрыта и опечатана в 1838 г., в 1839 г. должна была отойти местному православному приходу, совершенно развалилась к 1851 г., вновь открыта в 1858 г., передана православному приходу после 1864 г.; 14. д. Зеленёво (совр. д. Залинёво Себежского р-на Псковской обл.). Филиальная церковь св. Иоанна Предтечи . Первоначально – греко-униатская церковь (Нищанского греко-униатского прихода). Деревянная, отремонтирована и освящена в 1821 г., присоединена к Себежскому римско-католическому приходу, предположительно закрыта в кон. 1830-х гг. как бывшая униатская и передана православному приходу; 15. д. Линево (совр. д. Линево Себежского р-на Псковской обл.). Деревянная часовня упоминается в 1834 г.; 16. д. Михайлово (несуществующий населенный пункт, к северу от совр. д. Казинка Себежского р-на Псковской обл., на южном берегу оз. Ница). Деревянная часовня упоминается в 1835 и 1839-1840 гг., оставлена к 1850 г.; 17. д. Могильня (Могильня Мурованая, несохранившийся церковный погост Могильно Красной волости Себежского р-на Псковской обл. – у южной оконечности небольшого залива, образовавшегося у места впадения р. Паводь в северную часть оз. Могилинское, севернее совр. д. Демехово). Деревянная часовня 1803 (?) г., упоминается в 1833-1868 гг., передана православному приходу; 18. д. Овчино (предположительно, совр. д. Овчино Невельского р-на Псковской обл.). Часовня Рождества Пресв. Богородицы . Деревянная часовня упоминается в 1833 г., заброшена к 1852 г., упоминается вновь в 1854 г. В настоящее время в указанном р-не существуют две деревни с подобным названием: Большое и Малое Овчино. 19. д. Остров (Островница, Островяны, совр. д. Островно Себежского р-на Псковской обл. (?) . Деревянная часовня 1803 г., упоминается в 1820-х – 1830-х гг. Существовало сразу несколько населенных пунктов с схожими названиями (Островно, Остров и т.д.). Один из них находился на берегу оз. Островно к югу от оз. Себежское (фольварк Островно у д. Черново), второй – фольварк Остров, был расположен между д. Рудня и болотом Черный мох, севернее д. Аннинское, у оз. Олбито. Некоторые населенные пункты с подобными названиями находятся также на севере Белоруссии, на границе с Себежским р-ном. 20. д. Осьмино (неустановленная местность. Очень вероятно, что речь идет об упоминающемся в др. источниках имении Виельгорвских - Осыно совр. Себежского р-на, конфискованном у них впоследствии). Часовня в усадебном доме гр. Виельгорских, построена в 1857 (1853?) г., упоминается в 1864 г.; 21. д. Павлово (совр. д. Павлово Себежского р-на Псковской обл.). Часовня Благовещения Пресв. Богородицы . Деревянная часовня 1798 г. (освящена 18.11.1798 г.), заброшена в 1852 г., упоминается также в 1855 г.; 22. д. Петушки (неустановленная местность ). Деревянная часовня упоминается в 1833 г.; 23. д. Припеж (совр. Припеши Себежского р-на Псковской обл.). Постройка начата в 1862 г. и запрещена в 1863 г.;


stanislaw: 24. д. Радунь (совр. д. Радуни Себежского р-на Псковской обл.). Деревянная часовня упоминается в 1834 - 1864 гг.; 25. д. Ровное (совр. д. Ровное Пустошкинского р-на Псковской обл.). Часовня Пресв. Богородицы Розария . Деревянная часовня 1800 г. (освящена в 1801 г.), сгорела в 1852 г., упоминается также в 1840 и 1855 гг.; 26. имение Розалино (неустановленная местность Себежского р-на Псковской обл, близ деревень Барсуки, Князево к югу от пос. Идрица). Деревянная часовня упоминается в 1864 г.; 27. д. Рыково (совр. д. Рыково Себежского р-на Псковской обл.). Деревянная часовня 1824 г., упоминается также в 1831-1931 гг.; 28. д. Сёдлово (совр. д. Кузнецовка Себежского р-на Псковской обл.). Деревянная часовня, существовала с 1730-х гг., новая построена ранее 1780 г. (спорная между римско- и греко-католическим духовенством), опечатана властями в 1839 г., упоминается также в 1850–1868 гг., в 1868 г. передана православному приходу; 29. д. Студенец (совр. д. Студенец Невельского р-на Псковской обл.(?) . Часовня Пресв. Богородицы Розария. Деревянная часовня 1800 г., упоминается также в 1854-1855 гг.; 30. Табор (несуществующий населенный пункт севернее совр. д. Логуны Себежского р-на Псковской обл., на правом берегу оз. Ореховно). Фольварк (пребенда) себежского римско-католического прихода, упоминается в нач.-сер. XIX в. 31. д. Хмелёво (Хмелёвка, несуществующий населенный пункт, бывш. фольварк возле бывш. д. Рудня к северу от д. Скоково Себежского р-на Псковской обл.). Деревянная часовня 1803 г., упоминается в 1820-х – 1830-х гг.; 32. д. Цехомичи (Тихомичи, совр. с. Тихомичи Себежского р-на Псковской обл.). Деревянная часовня упоминается в 1864 г.; 33. д. Чернея (Чернея, совр. д. Чернея Себежского р-на Псковской обл.). Деревянная часовня упоминается в 1833 – 1864 гг.;

stanislaw: Униатов, статистику и сведения о кладбищах и метрических книгах сразу, полагаю, не стоит вывешивать. И так сплошная простыня.

stanislaw: Да! Примечание о Рыковской часовне - см. выше, № 27 (или каплице - как кому больше нравится). Написано, что она упоминается до 1931 г. На самом деле, это означает, что сведения о ней подавались в "ДИректориумах" и "Схематизмах" Могилевской латинской архиепархии до указанного года. Проблема в том, что с 1919 г. курия митрополита барона Эдуарда фон дер Роппа, высланного из РСФСР, находилась в Польше (Люблин) и там с некоторых пор (примерно с 1923 г.), не имея никаких сведений с мест (или имея обрывочные и сомнительные) автоматически повторяли более ранние сведения (в т.ч. о настоятелях и числе прихожан). Так что часовню вполне могли закрыть в 1920-х гг. (скорее всего, так и было). Просто др. сведений пока нет.

Valery: Баево, как мне кажется сегодня относится к Пустошкинскому району.

stanislaw: Могила одного из самых известных себежских католических настоятелей, о. Самуила Кроппа, францисканца-бернардинца (Себеж, "Польское кладбище"). Снимок августа 2008.

stanislaw: Valery Это очень возможно. Я и сам так думаю (полагаю что-то подобное и в отношении упомянутых в паре с ними Блинов). Но есть сложность: две деревни с таким названием упоминались и в составе Себежского, и в составе Скольнического (совр. Старосокольники Новосокольнического у.) католических приходов. Причем, под разными датами и с тамим указанием на расстояние до приходских центров, что создается впечатление о двух парах таких деревень. Хотя - с др. стороны - Сокольнический приход, действовавший в 1726-1867 гг. и был разделен между Себежем и Невелем после того, как его церковь (взорванная, по воспоминаниям старожилов в июне 1943 г. немцами) была передана православному клиру, а глазомеру ксендзов (а что они определяли расстояния на глазок - очевидно) я уже не доверяю. Так что их отчеты могут быть и отчасти неверными. Иными словами, пока вопрос "на доследовании".

stanislaw: А это сам о. Кропп (из книги Fridricha-Jozefata Zyskara "Nasze Koscioly". 1913

stanislaw: И напоследок - сами знаете, что: Копия открытки - получше качеством - помещена форумчанином МИТРИЧЕМ (А. Дроздецким) на др. странице форума: [img]http://sebezh.borda.ru/?1-16-0-00000062-000-0-0[/img]

stanislaw: Последнее на сегодняшнюю ночь примечание: практически нет смысла увеличивать превьюированные картинки. Они маленькие - я их хватал из своей странички в "В Контакте" (фотоархив не под рукой).

stanislaw: Все же еще несколько картинок. Это Аннутово-Зародище, вид на куполок, поставленный на церкви (бывш. филиальном костеле Сокольнического, а с 1867 г. - Себежского католического прихода). Псевдорусская надстроечка, из дерева. Причем, даже окна нарисованы краской (внутри пустая). Иммитация то есть. Снимок августа 2008.

stanislaw: Там же - храм с северо-запада (если я не ошибся при ориентировке на местности). Часть, не подвергавшаяся перестройке после передачи Старокозловскому православному приходу. Снимок августа 2008

stanislaw: Там же, вид с главного фасада. Над порталом - на остатках "латинской" башенки - позднейший псевдорусский куполок. На сей раз кирпичный, настоящий. Снимок августа 2008

stanislaw: Надеюсь, я не слишком много картинок напихал?

stanislaw: NB: №№ 18, 25 и 29 вышеприведенного списка (Островно, Ровное и Студенец) попали сюда случайно, из Невельского и Пустошкинского списков (в спешке).

stanislaw: Теперь, как и было обещано - новая "простыня" об униатских храмах Себежской суррогации, или деканата, то есть, благочиния (в пределах бывш. Себежского у.). Невель с уезом входил в ту же суррогацию, но о нем сведений не привожу: 1. с. Белькино (совр. с. Белькино Себежского р-на Псковской обл.). Церковь св. Михаила Архангела (св. Илии?). Деревянная церковь, упоминается в 1770-х -1822 гг., передана православному духовенству в 1838 г. (в секретном донесении на имя обер-прокурора Св. Синода указано, что часть прихожан после присоединения прихода к православию склонялась к переходу в римо-католичество, а настоятель с дьячком за литургией не поминали Св. Синод). А. Сапунов называет годом передачи церкви православному приходу 1839 г.; 2. с. Тихомичи (Цехомичи, совр. с. Тихомичи Себежского р-на Псковской обл., возможно часовня находилась в др. деревне - Гусево (?)). Деревянная часовня, упоминается в 1800-х-1822 гг.; 3. с. Островяны (Струвяны, совр. д. Островно Себежского р-на Псковской обл. (?)). Часовня св. Михаила Архангела. Деревянная часовня, упоминается в 1800-х – 1822 гг.; 4. с. Галузино (совр. д. Галузино Себежского р-на Псковской обл.). Церковь (Покрова) Пресв. Богородицы. Построена в 1809 г. для римско-католического прихода, в 1819 г. уступлена униатскому приходу, упоминается в 1822 г., передана православному духовенству в 1838 г. Прихожане оказали сопротивление, подавленное воинской командой полковника Бриммера; 5. с. Дедино (совр. д. Дедино Себежского р-на Псковской обл.). Церковь Покрова Пресв. Богородицы . Деревянная церковь, упоминается в нач. 1800-х-1836 гг., передана православному духовенству не ранее 1838 г. (в секретном донесении Св. Синоду от 1839 г. сообщается, что после присоединения прихода к Православной Церкви часть верующих “совратилась в латинство”). А. Сапунов считает годом передачи церкви православному приходу 1839 г.; 6. с. Долосцы (совр. д. Долосцы Себежского р-на Псковской обл.). Церковь Вознесения Господня. Униатский приход с 1720-х гг. (по др. сведениям, приход в Унии с 1740 (?) г., фундушевое имение даровано паном Шишкой 21.09. 1740 г.), деревянная церковь упоминается в 1740-1770-х и 1800-х – 1813 гг., новая церковь построена на месте прежней в 1814 г., упоминается в 1822 г., передана православному духовенству в 1835-1836 гг.; 7. с. Девицы (совр. д. Девицы Себежского р-на Псковской обл.). Приписная церковь Воздвижения Св. Животворящего Креста. Построена иезуитами в “стародавние времена”, упоминается в 1822 г., передана православному духовенству в апреле 1838 г. Прихожане оказали вооруженное сопротивление, подавленное 1-й ротой 2-й дивизии генерал-майора Баранова в июле 1838 г.; 8. с. Залосемье (совр. д. Залосемье Себежского р-на Псковской обл.). Церковь Рождества Пресв. Богородицы. Деревянная церковь, упоминается в 1770-х – 1820-х и в 1822 гг., передана православному духовенству в 1838 г. А. Сапунов считает годом передачи церкви православному приходу 1839 г.; 9. с. Барсуки (неустановленная местность между восточной оконечностью оз. Заситино и дер. Войтехово, вблизи бывшей дер. Дуброва (Дуброва-Барсуки ), возможно – бывш. дер. Барсучины Себежского р-на Псковской обл. (?) - согласно писцовым книгам, именно так называлась деревня в XVI-XVIII вв. (см.: Меньшов Н.П. Административно-территориальное деление…). В XIX в. барсуковская церковь оставалась приписной при Дубровенском приходе.. Часовня (Покрова) Пресв. Богородицы. Деревянная часовня упоминается в 1800-х-1822 гг.; 10. с. Липняги (Липнёво, в настоящее время – несуществующий населенный пункт восточнее д. Дивины Себежского р-на Псковской обл.). Часовня Положения Честных риз Пресв. Богородицы. Деревянная часовня упоминается в 1800-х – 1822 гг.; 11. с. Засетино (совр. д. Заситино Себежского р-на Псковской обл.). Церковь Пресв. Троицы. Деревянная церковь, упоминается в 1800-х – 1822 гг., передана православному духовенству в 1838 г. А. Сапунов считает годом передачи церкви православному приходу 1839 г.;

stanislaw: 12. с. Кицково (совр. д. Кицково Себежского р-на Псковской обл.). Церковь св. Георгия. Деревянная церковь, упоминается в 1703 – 1790-х гг., насильно отобрана православным приходом в 1795 г., настоятель, свящ. Никифор Блёдуха изгнан (после изгнания жил в с. Ливо )с тем, чтобы он не смог освятить церковь по униатскому обряду, до 1799 г. часть прихожан настаивает на оставлении церкви в Унии; 13. с. Кицково. Церковь Покрова Пресв. Богородицы . Упоминается лишь однажды, косвенным образом. Кладбищенская церковь, насильно передана в ведение православного духовенства в 1799 (?) г.; 14. с. Ливо (несуществующий населённый пункт, находившийся на западном берегу оз. Лива, между совр. д. Машихино и д. Костёлище Себежского р-на Псковской обл.). Фундушевое имение получено по записи пана Траяна Гласки 01.01.1632 г. Церковь Рождества св. Иоанна Предтечи. Деревянная церковь , упоминается в 1703 – 1770-х и 1800-х – 1822 гг., передана православному духовенству в 1835 г.; 15. с. Братилово (неустановленная местность на берегу оз. Братилово совр. Себежского р-на Псковской обл.). Филиальная часовня Св. Иоанна Предтечи. Часовня ок. 1752 г., построена иезуитами, упоминается в 1803-1822 гг.; 16. с. Свибло (совр. с. Свибло Себежского р-на Псковской обл.). Часовня, упоминается в 1803-1822 гг.; 17. с. Шпаки (неустановленная местность). Часовня, упоминается в 1803-1804 гг.; 18. с. Малахи (совр. с. Малахи Себежского р-на Псковской обл.). Приписная церковь св. Василия Великого. Деревянная церковь , построена прихожанами в 1798 г. (освящена в 1799 г.), приходская с 1804 г. (после передачи в ведение православного духовенства бывшей приходской Неведрянской церкви). Отобрана 08.02.1835 г. себежским исправником Бошняком и православным благочинным. В документах канцелярии Св. Синода содержится также упоминание о Городец-Малаховской церкви Себежского у. (в др. месте названной Городецкой), перешедшей в ведение православного клира в 1836 г. 19. с. Могильня (Могильня Мурованная, в настоящее время – несохранившийся погост Могильно Краснянской волости Себежского р-на). Церковь Рождества Пресв. Богородицы. Деревянная церковь, упоминается в 1770-х – нач. 1800-х гг., каменная церковь 1818 г., упоминается в 1822 г., передана в ведение православного духовенства в 1839 г.;

stanislaw: 20. с. Осыно (совр. с. Осыно Себежского р-на Псковской обл.). Церковь Покрова Пресв. Богородицы. Деревянная церковь 1748 г., фундушевое имение придано ранее 1795 г., упоминается в 1813-1822 гг., передана в ведение православного духовенства в 1839 г.; 21. г. Себеж (совр. г. Себеж, районный центр Псковской обл.). Василианский женский монастырь. Известен по косвенным упоминаниям, основан ранее 1625 г. (находился на месте постройки будущей римско-католической церкви ); 22. г. Себеж. Церковь Успения Пресв. Богородицы. В 1633 г. впервые упомянута греко-униатская церковь св. Николая в себежском замке и служивший при ней священник. Эта церковь, вероятно, в 1654 г. была отдана православному духовенству, вновь действовала с момента возвращения города под власть Речи Посполитой в 1673 г. (с 1678 г.? ) по крайней мере до 1698 г. Антиминс прислан архиеп. Гавриилом Колендой (архиеп. Полоцкий в 1655-1664 гг., митрополит в 1661-1674 гг.), церковь освящена в 1680 г. (?). В 1687 г. к Унии присоединился приход городской православной Успенской церкви. В 1796 г. приходская церковь была “отворена взломом” православным себежским благочинным прот. Лихиной и уездным исправником Бошняком и передана приходу строившейся в то время православной Рождественской церкви (споры по делу о принадлежности Успенской церкви и ее имения Глыбочицы продолжались до 1800 г.). 06.05.1796 г., 20.12.1798 г., 13.07.1800 г. и 03.02.1803 г. сенатскими указами и распоряжением губернатора было определено отвести униатскому приходу землю под постройку новой церкви, но этого не допустили православная Духовная консистория и исправник Бошняк, отобравший уже заготовленные строительные материалы на постройку соляного магазина в городе. В том же году оставшиеся прихожане были приписаны к соседним Сёдловскому и Дединскому греко-католическим приходам. До запрещения, последовавшего в 1837 г., богослужения греческого обряда совершались в местной римско-католической церкви, там же жил себежский греко-католический священник; 23. с. Глыбочицы (совр. с. Глыбочицы Себежского р-на Псковской обл.). Часовня фундушевого имения себежского греко-католического прихода. Фундушевое имение себежской Успенской церкви, пожаловано 09.02.1633 г. королем Владиславом IV униатскому свящ. Иосифу Григоровичу, служившему в себежском замке. В 1793 г. местные прихожане готовились построить каменную часовню, но себежский православный благочинный прот. Лихина и уездный исправник Бошняк отобрали заготовленные строительные материалы на постройку иудейской школы в городе;

stanislaw: 24. с. Копнево (неустановленная местность Себежского (?) р-на Псковской обл.) . Приписная церковь св. Иоанна Предтечи. Деревянная церковь упоминается в нач. 1800-х-1822 гг. Возможно, в книге свящ. М. Радвана именно эта деревня упоминается под другим названием – Крашенев (Radwan M.- Carat wobec Kościoła...s. 337). 25. с. Неведро (совр. с. Неведро Себежского р-на Псковской обл.). Церковь св. Михаила Архангела. Антиминс прислан владыкой Полоцким Антонием Селявой (1624-1642 гг., митрополит с 1642 г., скончался в 1655 г.). Приходская церковь упоминается в 1703 г. , вероятно, затем приход вновь был православным (до 1725 г., когда в унию перешел настоятель, свящ. Иоанн Таволович), церковь передана православному духовенству в 1804 г.; 26. с. Нища (совр. с. Нищи Себежского р-на Псковской обл.). Церковь Покрова Пресв. Богородицы. Антиминс прислан владыкой Полоцким Киприаном Жоховским (1671 – еп. Витебский, коадъютор Полоцкий, митрополит с 1674 г., скончался в 1693 г.). Деревянная церковь, упоминается в 1703 г. , новая – 1722 г., упоминается в 1744 гг., 1770-х – 1800-х гг. В 1795 г. была совершена попытка присоединить приход и церковь к православию, но б.ч. прихожан осталась в Унии, в 1805 г. построена новая униатская церковь, упоминается также в 1822 г., вероятно, передана православному духовенству ранее 1833 г. (по др. версии – в 1839 г.) ; 23.с. Анино (совр. с. Анинское Себежского р-на Псковской обл.). Часовня Преп. Терезы (Пресв. Троицы (?). Деревянная часовня, упоминается в 1813-1822 гг.; 27. с. Заленёво (совр. с. Залинево Себежского р-на Псковской обл. У свящ. М. Радвана названа Залиповкой (Radwan M. Carat wobec Kościoła...s. 338). Часовня св. Иоанна Предтечи, передана местному римско-католическому приходу, упоминается в 1813-1822 гг.; 25. с. Луково (совр. с. Луково Себежского р-на Псковской обл.). Часовня св. Михаила. Деревянная часовня, упоминается в 1813-1822 гг.; 28. с. Тележин (Тележники, совр. с. Тележники Себежского р-на Псковской обл.). Часовня Воздвижения Св. Животворящего Креста. Деревянная часовня, упоминается в 1813 г.; 29. с. Сёдлово (Сёдлово, имение Змитрово помещиков Богомольцев в Себежском у., совр. с. Кузнецовка Себежского р-на Псковской обл.). Церковь Покрова Пресв. Богородицы. Филиальная церковь себежского прихода, деревянная, построена ранее 1739 г., разрушилась, на месте прежней ок. 1780 г. построена новая часовня (спорная между римско-католическим и греко-католическим духовенством), с 1803 г. – фактически приходская церковь. Передана православному духовенству в 1830-х гг. (?); 30. с. Томсино (совр. с. Томсино Себежского р-на Псковской обл.). Церковь Покрова Пресв. Богородицы. Деревянная церковь 1719 (?) г., упоминается также в 1770-х – 1820-х гг., передана православному духовенству в 1838 г. ; 31. с. Утуга (Утужицы, совр. с. Утуга Себежского р-на Псковской обл.). Церковь Покрова Пресв. Богородицы. Деревянная церковь 1789 г. (освящена в 1799 г.), приходская с 1799 г., упоминается в 1813 и 1822 гг. и 1835 г.;

stanislaw: Кажется, по дороге потерял 2 церкви. Проверю - вставлю сюда. Думаю, пока хватит. Отдохну немного (после проверки и дополнения).

Nell: stanislaw , а что-нибудь сохранилось от этих церквей? Понятно, что они , в основном, были деревянные и переходили в православные приходы. В некоторых деревнях я была, , церквей там ни деревянных, ни каменных давно нет.

stanislaw: Nell Б.ч. этих церквей или ветшала и строились новые, или перестраивалась еще между 1839-1917 гг. Так что уже к революции от храмов, построенных во время унии, оставались единицы. Попробую создать список таких "единиц" - ведь и самому пригодится. Только вот в С. районе я был всего дважды (в первый раз шофер меня перевернул на машине по пути из Мидино, где ночевали, в С. - так что воспоминания те еще) и на местах почти ничего не успел проверить. Вот, вероятно, оставшийся в Томсино (не в том, что на белорусской границе, а в том, которое к с.-з. от Идрицы) фундамент "костела" - именно остатки такой церкви. Потому что костела никакого по документам там никогда не было, а униатская церковь была (см. выше). А что церковь была деревянной - не проблема (ведь фундамент-то мог быть каменным). Подождите немного, хорошо?

stanislaw: Из вероятного списка церквей, построенных при унии, и стоявших до 1917 г. (неполного и непроверенного как следует): Заситино, Липняги (кладбищенская часовня), Нища, Кицково, Галузино, Могильня. Из них - наиболее надежны Заситино, Нища, Галузино, Могильня. Другие более сомнительны. На местах не проверял - не ведаю, что и как. Из бывших латинских храмов - Зародище (Аннутово) - стоит до сих пор, действует и Седлово (ничего о судьбе не знаю).

stanislaw: Еще: униатский список - на основании все тех же РГИА и НИАБ, а также ГАВЛ (архив Вел. Лук). А вот во Ржеве не был. Тоже увы...

chibisovitc: Спасибо Вам Станислав Генрихович за столь кропотливо проделанную работу по выявлению документальных материалов по Себежскому деканату, делитесь с нами информацией по этой теме!!!

stanislaw: Спасибо на добром слове, коллега! Примите и мои наилучшие пожелания (как говорится, творческих и иных успехов)! Будем сотрудничать. Маленькое замечание: к сожалению, не могу пока назвать Себеж "второй малой родиной". Хотя очень мне там нравится. Только мой дед - из Невельской округи (я и сам летом там частенько бываю - Коковино. Эндовино. Аляблево, бывший Козловский сельсовет) и, знаете, немного соседская ревность подгрызает.

chibisovitc: stanislaw пишет: соседская ревность подгрызает А благочиние то Невельское, а благочинный - себежский протоиерей - сообщающиеся сосуды

stanislaw: Для меня все немного иначе. Благочиние мое - Северо-западный регион архиепархии Божией Матери в Москве (ординарий - монс. Павел Пецци, декан (благочинный) свящ. Сергей Альхименок). А ближайший приход этого моего благочиния - св. Антония Чудотворца (Падуанского) в Вел. Луках. Хотя католики Себежа и Невеля (какие-то единицы известны и даже по именам и адресам) действительно одного благочиния-деканата. Того самого, вышеуказанного.

stanislaw: Раз уж потянул себя за язык... Вот она, часовня, на сегодняшний день - приходская и для себежских, и для невельских, и для новосокольнических, и для усвятских католиков. Ну, разумеется, и для великолукских. Интерьер:

stanislaw: Экстерьер:

Nell: stanislaw , все, что вы пишите, действительно очень интересно. Судя по часовне, католиков в этом регионе очень мало. А что известно об их судьбах? Прихожане скорее всего местные, т.е веру они сохранили и получили от родителей, которые несмотря ни на что веру не меняли.

stanislaw: Nell К сожалению, именно советский период ни мне, ни настоятелю великолукского прихода неизвестен (или почти неизвестен). До сих пор даже не знаем, когда точно (хотя бы до года) закрыли католический храм в Себеже (да и о Невеле не знаем). Но из тех прихожан, кого знаем - что удивительно - большинство как раз не местные. Некоторое время назад в Себеже жили 3 старичка-католика из местных, но они уже умерли (+ R.I.P). Еще двое пока живы - один дедушка в Себеже (но он, как сам говорит. "отвык" от Церкви), и его сестра в Вел. Луках (переехала еще в 1950-е гг.). Эта сестра благочестивая дама, но уже в очень преклонном возрасте (86 лет) и болеет (священник посещает ее на дому, сама она приходить не может). Постоянных прихожан в В. Луках около 50, в Невеле - до 20, в Себеже (где богослужения совершаются настоятелем только когда он едет в или через Латвию и обратно) - 5 чел., в Усвятах -1 (и в районе - 1, который, к сожалению, уже не воспитывался в религиозных традициях - с ним много проблем и хлопот, но об этом я умолчу). Ах да! Еще есть в Новосокольниках 2 семьи (в сумме 10 человек) беженцев из Африки, из Руанды. Живут в деревне под Новосокольниками, иногда бывают в В. Луках, а чаще - священник ездит к ним. Проблема еще в том, что настоятель постоянно пребывает при церкви в Вел. Новгороде, а в Луки ездит только раз в месяц. Из всех, кого я назвал - подавляющее большинство - приезжие (с Украины, из Белоруссии, из Латвии, из др. регионов). Местных уроженцев в сумме не более 15. Куда все подевались - не знаю. Но дети и внуки этих местных прихожан живут в основном в Москве, Питере, Витебске. в Латвии, в Пскове. И только по новым и относительно новым могилам на "Польском кладбище" Себежа видно, что кто-то продолжает жить и умирать (даты смерти нескольких - кон. 1990-х - сер. 2000-х гг.). И почему-то очень часто в качестве такой даты выступает 1976 г. (реже 1978 г.). Почему - загадка (что такого особенного случилось именно в этом году?). Честно говоря, мы толком и не знаем местных католиков (знаем только тех, кто нас сам нашел). Кроме того, храмов почти не осталось (уничтожены - в Куркино Куньинского р-на, в Невеле, в Новосокольниках, в Вел. Луках - впрочем, там остался цоколь). И сохранился только в Себеже. Но там (это Вам известно) - за неимением католической общины с одной стороны, и за неимением православной церкви с другой - он передан Русской Православной Церкви (и мы не в претензии - насколько известно, наших даже запрашивали о согласии и тогда нунций в СССР, монс. Франческо Коласуонно формально отказался от претензий - впрочем, этого я сам не проверял, но, на мой взгляд, вполне правдоподобно).

Nell: stanislaw , я могу только приблизительно представить, насколько сложно в таких условиях проводить богослужения и поддерживать связь между прихожанами и церковью. И большое Вам спасибо, что Вы осветили здесь на форуме эту сторону духовной жизни, связанную с католичеством. Насколько я могу судить по своим знакомым в Себеже, очень много себежан-этнические поляки (н0 уже не на 100% вследствие смешения браков). Об этом говорят и фамилии, напр., с окончанием на -ий, -ая и др. О своих польских корнях они тоже знают. Больше того, в Себеже принято праздновать католическое рождество, во многих местах 24 декабря слышатся фразы"Девочки, у нас сегодня Рождество, мы всех приглашаем". И отмечаются все церковные праздники по католическому календарю. Но прихода нет. Поэтому это такие скрытые католики, как мне кажется.

stanislaw: Nell Да, сложновато. Но ведь и другим непросто (проще или сложнее - это только оттенки, а во многом проблемы схожи). Очень часто (в силу того, что еще сравнительно недавно белорусы-католики подвергались полонизации, как православные белорусы - русификации) этническими поляками в Белоруссии (или бывшей Белоруссии - в нашем случае - бывш. Витебской губ.) являются, строго говоря, люди, для которых "польскость" - это набор нескольких элементов, в т.ч. конфессионального (католики) и наличия польского языка в качестве сакрального (для молитв и разговоров в приходе). При этом разговорным языком может оставаться другой. Так исторически сложилось. Значительная часть корней, от которых образованы фамилии людей, считающих себя поляками, не находят соответствий в собственно польском (или даже в его диалектах). А на поверку все может оказаться еще сложнее: человек по фамилии Ивановский, искренне считающий себя поляком, в нашем регионе вполне может оказаться потомком латышей-латгальцев (есть некое дерево, название которого в латгальском созвучно корню, и было переосмыслено как имя собственное). Хотя, разумеется, важна и самоидентификация носителя фамилии. Если считает себя поляком - будем уважать его выбор. Также, как уважаем русских с фамилиями от татарских корней, или, например, какого-нибудь Иванв Ивановича фон Фредерикса (просто первое, что пришло в голову) - ведь не он сам даже, а его предки давным-давно обрусели. Но вернемся к нашим себежским католикам. Как и обещал - приходская статистика за 19 в. (более ранней я не располагаю, ее нет в архивах, документы которых я просматривал). Штука довольно скучная, но все же... Сразу скажу, что я не в состоянии объяснить "случайных флуктуаций" числа прихожан. Кроме, разве что, 1832 и 1863 гг. - понятно, там резкое падение связано с последствиями подавления польских восстаний - арестами, бегством или высылками шляхты, составлявшей значительное число членов общины. Годы Число прихожан Требы Число домов прихожан 1803 г. 1404 Крещено 24; венчано 8 пар; отпето 10. 1805 г. 1500 Крещено 25, венчано 12, умерло 9 1816 г. 1960 (причащавшихся 1800, не причащавшихся по малолетству 160) Крещено 13, умерло 9, венчано 8 пар 1819 г. 2110 (причащавшихся 1760, не причащавшихся по малолетству – 350) Крещено 52, венчано 18 пар, отпето 33 1820 г. 1452 Крещено 12, венчано 10, умерло 8 124 1821 г. Крещено 28, венчано 8, умерло 10 1822 г. Крещено 28, венчано 16, умерло 33 1823 г. Крещено 36, венчано 12, умерло 16 1824 г. Крещено 24, венчано 11, умерло 23 1825 г. Крещено 43, венчано 5, умерло 12 1826 г. Крещено 37, венчано 17, умерло 14 1827 г. Крещено 27, венчано 17, умерло 16 1828 г. Крещено 42, венчано 13, умерло 16 1829 г. Крещено 40, венчано 24, умерло 24 Миропомазано в 1820 – 1829 гг. ок. 200 домов 1830 г. Причащавшихся 1410, не причащавшихся 509, всего 1919 Крещено 43, умерло 11, венчано 12 пар 1830-1831 гг. 1948 Крещено 99, венчано 20, отпето 130 1832 г. 971 150 домов 1833 г. 1200 Крещено 30, умерло 34, венчано 14 пар До 200 домов 1834 г. 1200 (причащающихся 914, не причащающихся по малолетству 286) Крещено 80, венчано 10, отпето 12 (30) 200 домов 1835 г. 1200 (причащающихся 914, не причащающихся по малолетству 286) Крещено 59, венчано 9, отпето 14 1836 1015 1839 г. 1864 259 1840 1861 1849 г. 1800 1855 г. 1285 1856 2623 В Себеже - 113 домов 1863 г. 1542 1870 1370 (1471) 1881 - 1886 гг. 1608 Крещено 273, венчано 55 пар, отпето 213 1905 г. Ок. 1560 1910 г. 1550 1914 г. 2320 1926 г. 2000 Была табличка, при копировании разъехалась, но именно сейчас нет времени ее собирать. Под "домами" следует понимать скорее то, что мы теперь назвали бы "дворохозяйствами", или как-то так. И еще: интересная деталь. Сохранилась статистика национального состава прихода (причем, своя, внутренняя, епархиальная). Увы, есть материал только за 1910 г. Картинка вот такая: Национальный состав: белорусы – 55,17%; поляки – 42,13%; литовцы 0,51%; латыши – 2,19%. О чем, собственно, уже немного говорилось выше. Костел т.о., по крайней мере, в указанном году, был скорее "белорусским", чем "польским". Хотя здесь надо бы сделать серию замечаний и пояснений, почему некорректно принимать эту статистику как нечто в себе - было много причин именно для такой процентовки. Но опят-таки: увы! Исчезаю до завтра.

stanislaw: Правда, под руку попался еще один маленький фрагмент. Сейчас нет времени проверить - но, кажется, лишь один раз в литературе (очень вероятно, что это было в статье И. Лагунина в "Пскове") было дано поное название себежской католической церкви на нач. ХХ в. Правда, в той же статье все было так изложено (если хорошо помню), что создавалось впечатление, будто церковь это с самого начала (или, по крайней мере, с 1649 г.) носила имя Пресв. Троицы и св. Антония Падуанского. Тем не менее, это не так. Вот как все было: Приходская церковь была повторно освящена после ремонта 10 июля 1897 г. (по юлианскому календарю) Могилевским еп.-суффраганом Франциском Альбином Сымоном (ремонт церкви начался 15 декабря 1892 г. пожертвованием помещицей Анной Медунецкой вновь изготовленного на ее собственные средства большого колокола, отлитого на фабрике г. Себежа, в 1895 г. по завещанию скончавшегося в Себеже бывшего настоятеля о. Самуила Кроппа были приобретены семь деревянных фигур, сделанных из липового дерева мастером Бальзукевичем, во время основных ремонтных работ богослужения совершались в приходском доме (с 9 апреля 1897 г.), т. к. ризница не могла вместить более 20 молящихся). При переосвящении, совершенном епископом Сымоном в сослужении свящ. Августина Лозинского (кажется, в то время уже ректора архиепархиальной семинарии - прим. С.) и настоятеля прихода Иоанна Крассовского, церковь была освящена во имя Пресв. Троицы и Преп. Антония Падуанского, Исповедника. Но в литургических календарях имя св. Антония не указывалось и настоятель 1 мая 1899 г. просил митрополита «внести в календарь на 1900 г. второй титул Себежского костела – Св. Антония Падуанского. В праздник Чудотворца бывает обыкновенно громадное стечение народа, к исповеди приходят целыми массами из дальних мест, меж тем Губернатор не назначает в помощь соседних ксендзов, т.к. в календаре не сказано, что Св. Антоний является патроном Себежского Римско – Католического костела…». Проверил. Точно, это Лагунин. Правда, я по памяти его неверно процитировал. Исправляю ошибку. И. Лагунин пишет: "с 1649 г. в городской панораме занял свое место костел Св. Троицы с приделом Антония Падуанского", что, вполне вероятно, все же ошибка (да и источник по ссылке странноват). В визитной описи храма за 1834 г. говорится о боковом престоле "слева – Антония Падуанского в серебрянном окладе с Богомладенцем на руках", но не о приделе, о котором вообще нет упоминаний. Ах! В тумане затерялось первое название церкви - ТОЛЬКО во имя Пресв. Троицы (без св. Антония)

stanislaw: Друзья! В ближайшее время (3-4 дня) повешу еще описание церкви на сер. 19 в., табличку о кладбищах, о приходских имениях, всякую ерунду о приходе. И уйду на заслуженный - поеду в НИАБ в Минск, за пополнением знаний! Ура!!! А пока вот: По сведениям от 1854 г., в состав Себежского прихода входили следующие населенные пункты: г. Себеж, престимониальное имение Глинки, дер. Илово, Цехомичи, Чернея, фольварк Чернея, Харланово, Мхинки, Шабаново, Янищи, Томсино, Видоки, Порылище (?), Земцово, фольварк Земцово, Каменец, Иваново, Людвиново, Всенец, Фёдорово, Наглины, Залосемье, Митрово, Тереховцы, Розаново, Самсоновка Первая, Самсоновка Вторая, Сивцово, фольварк Забелье, дер. Забелье Первое, Забелье Второе и Забелье Третье, Корасеньки (?), Дмитрово, Одмяны, Матеж, фольварк Мотеж, Гришманы, Городище, Пимахово Первое, Пимахово Второе, Базилёвщина, Хеленчин, Ильюшино, фольварк Торчилово, дер. Торчилово Первое, Торчилово Второе, Бубново, Долгое, Чяботы, Хмелёвка, Борисовичи, Лаврово, Яскиня, Стеймаки Первые, Стеймаки Вторые, Барлово, Бородуха, Прохорово, Кулешевщина, Козлово, Нивки, Шутово, Толстуха, Селище Первое, Селище Второе, Сутоки, Аннутово, Шкигино, Табор, престимониальное имение Табор, дер. Рысинково, Кузнецовка, Заходы, Лосигорки, фольварк Сёдлово, дер. Кременец, Левинково, Жарково, Крашаминково, Назарово, Мартышино, Ормяновщина, Островно, фольварк Островно, Бессовеницы, фольварк Янчево, дер. Засетино, Лотивичи, Липняги (Лепняги), Ключки, Филоново, Непоротово, Картыново, Юстианово, Анисимово, Дольницы, Сильвестрово, Василевщина, Плиговки, Пузынки, Сасино, Вараксино, Якимцево, Верино, Кривчёвка, Прихабы, Мызниково Первое и Мызниково Второе, Могилково, Кислово, Тращеницы, Мотыгино, Князево, Борисовичи, Самодурово, Прудище, Анинск, фольварк Рыково, дер. Петрово, Гридино, Тележники, Оссыно, фольварк Оссыно, Лачино (Лагино?), Мостище, Черная Грязь, Глыбочица, Медины, Москово, Стихново, Ореховка, Ореховно, Глембочино, Комары, Шурково, Жуки, Городок, Горелостино (?), Михалово, Зявины, Козинцы, Шуты Первые, Шуты Вторые, Дземенцы, Дедино, Попойки, Дащерово, Клоково, Люботы, Нище, Ясмонтово, Литвиново, Слобода, Треханы Первые, Треханы Вторые, Аверково, Позняки, Лавково, Клеоссино, Гусёво. На 1870 г. в составе Себежского прихода числилось: в г. Себеже – 82 двора, в уезде – 207 (в 150 населенных пунктах), приход простирался в длину на 80 верст 250 саж., в ширину на 69 верст. А потом попробую раздобыть легальную для вывешивания карту этнического состава Витебской губ. и повесить тамошний квадрат с Себежским уездом. А дальше начну просить себежан (постоянных и временных) о помощи в смысле сохранившихся воспоминаний старожилов и поисков иллюстративного материала советского и, м.б. более раннего времени. Ладно?

chibisovitc: stanislaw пишет: всякую ерунду о приходе Никакая это не ерунда, Вы всё делаете правильно и Ваши записи очень интересны и познавательны. Воть

stanislaw: Спасибо! Жаль только, что не могу всю жизнь этому посвящать. На хлебушек этим не заработаешь. Разве без маслица... Вот и Ваши труды, коллега, оченно ценны (я в "истории Себежа" смотрел-смотрел, смотрел, смотрел, все насмотреться не могу). Ну, не будем уже Крыловских птиц изображать. А "ерунда о приходе" - это табличка священников, какие-то мелочи, фрагменты об органистах и ризничих. раздражает только фрагментарность сведений. Но это в нашем деле - неизбывная реальность. Данная нам в болезненные и неприятные ощущения незавершенности



полная версия страницы