Форум » История и краеведение » Краеведение » Ответить

Краеведение

AntonIO: Тема для исследования достопримечательностей и особенностей Себежского края.

Ответов - 101, стр: 1 2 3 All

AntonIO: Граждане Себежане! Поведайте, c'il vous plait, что за дорога ведет на запад от Черной Грязи (на Стеймаки) и как она удостоилась такого удивительного покрытия (брусчатка)? И еще. Будучи в Себеже, слышал байку о том, что в районе не очень благоприятная радиоактивная обстановка, якобы, из-за бывших там в советское время ракетных шахт?

taralex: На первый вопрос ответит наверное кто-то другой, а вот про ракетные шахты сейчас уже скрывать нечего - были... (но их засыпали ) Можно об этом спросить у наших коллег с сайта Себеж5

TURIST: AntonIO Не слышал ничего о рад.загрязнении.Чес.слово первый раз слышу за все годы проведенные в Себеже


Alin: AntonIO Куда идет дорога не знаю, ездил по ней метро 200 не более. Вообще-то хотел повернуть как всегда на Глембочино, но навстречу по центру любезно выехал грейдер, пришлось распрямляться. Надо будет проверить. Брусчатка - это покрытие не только обозначенной дороги, но и всей дороги от Себежа до Белоруссии. Просто сверху песок. Раньше из камней делали все дороги, так что возраст почтенный. Фон мерить не хочу. Это шанс испортить себе настроение.

Mex@n!K: Причем тут ракетные шахты и радиоактивный фон? Ракета с ядерной БЧ сама по себе недолжна нечего излучать...Чего не скажешь про себежский рентгенологический кабинет :)

Георгий: В 80-х годах пробовал оценивать фон в лесу самодельным счетчиком Гейгера - не более, чем в Москве, правда оценка качественная, а не количественная. Часы у меня были со светящимся циферблатом, времен войны, так около них Гейгер трещал почти непрерывно, а в лесу, сейчас точно не помню, но наверное на порядок меньше. Участок дороги с каменным покрытием есть в лесу у юго-восточного угла Нечериц, примерно в том р-не, где был мост через Свольну, севернее кладбища. Точнее сейчас не помню, но видел, что на одной из карт он даже обозначен.

Георгий: AntonIO пишет: цитатачто за дорога ведет на запад от Черной Грязи (на Стеймаки) и как она удостоилась такого удивительного покрытия (брусчатка)? По поводу покрытия согласен с Alin- в доасфальтовую эру многие дороги были вымощены камнями и ничего удивительного тут нет. Дорога эта выходит на другую дорогу между д. Дедино и д. Ляхово. Координаты точки выхода считать мне лень. Вообще, интерес к краеведению подразумевает наличие карты соответствующего района и умение ей пользоваться. Топографические "двухкилометровки", т.н. "генштабовские" можно найти в интернете.

TURIST: Георгий А можно по подробней на счет карт этих.Может ссылку кинешь?Буду благодарен.

Mex@n!K: http://www.sebezh.ru/map_raion.php

AntonIO: Всем собравшимся низкий поклон и огромная благодарность за информацию Георгий Прошу прощения! Возможно, вопрос был поставлен не совсем корректоно. Куда ведет эта дорога - мне известно Удивление вызвал именно способ покрытия. Просто за всю мою (немаленькую) путешественическо-исследовательскую практику с явлением БРУСЧАТКИ В ЛЕСУ я столкнулся впервые Именно поэтому и хотел уточнить, нет ли у означенной дороги каких либо особенных "исторических корней". Что касается радиации, то очень хочется верить, что это всего лишь байка. Кстати, любопытно, что населенный пункт, обозначенный на карте, как Ляхово, на местности называется Красный поселок

Георгий: TURIST Карты сейчас есть разные. В связи с появлением у населения GPS - навигаторов для них появились т.н. векторные карты для загрузки в навигаторы и компьютеры. Карты эти импортные, продаются на дисках, как и программное обеспечение для работы с ними. Программа, кажется, называется "ОЗЗИ" или что-то вроде этого. Я пользуюсь только навигатором (без ПК) с картами, загруженными в него в магазине по заказу. Полный восторг. Рекомендую посмотреть сайты по GPS, в частности http://www.gpsinfo.ru/. AntonIO Участок глухой лесной дороги, вымощенный камнем, о котором я уже упоминал, обозначен на карте по ссылке Mex@n!K`а и находится восточнее участка Свольны, который расположен между Нечерицей и гр. с Белоруссией. В свое время я интересовался его происхождением и в музее, и у местных, но вразумительного ответа не получил.

AntonIO: Alin пишет: [blockquote][small]цитата[/small][hr size=1]Раньше из камней делали все дороги, так что возраст почтенный. Да, в доасфальтовую эру дороги мостили камнем, но пожалуй все-таки не все и, главное, не везде! В Подмосковье, например, вы таких дорог не найдете, и лопатой тоже нигде не раскопаете - либо историческая грунтовка, либо асфальт! Георгий, спасибо за инфу, кстати с расспросами местных жителей такая же ситуация! Одним словом, здесь наверняка есть какой-то секрет

Mex@n!K: Мне кажется я что-то слышал про нее...Это случаем не старая дорога ведущая к щебзаводу? Там брусчатка потому что лучше выдерживает нагрузку от тяжелой техники, и даже говорили мне что строили ее ЗК. Кто рассказал мне это я уже, к сожалению не помню...

Colonel: В давние времена моей службы в Себеже-5 рассказывали, что эту дорогу спроектировал и построил генерал-лейтенант Д.М. Карбышев для использования в военных целях.

mikhail_fr: От предков слышал что во время оно себежский уезд занимался заготовкой и сплавом леса через Ороно/Белое/Нечерцы и Свольну в направлении Западной Двины и Балтийского моря. Возможно это дороги были необходимы для подвоза леса от песчанных (!) морен к водной системе, что подтверждается их направлением (одна к Нечерской речке, другая к Глубочице... тоже интересное название.... слышал так же что русло Глубочицы было изменено специально для потребностей сплава, в районе её впадения в Гавнюху, то есть перед самым Белым озером).

Сава: Эта дорога с брусчаткой выходит на дорогу Дедино-Ляхово(Кр.Посёлок). Раньше дорога между Дедино и Ляхово (лет тридцать назад) была кривенькой,узенькой грунтовкой. Потом её спрямили (через болото у Ляхово),чтобы удобнее было проехать к Кургану Дружбы. Раньше прямая,как стрела,покрытая брусчаткой дорога упиралась в т-образный перекрёсток,причем являлась второстепенной ,а главной была кривая грунтовая. Смотрелось это прикольно ,и загадочно. По брусчатке никто не ездил,так как вела она к войсковой части (упиралась в проволочное заграждение).

AntonIO: mikhail_fr Пожалуй первая, заслуживающая внимания версия! Merci beaucoup!

Сава: В тех местах (Заситино,Толстяки,Грошево,Дедино,Ляхово)очень много ДОТов и ДзОТов Себежского Укрепрайона,входившего в Линию Сталина (вдоль западных границ СССР до 40-го года).Одноэтажные,двухэтажные,некоторые затоплены,некоторые взорваны,а иные стоят,будто только что построены.Их бы отреставрировать и туристам показывать,как сделали под Минском Историко-культурный комплекс "Линия Сталина". Скорее всего,каменная дорога была построена до войны в военных целях,перед выходом на дорогу "гражданскую" теряла покрытие в целях маскировки от шпионов (как и дорога на Себеж-5 от перекрёстка была грунтовой,а дальше-бетонные плиты.

TURIST: Сава Спасибо огромное что просветил.Честно говоря не знал.Хотелось бы там побывать,пожалуй может летом и получится.

Георгий: Сава пишет: В тех местах (Заситино,Толстяки,Грошево,Дедино,Ляхово)очень много ДОТов и ДзОТов Себежского Укрепрайона,входившего в Линию Сталина Реально ли посетить эти места? Я имею в виду погранзону, непроходимые болота и т.п. Действительно ли там так много сооружений, ведь строительство велось очень недолго. В 1938 и 1939 гг. началось строительство 8 УРов, в т.ч. Себежского. В них было забетонировано 1 028 сооружений. Однако в целом план строительства УРов был выполнен в 1938 году лишь на 45,5%, а в 1939- на 59,2%. При этом забетонированные сооружения не имели боевого вооружения и внутреннего оборудования. Осенью 1939 года строительство укрепленных районов прекратилось. (А.Г. Хорьков. Укрепленные районы на западных границах СССР. Военно-исторический журнал, №12, 1987 г.)

TURIST: Есть какая-нибудь информация по расположению этой линии обороны?

Сава: Георгий пишет: Координаты точки выхода считать мне лень. Вообще, интерес к краеведению подразумевает наличие карты соответствующего района и умение ей пользоваться. Топографические "двухкилометровки", т.н. "генштабовские" можно найти в интернете. Вот эта дорога

Сава: Георгий пишет: Реально ли посетить эти места? Я имею в виду погранзону, непроходимые болота и т.п. Дедино-погранзона.Как раз там в самом центре около ДК на небольшом холме в желтом треугольнике слева на карте Дедино стоит идеально сохранившийся двухэтажный дот на два орудия и пулемёт. То,что его не обстреливали-факт,бетон в прекрасном состоянии,на нём видны следы досок от опалубки,даже текстура дерева видна.Достроен он полностью,сверху засыпан землёй (где надо),издали похож на холм. Раньше доступ в него был свободен,на оба этажа,потом в нём хранили известь,потом опять свободен,сейчас-не знаю. На северо-северо-запад от него находится ещё один,за школой-ДзоТ. Где-то здес,в районе отметки 150.2 старой дороги на Ляхово в лесу находится очень большой ДОТ,ниже верхнего этажа вода,так что никто вниз не спускался. Сколько этажей-не знаю. В Толстяках взорванный ДОТ.Линия укреплений проходит вдоль границы. Так как ДОТы строились с учётом взаимного перекрытия огнем подступов,их должно быть много (укрепрайон всёж-таки)

Сава: Вот где действительно загадочное явление-очень высокая и узкая земляная гряда,находится в центре,обозначена розовым цветом.Наверху ширина-на велосипедах не разъехаться,очень похожа на искусственный вал.Раньше на ней стояла смотровая вышка,пол-Латгалии как на ладони. Может быть,кто-нибудь знает,природного она происхождения или...

TURIST: А кроме приграничной зоны района ещё можно найти где-нибудь напоминание о прошлой войне?Хотя если даже и нет,то постараюсь этим летом съездить в Дедино осмотреть эти места.

Георгий: Сава, большое спасибо за подробную информацию. Так можно или нет ехать в Дедино, не оформляя пропуск в погранзону и не имея там родственников?

Макс: Георгий пишет: Так можно или нет ехать в Дедино, не оформляя пропуск в погранзону и не имея там родственников? Если на своей машине-можно хоть к самой границе подъехать, а не только в Дедино...

mikhail_fr: je Vous en prie, il n'y a pas de quoi.... Думаю что военно-стратегическая версия тоже интересна, дорога могла появится раньше по экономическим причинам. и в советское время могла быть продолжена и отремонтированна.

AntonIO: Не берусь утверждать (это надо проверять), но мне кажется, что в конце тридцатых годов прошлого века брусчаткой уже не увлекались. Скорее всего, для строительства дорог военного назначения ипользовали бы бетон.

Георгий: Дорога, вымощенная БРУСЧАТКОЙ и дорога, вымощенная БУЛЫЖНИКОМ - это дороги с разным покрытием, их объединяет то, что и то и другое покрытие из камня, каменное. Брусчатка - покрытие дорогое, булыжник (как правило, местный - дешевое). Бетон - дорогое покрытие, к тому же требующее более тщательной (следовательно, более квалифицированной и дорогой) подготовки основания. Поэтому применение БУЛЫЖНЫХ покрытий в то время представляется вполне оправданным. В http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=3918 говорится, что "...в 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, он первым делом стал строить булыжные дороги...". Кроме того в ряде художественных произведений (ссылки по памяти дать не могу, читал когда-то) упоминается о строительстве (возможно и ремонте) в СССР булыжных дорог пленными немцами.

AntonIO: Доводы резонны, ничего не попишешь. Но, согласитесь, дороги не ведут из неоткуда в некуда. Если предположить, что у означенной дороги военное назначение, то в ее окончаниях должны быть соответствующие объекты. На восточном окончании (д. Черная грязь) мною ничего не обнаружено (впрочем, тогда я ничего такого не предполагал и специально не исследовал, так что, возможно, и проглядел). Возможно, есть что-то на западном окончании - может быть стоит там полазить, как-нибудь в выходные летом? P.S. О проникновении в погранзону. В свое время погранцами мне был поведан телефон заставы Дедино: (код Себежа) 9-11-23. Нужно сообщить о себе и цели визита, н.п. посещение Кургана Дружбы.

Sava: Могла вести к погранзаставам.Служить для быстрой переброски войск и военной техники.Мощёная-чтобы техника быстро прошла (там кругом болота). Дорогу могли построить "дорожники" НКВД,как,например,в Идрице: Остатки мощёной военной дороги, построенной политзаключёнными в 20-х годах. Источник : http://sebesz.narod.ru/idriza.html Кстати,в тех местах до войны был колхоз "Красный пограничник".

aZaZel: AntonIO Бабка расказывала про дорогу в стеймаках. Дорогу, по ее словам, строили зеки, примерно в 30-х годах. Никто не обращал внимание на ее исривленность и куда она ведет? Очень выгодное Г/П. Щебенка для того чтобы шла тяжелая техника типа танков.

AntonIO: Спасибо, aZaZel! Эта инфа уже ближе к первоисточникам. Повторяю предложение о посещении этой местности. В конце июля либо начале авгута собираюсь в Себеж на выходные. Присоединяйтесь!!!

Zhar: TURIST Есть километровки кое-каких окресностей Себежа. click here

epsilon: Сейчас в пограничную зону просто так по телефону поездку не закажешь-сказывается ужесточение правил въезда и пребывания в пограничной зоне. Для того, чтобы беспрепятственно прибыть и находится на территории пограничной зоны, потребуется визит на саму пограничную заставу. Там вам зададут необходимые вопросы и если вы дадите правильные ответы - возможно что вам разрешат. Что касается военных объектов времен ww2, то в районе Дедино - Грошего - Ляхово - Толстяки - Гаспарово - Сляжево и далее их действительно много (я имею в ввиду ДОТы и противотанковые рвы), однако боевых действий эти объекты не вели, т.е. не имели гарнизонов. В 41 году вермахт двигался очень быстро и со стороны Белоруси, а не со стороны Латвии, куда и были направлены сектора обстрела ДОТов. Если кого интересует военная история Себежского района - пишите в "личку", постараюсь ответить.

Kristina:

Liska: привет всем участникам форума.подскажите где можно собрать информацию о коренном жителе Себежа-купце Новинском.Он в 1811 году составил проект о строительстве канала на участке Себеж-Дрисса.для более удобного экспорта льна в Ригу.Может кто-то слышал или есть информация в музее или в литературе о Себеже.Буду благодарна.

Gunner: Sava пишет: Остатки мощёной военной дороги, построенной политзаключёнными в 20-х годах. Очень интересно было узнать легенды о появлении в Себежском районе брусчатых дорог. Еще более интересно, какую легенду будут рассказывать об их исчезновении. По слухам, большинство брусчатых дорог нещадно истребляется охотниками за природным камнем. Происходит это с огромной скоростью. Кто и что скажет на это?

Nikola: Это точно, машина камня, выковоренного из дороги стоит 2000 рублей. Это я зна точно. И заказов у этих ковыряльщиков много, такчто скоро дароги эти исчезнут. А камнем выложены не только лесные дороги, помню давно на площади ремонтировали дорогу, под снятым слоем асвальта была брусчатка.



полная версия страницы