Форум » История и краеведение » Краеведение » Ответить

Краеведение

AntonIO: Тема для исследования достопримечательностей и особенностей Себежского края.

Ответов - 101, стр: 1 2 3 All

AntonIO: Граждане Себежане! Поведайте, c'il vous plait, что за дорога ведет на запад от Черной Грязи (на Стеймаки) и как она удостоилась такого удивительного покрытия (брусчатка)? И еще. Будучи в Себеже, слышал байку о том, что в районе не очень благоприятная радиоактивная обстановка, якобы, из-за бывших там в советское время ракетных шахт?

taralex: На первый вопрос ответит наверное кто-то другой, а вот про ракетные шахты сейчас уже скрывать нечего - были... (но их засыпали ) Можно об этом спросить у наших коллег с сайта Себеж5

TURIST: AntonIO Не слышал ничего о рад.загрязнении.Чес.слово первый раз слышу за все годы проведенные в Себеже


Alin: AntonIO Куда идет дорога не знаю, ездил по ней метро 200 не более. Вообще-то хотел повернуть как всегда на Глембочино, но навстречу по центру любезно выехал грейдер, пришлось распрямляться. Надо будет проверить. Брусчатка - это покрытие не только обозначенной дороги, но и всей дороги от Себежа до Белоруссии. Просто сверху песок. Раньше из камней делали все дороги, так что возраст почтенный. Фон мерить не хочу. Это шанс испортить себе настроение.

Mex@n!K: Причем тут ракетные шахты и радиоактивный фон? Ракета с ядерной БЧ сама по себе недолжна нечего излучать...Чего не скажешь про себежский рентгенологический кабинет :)

Георгий: В 80-х годах пробовал оценивать фон в лесу самодельным счетчиком Гейгера - не более, чем в Москве, правда оценка качественная, а не количественная. Часы у меня были со светящимся циферблатом, времен войны, так около них Гейгер трещал почти непрерывно, а в лесу, сейчас точно не помню, но наверное на порядок меньше. Участок дороги с каменным покрытием есть в лесу у юго-восточного угла Нечериц, примерно в том р-не, где был мост через Свольну, севернее кладбища. Точнее сейчас не помню, но видел, что на одной из карт он даже обозначен.

Георгий: AntonIO пишет: цитатачто за дорога ведет на запад от Черной Грязи (на Стеймаки) и как она удостоилась такого удивительного покрытия (брусчатка)? По поводу покрытия согласен с Alin- в доасфальтовую эру многие дороги были вымощены камнями и ничего удивительного тут нет. Дорога эта выходит на другую дорогу между д. Дедино и д. Ляхово. Координаты точки выхода считать мне лень. Вообще, интерес к краеведению подразумевает наличие карты соответствующего района и умение ей пользоваться. Топографические "двухкилометровки", т.н. "генштабовские" можно найти в интернете.

TURIST: Георгий А можно по подробней на счет карт этих.Может ссылку кинешь?Буду благодарен.

Mex@n!K: http://www.sebezh.ru/map_raion.php

AntonIO: Всем собравшимся низкий поклон и огромная благодарность за информацию Георгий Прошу прощения! Возможно, вопрос был поставлен не совсем корректоно. Куда ведет эта дорога - мне известно Удивление вызвал именно способ покрытия. Просто за всю мою (немаленькую) путешественическо-исследовательскую практику с явлением БРУСЧАТКИ В ЛЕСУ я столкнулся впервые Именно поэтому и хотел уточнить, нет ли у означенной дороги каких либо особенных "исторических корней". Что касается радиации, то очень хочется верить, что это всего лишь байка. Кстати, любопытно, что населенный пункт, обозначенный на карте, как Ляхово, на местности называется Красный поселок

Георгий: TURIST Карты сейчас есть разные. В связи с появлением у населения GPS - навигаторов для них появились т.н. векторные карты для загрузки в навигаторы и компьютеры. Карты эти импортные, продаются на дисках, как и программное обеспечение для работы с ними. Программа, кажется, называется "ОЗЗИ" или что-то вроде этого. Я пользуюсь только навигатором (без ПК) с картами, загруженными в него в магазине по заказу. Полный восторг. Рекомендую посмотреть сайты по GPS, в частности http://www.gpsinfo.ru/. AntonIO Участок глухой лесной дороги, вымощенный камнем, о котором я уже упоминал, обозначен на карте по ссылке Mex@n!K`а и находится восточнее участка Свольны, который расположен между Нечерицей и гр. с Белоруссией. В свое время я интересовался его происхождением и в музее, и у местных, но вразумительного ответа не получил.

AntonIO: Alin пишет: [blockquote][small]цитата[/small][hr size=1]Раньше из камней делали все дороги, так что возраст почтенный. Да, в доасфальтовую эру дороги мостили камнем, но пожалуй все-таки не все и, главное, не везде! В Подмосковье, например, вы таких дорог не найдете, и лопатой тоже нигде не раскопаете - либо историческая грунтовка, либо асфальт! Георгий, спасибо за инфу, кстати с расспросами местных жителей такая же ситуация! Одним словом, здесь наверняка есть какой-то секрет

Mex@n!K: Мне кажется я что-то слышал про нее...Это случаем не старая дорога ведущая к щебзаводу? Там брусчатка потому что лучше выдерживает нагрузку от тяжелой техники, и даже говорили мне что строили ее ЗК. Кто рассказал мне это я уже, к сожалению не помню...

Colonel: В давние времена моей службы в Себеже-5 рассказывали, что эту дорогу спроектировал и построил генерал-лейтенант Д.М. Карбышев для использования в военных целях.

mikhail_fr: От предков слышал что во время оно себежский уезд занимался заготовкой и сплавом леса через Ороно/Белое/Нечерцы и Свольну в направлении Западной Двины и Балтийского моря. Возможно это дороги были необходимы для подвоза леса от песчанных (!) морен к водной системе, что подтверждается их направлением (одна к Нечерской речке, другая к Глубочице... тоже интересное название.... слышал так же что русло Глубочицы было изменено специально для потребностей сплава, в районе её впадения в Гавнюху, то есть перед самым Белым озером).

Сава: Эта дорога с брусчаткой выходит на дорогу Дедино-Ляхово(Кр.Посёлок). Раньше дорога между Дедино и Ляхово (лет тридцать назад) была кривенькой,узенькой грунтовкой. Потом её спрямили (через болото у Ляхово),чтобы удобнее было проехать к Кургану Дружбы. Раньше прямая,как стрела,покрытая брусчаткой дорога упиралась в т-образный перекрёсток,причем являлась второстепенной ,а главной была кривая грунтовая. Смотрелось это прикольно ,и загадочно. По брусчатке никто не ездил,так как вела она к войсковой части (упиралась в проволочное заграждение).

AntonIO: mikhail_fr Пожалуй первая, заслуживающая внимания версия! Merci beaucoup!

Сава: В тех местах (Заситино,Толстяки,Грошево,Дедино,Ляхово)очень много ДОТов и ДзОТов Себежского Укрепрайона,входившего в Линию Сталина (вдоль западных границ СССР до 40-го года).Одноэтажные,двухэтажные,некоторые затоплены,некоторые взорваны,а иные стоят,будто только что построены.Их бы отреставрировать и туристам показывать,как сделали под Минском Историко-культурный комплекс "Линия Сталина". Скорее всего,каменная дорога была построена до войны в военных целях,перед выходом на дорогу "гражданскую" теряла покрытие в целях маскировки от шпионов (как и дорога на Себеж-5 от перекрёстка была грунтовой,а дальше-бетонные плиты.

TURIST: Сава Спасибо огромное что просветил.Честно говоря не знал.Хотелось бы там побывать,пожалуй может летом и получится.

Георгий: Сава пишет: В тех местах (Заситино,Толстяки,Грошево,Дедино,Ляхово)очень много ДОТов и ДзОТов Себежского Укрепрайона,входившего в Линию Сталина Реально ли посетить эти места? Я имею в виду погранзону, непроходимые болота и т.п. Действительно ли там так много сооружений, ведь строительство велось очень недолго. В 1938 и 1939 гг. началось строительство 8 УРов, в т.ч. Себежского. В них было забетонировано 1 028 сооружений. Однако в целом план строительства УРов был выполнен в 1938 году лишь на 45,5%, а в 1939- на 59,2%. При этом забетонированные сооружения не имели боевого вооружения и внутреннего оборудования. Осенью 1939 года строительство укрепленных районов прекратилось. (А.Г. Хорьков. Укрепленные районы на западных границах СССР. Военно-исторический журнал, №12, 1987 г.)

TURIST: Есть какая-нибудь информация по расположению этой линии обороны?

Сава: Георгий пишет: Координаты точки выхода считать мне лень. Вообще, интерес к краеведению подразумевает наличие карты соответствующего района и умение ей пользоваться. Топографические "двухкилометровки", т.н. "генштабовские" можно найти в интернете. Вот эта дорога

Сава: Георгий пишет: Реально ли посетить эти места? Я имею в виду погранзону, непроходимые болота и т.п. Дедино-погранзона.Как раз там в самом центре около ДК на небольшом холме в желтом треугольнике слева на карте Дедино стоит идеально сохранившийся двухэтажный дот на два орудия и пулемёт. То,что его не обстреливали-факт,бетон в прекрасном состоянии,на нём видны следы досок от опалубки,даже текстура дерева видна.Достроен он полностью,сверху засыпан землёй (где надо),издали похож на холм. Раньше доступ в него был свободен,на оба этажа,потом в нём хранили известь,потом опять свободен,сейчас-не знаю. На северо-северо-запад от него находится ещё один,за школой-ДзоТ. Где-то здес,в районе отметки 150.2 старой дороги на Ляхово в лесу находится очень большой ДОТ,ниже верхнего этажа вода,так что никто вниз не спускался. Сколько этажей-не знаю. В Толстяках взорванный ДОТ.Линия укреплений проходит вдоль границы. Так как ДОТы строились с учётом взаимного перекрытия огнем подступов,их должно быть много (укрепрайон всёж-таки)

Сава: Вот где действительно загадочное явление-очень высокая и узкая земляная гряда,находится в центре,обозначена розовым цветом.Наверху ширина-на велосипедах не разъехаться,очень похожа на искусственный вал.Раньше на ней стояла смотровая вышка,пол-Латгалии как на ладони. Может быть,кто-нибудь знает,природного она происхождения или...

TURIST: А кроме приграничной зоны района ещё можно найти где-нибудь напоминание о прошлой войне?Хотя если даже и нет,то постараюсь этим летом съездить в Дедино осмотреть эти места.

Георгий: Сава, большое спасибо за подробную информацию. Так можно или нет ехать в Дедино, не оформляя пропуск в погранзону и не имея там родственников?

Макс: Георгий пишет: Так можно или нет ехать в Дедино, не оформляя пропуск в погранзону и не имея там родственников? Если на своей машине-можно хоть к самой границе подъехать, а не только в Дедино...

mikhail_fr: je Vous en prie, il n'y a pas de quoi.... Думаю что военно-стратегическая версия тоже интересна, дорога могла появится раньше по экономическим причинам. и в советское время могла быть продолжена и отремонтированна.

AntonIO: Не берусь утверждать (это надо проверять), но мне кажется, что в конце тридцатых годов прошлого века брусчаткой уже не увлекались. Скорее всего, для строительства дорог военного назначения ипользовали бы бетон.

Георгий: Дорога, вымощенная БРУСЧАТКОЙ и дорога, вымощенная БУЛЫЖНИКОМ - это дороги с разным покрытием, их объединяет то, что и то и другое покрытие из камня, каменное. Брусчатка - покрытие дорогое, булыжник (как правило, местный - дешевое). Бетон - дорогое покрытие, к тому же требующее более тщательной (следовательно, более квалифицированной и дорогой) подготовки основания. Поэтому применение БУЛЫЖНЫХ покрытий в то время представляется вполне оправданным. В http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=3918 говорится, что "...в 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, он первым делом стал строить булыжные дороги...". Кроме того в ряде художественных произведений (ссылки по памяти дать не могу, читал когда-то) упоминается о строительстве (возможно и ремонте) в СССР булыжных дорог пленными немцами.

AntonIO: Доводы резонны, ничего не попишешь. Но, согласитесь, дороги не ведут из неоткуда в некуда. Если предположить, что у означенной дороги военное назначение, то в ее окончаниях должны быть соответствующие объекты. На восточном окончании (д. Черная грязь) мною ничего не обнаружено (впрочем, тогда я ничего такого не предполагал и специально не исследовал, так что, возможно, и проглядел). Возможно, есть что-то на западном окончании - может быть стоит там полазить, как-нибудь в выходные летом? P.S. О проникновении в погранзону. В свое время погранцами мне был поведан телефон заставы Дедино: (код Себежа) 9-11-23. Нужно сообщить о себе и цели визита, н.п. посещение Кургана Дружбы.

Sava: Могла вести к погранзаставам.Служить для быстрой переброски войск и военной техники.Мощёная-чтобы техника быстро прошла (там кругом болота). Дорогу могли построить "дорожники" НКВД,как,например,в Идрице: Остатки мощёной военной дороги, построенной политзаключёнными в 20-х годах. Источник : http://sebesz.narod.ru/idriza.html Кстати,в тех местах до войны был колхоз "Красный пограничник".

aZaZel: AntonIO Бабка расказывала про дорогу в стеймаках. Дорогу, по ее словам, строили зеки, примерно в 30-х годах. Никто не обращал внимание на ее исривленность и куда она ведет? Очень выгодное Г/П. Щебенка для того чтобы шла тяжелая техника типа танков.

AntonIO: Спасибо, aZaZel! Эта инфа уже ближе к первоисточникам. Повторяю предложение о посещении этой местности. В конце июля либо начале авгута собираюсь в Себеж на выходные. Присоединяйтесь!!!

Zhar: TURIST Есть километровки кое-каких окресностей Себежа. click here

epsilon: Сейчас в пограничную зону просто так по телефону поездку не закажешь-сказывается ужесточение правил въезда и пребывания в пограничной зоне. Для того, чтобы беспрепятственно прибыть и находится на территории пограничной зоны, потребуется визит на саму пограничную заставу. Там вам зададут необходимые вопросы и если вы дадите правильные ответы - возможно что вам разрешат. Что касается военных объектов времен ww2, то в районе Дедино - Грошего - Ляхово - Толстяки - Гаспарово - Сляжево и далее их действительно много (я имею в ввиду ДОТы и противотанковые рвы), однако боевых действий эти объекты не вели, т.е. не имели гарнизонов. В 41 году вермахт двигался очень быстро и со стороны Белоруси, а не со стороны Латвии, куда и были направлены сектора обстрела ДОТов. Если кого интересует военная история Себежского района - пишите в "личку", постараюсь ответить.

Kristina:

Liska: привет всем участникам форума.подскажите где можно собрать информацию о коренном жителе Себежа-купце Новинском.Он в 1811 году составил проект о строительстве канала на участке Себеж-Дрисса.для более удобного экспорта льна в Ригу.Может кто-то слышал или есть информация в музее или в литературе о Себеже.Буду благодарна.

Gunner: Sava пишет: Остатки мощёной военной дороги, построенной политзаключёнными в 20-х годах. Очень интересно было узнать легенды о появлении в Себежском районе брусчатых дорог. Еще более интересно, какую легенду будут рассказывать об их исчезновении. По слухам, большинство брусчатых дорог нещадно истребляется охотниками за природным камнем. Происходит это с огромной скоростью. Кто и что скажет на это?

Nikola: Это точно, машина камня, выковоренного из дороги стоит 2000 рублей. Это я зна точно. И заказов у этих ковыряльщиков много, такчто скоро дароги эти исчезнут. А камнем выложены не только лесные дороги, помню давно на площади ремонтировали дорогу, под снятым слоем асвальта была брусчатка.

taralex: Себежский асфальт на многих улицах в состоянии близком к брусчатке: трясет также.

TURIST: Трасса С-Пб-Киев на участке до Луги и после самый отвратительный промежуток дороги.По сравнению с ним дороги в Себеже просто сказка.Я уж молчу про тверскую трассу.

Макс: TURIST пишет: Трасса С-Пб-Киев на участке до Луги и после самый отвратительный промежуток дороги.По сравнению с ним дороги в Себеже просто сказка Прошлой осенью ситуация изменилась к лучшему...уже большую часть отремонтировали

Alin: TURIST пишет: По сравнению с ним дороги в Себеже просто сказка. Давненько Вы там не ездли..

TURIST: А во Пскове кто-нить ездил по дорогам рядом с ТИРом.Улица Спегальского,там вобще можно колесо оставить в яме.

la1da: В Пскове дороги убогие, это да.... Чего одна только Юбилейная стОит... Тверская же страсса - тихий ужас. Больше по ней не катаемся. Жуткая колейность, безбашенные дальнобойщики.. Себе дороже там ездить. Теперь до Себежа и обратно по Смоленке. Правда и там в районе Усвят творится нечто, 5 км просто разбитой дороги. Плюс еще си сбор в размере 195 руб. За что, спрашивается?!

TURIST: 26-го декабря ехал в Себеж.Выехали из Питера в 16.00(ехал на грузовой машине)в Себеж приехали 2.30.Как только выехали из Питера прошел небольшой дождик и морозик на -1 ударил.Возле Рождественно я не мог перейти через дорогу в туфлях.Вобще на промежутке трассы который обслуживает Луга ни одна машина с песком и солью не вышла на трассу.В итоге куча аварий и пробки.Пока не проехали Лугу тянулись около 50км/ч.Только псковские дорожники выехали на работу в ту ночь.

Alin: la1da пишет: Тверская же страсса - тихий ужас. Больше по ней не катаемся. Жуткая колейность, безбашенные дальнобойщики Этим летом катался к другу в Москву - ну, в общем, бывает и хуже. Это почти по Задорнову: как решить проблему колейности? Асфальт менять? ЩАС! Каждые 20 км табличка: колейность дороги 20км. ВСЕ! Меня правда, дорога не напугала, хоть у меня и машина "брюхо на земле", а вот собаки там дорогу переходить не умеют. Теперь у меня новый бампер..радиатор кондея..основной радиатор...а собака убежала.

AntonIO: Русские называют дорогой место, по которому они собираются проехать

Gunner: AntonIO РЕСПЕКТ! У нас нет дорог, есть направления!!!

Litops: Классно тему сменили)

Конкретный: ТЕМЫ МЕНЯЮТСЯ ,ДОРОГИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОСТАЮТСЯ.

AntonIO: Все-таки, наверное, в эту тему! Исторический объект: развалины ветряной мельницы в д. Глубочица

taralex: Вчера прочитал в энциклопедии Брокгауза в статье о войне 1812 года: "Удино, оставленный против Дриссы, переправился через Двину у Полоцка и двинулся к Себежу, куда должен был идти и Макдональд, с целью отрезать Витгенштейна от Пскова..." Теперь понятна этимология названия Селявы - от французского се ля ви...

chibisovitc: taralex пишет: Теперь понятна этимология названия Селявы - от французского се ля ви... А как же трактовка В.И.Даля? Селява=уклейка

taralex: chibisovitc пишет: А как же трактовка В.И.Даля? Селява=уклейка Да, возможен и такой вариант, но моя версия была ироничной. Просто французы должны были оставить свои следы за короткое время пребывания на себежской земле.

Alin: taralex chibisovitc А почему не от селение, селится..хотя нет, тогда были бы селяны или селяты...вероятно, Даль прав. Раз уж заговорили об этимологии - кто сможет? Слово human.

Clark: taralex пишет: Да, возможен и такой вариант, но моя версия была ироничной. Просто французы должны были оставить свои следы за короткое время пребывания на себежской земле И такие места имеются - д. Жанвиль. С приветом из Селяв.

mikhail_fr: Alin английское и французское human - производное от латинского homo (человек в общем).

chibisovitc: Clark пишет: И такие места имеются - д. Жанвиль. Подробнее здесь: Вячеслав Васильев Легенды и предания Себежского края Псков, 1992 Стр.9-11

VG: кто нибудь знает что-либо про деревню Березвицы? там такое интересное кладбище, вроде бы расположенное на кургане, рядом еще один и удивительная сосна

AntonIO: Всем привет! Друзья, если вам известны какие-либо интересные места, исторические и прочие объекты на территории края, на ваш взгляд, заслуживающие внимания, большая просьба выкладывать сведенья и них сюда или присылать материалы по адресу sebezhguide@mail.ru, чтобы эту информацию обработать, скомпановать, при необходимости провести исследования и, может быть, в перспективе создать что нибудь вроде путеводителя. AntonIO с удовольствием за это возьмется и будет благодарен за поддержку

Alin: mikhail_fr пишет: английское и французское human - производное от латинского homo (человек в общем). Хорошо, но откуда взялась "n" и откуда произошло homo?

Valery: еще интересная информация про приходы в себежском уезде в 1900, 1909 и 1914 году http://www.witebsk.orthodoxy.ru/

AntonIO: Ответ на пост Valery №16 в теме Информация о деревнях района Valery Согласен, что тема Краеведенье объединяет и отчасти перекрывается тремя другими, упомянутыми в означенном выше посте. Но все же между ними есть разница. Темы "Информация о деревнях..." и "Есть ли среди нас местные" весьма узконаправлены и предполагают, на мой взгляд, обсуждение исторических сведений, касающихся поднятых в них вопросов! "Путеводитель..." же предназначен для сбора информации, актуальной для современного туриста. Например, все что описано в ваших постах в теме "Информация о деревнях...", выложена там совершенно справедливо, а допустим если мы пишем, что в деревне D есть: развалины старой мельницы X... века, изба крестьянина K образцового содержания (прилагаем фотографию) и дом рыбака с полным пакетом необходимого сервиса, то такой пост мы отправляем в "Путеводитель". Ну а если в какой нибудь горе мы вдруг обнаружили прикрытый хворостом грот с потайным ходом и не решились сразу в него войти, бежим открываем форум и в теме "Краеведенье" задаем вопрос о сеем объекте широкой публике - вдруг кто либо что либо о нем знает или слышал и т.п.

Valery: AntonIO пишет: Согласен, что тема Краеведенье объединяет и отчасти перекрывается тремя другими, упомянутыми в означенном выше посте. Но все же между ними есть разница. Темы "Информация о деревнях..." и "Есть ли среди нас местные" весьма узконаправлены и предполагают, на мой взгляд, обсуждение исторических сведений, касающихся поднятых в них вопросов! "Путеводитель..." же предназначен для сбора информации, актуальной для современного туриста. Например, все что описано в ваших постах в теме "Информация о деревнях...", выложена там совершенно справедливо, а допустим если мы пишем, что в деревне D есть: развалины старой мельницы X... века, изба крестьянина K образцового содержания (прилагаем фотографию) и дом рыбака с полным пакетом необходимого сервиса, то такой пост мы отправляем в "Путеводитель. Ну а если в какой нибудь горе мы вдруг обнаружили прикрытый хворостом грот с потайным ходом и не решились сразу в него войти, бежим открываем форум и в теме "Краеведенье" задаем вопрос о сеем объекте широкой публике - вдруг кто либо что либо о нем знает или слышал и т.п. Спасибо, буду стремиться попасть в нужную тему.

Valery (забыл пароль: По этой ссылочке можно почитать подробно про исследование городищ в себежском районе: http://archeos.nm.ru/shist.html А это краткие выдержки: На территории района (?) зафиксировано 90 археологических памятников; отсутствуют они только в болотистых местах. Зафиксировано 20 городищ, 11 селищ, 55 курганных могильников с насыпями округлой, длинной и удлиненной формы и единичными сопками (оценка 1952—1953 гг) Почти все из выявленных и обследованных, памятников относятся к I тысячелетию и началу II тысячелетия н. э. Лишь одно поселение на городище близ дер. Жуки выпадало из этих хронологических рамок; возникновение его относится к более раннему времени. Если уважаемый Taralex посчитает нужным положить эту табличку на сайте – отправлю по мылу. Могут быть ошибки (написано, что расположены городище и курганы, а на самом деле что-то одно). 1/ Адерево / курганы 2/ Бакланицы / селище 3/ Барсуки / городище 4/ Божкино / городище 5/ Глубочицы / городище 6/ Голеуска / селище 7/ Горбуны / курганы / Раскопки / 1927-1928 гг. и в послевоенные годы/ И. А. Сербов и Б. В. Сивицкий / 48 курганов, из них два - удлиненной формы 8/ Горушка/ курганы 9/ Горушка / селище 10/ Грицьково / городище/ Раскопки / 1892 г. / Е. Р. Романов 11/ Грицьково / курганы / Раскопки 12/ Дворище / селище 13/ Добрыши / городище 14/ Жуки / городище/ Раскопки / 1953 г. / Ф. Д. Гуревич / Овальная площадка / на вершине моренной гряды, на лесистой возвышенности с запада ограждено пересохшим водоемом / 55X50 м/ возраст: от середины I тысячелетия до н. э. до первых веков н. э. 15/ Идрия / курганы 16/ Илово / курганы / Раскопки / в послевоенные годы / Б. В. Сивицкий 17/ Козиха / курганы 18/ Красиково/ городище 19/ Красиково/ курганы 20/ Кременцы / городище 21/ Кременцы / курганы / Одиночный курган / 2 м высотой/ 12 м в диаметре 22/ Лавищи / городище/ Раскопки / 1892 г. / Е. Р. Романов 23/ Лавищи / курганы / Раскопки 24/ Литвиново / курганы / Раскопки / Б. В. Сивицкий 25/ Литвиново I / городище 26/ Литвиново II / городище/ Обследовано/ А. А. Спицын/возраст: не позднее IX—X вв 27/ Малое Крупово / курганы 28/ Мальково / городище 29/ Мидино / городище 30/ Новые Батеки / городище 31/ Обходы / селище 32/ Овсиновка / городище/ 1901 и 1904 гг. / Л. Ю. Лазаревнч-Шапелевич 33/ Овсиновка / курганы / Раскопки / 1901 и 1904 гг. / Л. Ю. Лазаревнч-Шапелевич / 29 34/ Осыно / городище 35/ Плакутицы / курганы 36/ Прасни / городище/ 1927-1928 гг. / И. А. Сербов и Б. В. Сивицкий 37/ Припечь / городище/ 1966 г / на ледниковом останце со всех сторон окруженном широкой болотистой луговиной по которой протекает небольшая речка/ высота над окружающей местностью 8—8,5 м/ 55x45 м 38/ Припеши / городище/ возраст: не позднее IX—X вв 39/ Рябы / городище 40/ Себеж / городище/ Раскопки / С. А. Тараканова/ на берегу озера и занимает высокий, с очень крутыми склонами холм, являющийся возвышенным концом моренной гряды/ 80X40 м/ возраст: второй половины I тысячелетия до н. э 41/ Себеж II / городище 42/ Старо-Козлово / курганы 43/ Стояки / городище/ Раскопки / 1966 и 1967 гг/ Овальные очертания, мысового типа?/ на мысу, образованном изгибом реки Идрянки и широкой поймой безымянной речки. / высота над уровнем воды в реке 12,5 м / 30X15-17 м/ возраст: конец I тысячелетия до н. э. — первые века н. э. 44/ Сутоки / курганы 45/ Толкачево / курганы 46/ Угоринка / курганы / 20 курганов, из них два - удлиненной формы 47/ Угоринка / селище 48/ Ульково / городище/ Мысового типа / при впадении р. Неведрянки в оз. Могильно / над долиной реки и озера на 18 м. 49/ Ульково / курганы 50/ Ульяновщина / городище/ Раскопки / Овальная площадка / на останце среди болот/ над окружающей местностью с юго-запада на 6 м, а с северо-запада на 15 м./ 50x20 м/ возраст: III—IV вв., а возможно, и к середина I тысячелетия н. э. 51/ Фомино / городище/ Раскопки / 1966 и 1967 гг/ Овальная площадка / на конце большой гряды ледникового происхождения защищена по периметру невысоким валом/ над окружающим ее болотистым лесом на 15 м./ 36X27 м 52/ Черная дер./ курганы 53/ Шакелево / городище/ 1892 г. / Е. Р. Романов 54/ Шакелево / курганы / Раскопки / 1953 г./ 70 курганов, из них шесть - удлиненной формы 55/ Шакелево / селище 56/ Шуты / селище 57/ Язбово / городище/ Раскопки / С. А. Тараканова/ на высоком холме, с трех сторон омываемый озером Глубоким с четвертой защищенный искусственным валом / 35X40 м 58/ Язбово / курганы

Wolf285: Gunner пишет: Очень интересно было узнать легенды о появлении в Себежском районе брусчатых дорог. Такая дорога еще есть от шоссе Себеж-Идрица,идет к деревне Селище. Дорога эта брусчатая идет как бы ответвлением от асфальтовой.Интересно было бы узнать ее происхождение... Может быть,когда-то часть шоссе Себеж-Идрица была брусчатой?

Gunner: История, пока, умалчивает этот факт! Маленький кусочек брусчатки был и на перекрестке (на мысу), там где сгорел дом, но уже ничего не осталось! Жаль...

Wolf285: Gunner пишет: Маленький кусочек брусчатки был и на перекрестке (на мысу), там где сгорел дом, но уже ничего не осталось! Значит,длинная брусчатка была... И куда всё девается?? Кошмар.. Скоро и той,что от дороги идет,не будет-там машины ездят ,когда грязь и с шоссе к Селищам не проехать... Постепенно все разбивается,песком затягивается... Жаль,не то слово..

Gunner: Не разбивается и песком затягивается, а разбирается и вывозится на коттеджи!

Конкретный: ВЫМОЩЕНЫ НЕ БРУЩАТКОЙ, А БУЛЫЖНИКОМ!!!!!!

Лис-Манюня: Мы в мае-июне 2007 были на линии Сталина, видели взорванные...не знаю как правильно они называются. Сейчас фотки вставлю [img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img]

AntonIO: Вот это ценняк! Лис-Манюня, а можно уточнить место расположения сих объектов?

COSSAC: Похоже, что это у деревни Заситино. Вообще в наших местах таких Долговременных Огневых Сооружений (ДОТ) достаточно много. Все они входили в Себежский укрепрайон или, как ее называли, "линия Сталина". Всего было построено 65 сооружений. Ни одно из них не вошло в строй.

COSSAC: Всего на «Линии Сталина», которую строили 11 лет (1928–1939) имелось 3279 сооружений на 2067 км границы. Еще 538 сооружений находились в стадии строительства (строились Себежский, Слуцкий, Шепетовский, Остропольский, Изяславльский и Староконстантиновский УРы). На «Линии Молотова» за год (1940/1941) было завершено строительство 880 сооружений, а строилось еще 4927. Темпы строительства превосходили средние темпы строительства «Линии Сталина» втрое, если брать последний период строительства линии на старой границе — вдвое. Что касается недовыполнения плана, то в 1938 г. план строительства УРов на старой границе был выполнен на 45,5 %, а в 1939 г. — на 59,2 %. Причины были вполне прозаическими: промышленностью недопоставлялись материалы. В 1938 г. цемента было поставлено 28% от плана, в 1939 г. — 53%. (Хорьков А.Г. Указ. соч. С. 100.)

Лис-Манюня: AntonIO К сожалению, не смогу ответить про название. Нас возил себежский краевед, давно занимается историей своего края. Ориентиры такие: мы выехали из Себежа через нефтебазу, попали на трассу М9, на ней надо сразу повернуть налево в сторону границы. Ехать где-то минут 7 максимум 10. И 1-е, 2-е фото это будет справой вашей руки. Там пригорок, молодой сосняк и дальше вниз вот от этого ДОТа идет склон. А последние два фото - это прям перед границей, правда уже слевой руки, там ещё куча фур стояла. По идее Вам надо держать ориентир на эту телетрансляторную вышку. Дорога, которая сворачивает с М9 накатанная. Не забудьте взять с собой паспорт, там могут быть патрули.

COSSAC: Лис-Манюня пишет: мы выехали из Себежа через нефтебазу, попали на трассу М9, на ней надо сразу повернуть налево в сторону границы. Ехать где-то минут 7 максимум 10. И 1-е, 2-е фото это будет справой вашей руки. Там пригорок, молодой сосняк и дальше вниз вот от этого ДОТа идет склон. А последние два фото - это прям перед границей, правда уже слевой руки, там ещё куча фур стояла. По идее Вам надо держать ориентир на эту телетрансляторную вышку. Дорога, которая сворачивает с М9 накатанная. Не забудьте взять с собой паспорт, там могут быть патрули. Ну точно - 2 км. не доезжая до Заситино. Раньше рядом с этими ДОТами была деревня Заборье. Исчезла в войну.

Лис-Манюня: COSSAC спасибо за просвещение.

COSSAC: Вот карта этих мест 1955 года

chibisovitc: Был такой униат - архиепископ Киевский, Галицкий и Полоцкий, епископ Витебский и Мстиславский, архимандрит Жидичинский, протоархимандрит ордена Василия Великого (Базилианского) и всея Руси митрополит Антоний Селява Sielawa, из послушников и настоятелей (с 1622) виленского Свято-Троицкого монастыря, с 1640 администратор престола вместо Рафаила (Корсака), с 1642 митрополит и протоархимандрит, умер в 1655 в г.Тыкоцине Его останки перенесены в Супрасльский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. См. Е.А.Верниковская Антоний / Православная Энциклопедия Т.II Алексий, человек Божий - Анфим Анхиальский С.640-641

Георгий: taralex пишет: Просто французы должны были оставить свои следы за короткое время пребывания на себежской земле. Возможно фамилия "Везовитов", встречающаяся в этих местах - один из этих следов.

Хлюст: Да, ребята... С историей у вас проблемы... Дорога эта идет с юга на север и соединяет линию обороны генерала Карбышева. Именно того, которого заморозили немцы. Линия обороны была построена до 40-х годов - еще до присоединения Прибалтики. И идет вдоль границы с Латвией. Если тщательно пройти вдоль всей этой "каменки" (каменной дороги), можно в лесу найти ДОТы. Бетонные, многоэтажные. Предназначенные как для стрельбы из пулеметов, так и орудий. А шахт с ракетами никогда в жизни в Себеже - 5 не было. Там была обычная часть ядерного обеспечения с хранилищами блиндажного типа. В которых находились ядерные заряды в виде головных частей для морских торпед, снарядов, ракет. А также авиабомбы и фугасы. Вот так то....

AntonIO: Ну вот, Хлюст, спасибо вам за информацию. Только едиственно что, участок описанной дорги идёт с востока на запад. Впрочем, если ковырнуть, то в этом районе все дороги каменные, даже грунтовка, идущая через парк в сторону Белорусии - в основе тоже булыжник.

Конкретный: AntonIO ДОРОГУ СЕБЕЖ - ВЕРХНЯДВИНСК ВЫМОСТИЛИ БУЛЫЖНИКАМИ ,ВОЕННЫЕ ЕЩЁ ДО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИБАЛТИКИ , А ПОЗЖЕ ЕЁ ПРОСТО ПРИСЫПАЛИ ГРАВИЕМ .......

kozel 2: Извините, Хлюст, относительно хранилищ Ваша информация не точна,если интересуют подробности и уточнения то в личку пожалуйста.

qwer1: По американской классификации там было хранилище. В Интернете есть американские страшноватые по смыслу черно-белые фото 70г, вид сверху, как с рентгеновского аппарата. Если это фото от засветки гамма-квантами, то пожалуй, дороги там на территории были "грязные" (Pu-239). http://www.globalsecurity.org/wmd/world/russia/bulyzhino_nuc.htm Bulyzhino N 56°14' E 28°20' Такие объекты хорошо вычисляются со спецспутников. astronautix.com Ferret -Class: ELINT. Nation: USA. Agency: U.S. Air Force. Still classified, Agena-launched Program 102 Ferret signals intelligence satellites provided the US with its first space-borne ELINT coverage in the 1960's. The Ferrets catalogued Soviet air defence radars, eavesdropped on voice communications, and taped missile and satellite telemetry. Also designated 698BK and Program 770. Specification Total Mass: 1,500 kg. ============================= Class: Surveillance. Type: Military. Nation: USA. Agency: U.S. Air Force. Manufacturer: Lockheed. Early US reconnaisance satellite. Carried two 'J-3' panoramic cameras, with a focal length of 61 cm, and a ground resolution of 1.8 m. Ground swath was 16 km x 217 km. Also carried a DISIC (Dual Improved Stellar Index) camera, with a focal length of 91 cm, a ground resolution of 30 m, and frame coverage of 260 km x 260 km. -------------------------------------------------------------------------------- Specification Total Mass: 3,000 kg. А это сейчас. http://wikimapia.org/5098067/Bulyzhino-storage-missile-site Дороги все еще подозрительно светлые....

qwer1: Американские фото могли быть просто оптические, ночные, а на базе ночью включали освещение. Хорошие гамма-телескопы по тем временам не применяли. А дороги светлые - т.к. бетонные. Так что жить там можно.

Gunner: Ранее наш друг и соратник по форуму описывал замеры радиактивного фона при наличии в районе ракет, топлива в них и боеголовок (в те времена)... Все было в норме...

MITRICH: дорога из Идрицы в Максютино примерно 1967 г.

MITRICH: Дорога из Кицково в Родионово. В Родионово она обрывается, хотя должна была идти на Лобово, далее на Опочку. Строительство прекращено в 1936г.

Nell: Тут где-то было сообщение о том, что брусчатку разбирают. Якобы машины с московскими номерами. Но видела я эти камни рядом с фазендами. Хорошие камни, альпийские горки их них красивые получаются...

СЕРЁГА: здравствуйте! не могли бы дать ссылочку на карту. сам отдыхаю в Заситино

Антитеза: Экскурсия в Себеж http://www.vlbook.ru/novosti/216-ekskursiya-v-sebezh.html

Антитеза: Кто знает где была данная церковь? Аф- Слобода в настоящее время территория Себежского района. Родина Вашего Главы. http://shot.qip.ru/00bUEh-2wEDEcpNK/

Opotchanin: Антитеза пишет: Кто знает где была данная церковь? Аф- Слобода в настоящее время территория Себежского района. Воть ... [url=http://wikimapia.org/#lat=56.6037386&lon=28.3769924&z=14&l=1&m=b]http://wikimapia.org/#lat=56.6037386&lon=28.3769924&z=14&l=1&m=b[/url] А воть Аф Слобода: [url=http://wikimapia.org/#lat=56.4751125&lon=28.4575016&z=14&l=1&m=b]http://wikimapia.org/#lat=56.4751125&lon=28.4575016&z=14&l=1&m=b[/url] Расстояние по прямой 15 км

Антитеза: ВЫходит, что это территория Опочецкого района. Опочанин, а церковь там сохранилась?

Opotchanin: Антитеза пишет: Опочанин, а церковь там сохранилась? Неть И деревни тоже неть ...

Антитеза: Opotchanin Благодарю!

Nell: Путин предложил создать молодежное движение РГО 30.04.2013 // Президент РФ Владимир Путин предложил создать молодежное движение Русского географического общества (РГО). © “Предлагаю сегодня обсудить очень интересную идею о создании молодежного движения РГО”, — сказал он на заседании попечительского совета организации. Глава государства выразил надежду, что это движение “подставит плечо” российским организациям детей и подростков, чья деятельность связана с тематикой общества. Речь идет о краеведческих, исторических, туристических клубах, кружках юных натуралистов и этнографов. “Уверен, наши региональные отделения с готовностью возьмутся за эту работу. Считаю, что молодежное движение должно объединить неравнодушных, активных людей в круг действительно полезных и содержательных инициатив, предоставить им площадку для самореализации”, — заявил Путин. Он добавил, что РГО сможет растить достойную смену. “Значит, ситуация 90-х годов, когда общество почти уже кануло в лету, надеюсь, никогда не повторится”, — сказал президент. Путин назвал бизнесменов, которые осуществляют финансовую поддержку, реализуемую в виде грантов РГО: Алекперов, Вексельберг, Гальчев, Дод, Магомедов, Савельев, Стржалковский, Тимченко, Усманов, Франк и другие. ________________________________________________ Т.е. наши олигархи дают деньги на развитие краеведения.

Антитеза: http://www.beloveshkin.com/2015/05/ne-kazaki-ne-shlyakhta-a-pancirnye-boyare-v-vostochnoj-belarusi.html



полная версия страницы