Форум » История и краеведение » Себежский краеведческий музей » Ответить

Себежский краеведческий музей

Gunner: Себежский краеведческий музей Время работы музея: Понедельник-выходной Вторник Среда Четверг Пятница все эти дни с 9 до 18 часов Суббота - выходной Воскресенье с 10 до 15 часов телефон для справок: 8-81140-21474 e-mail: siebiez@ellink.ru сайт музея

Ответов - 59, стр: 1 2 All

Litops: Давно там не была, надо бы зайти

Кузя:

Кузя:


Кузя:

Кузя:

Gunner: Этим летом, Бог даст, планируем провести подробное фотографирование интересных экспонатов экспозиции и фондов музеузея. Согласие руководства музея получено, за что им огромное спасибо. Попробуем подготовить виртуальную экскурсию...

chibisovitc: Официальный сайт музея и наиболее интересный его экспонат

svido: Интересно..если еще в музее экспозиция , где упоминается мой дед..Федотов Борис..как участник войны и участник подписания акта о капитуляции Германии???

Никлюд: Книга памяти есть и в музее есть какие-то списки. Я там много кого находил.

chibisovitc: http://trepetunja.livejournal.com/8606.html - посетители Себежского Поозерья, находясь в экологической поездке от WWF побывали в Себежском краеведческом музее и запечатлели плакаты времен Великой Отечественной Войны

chibisovitc: click here

Роботрон: Вчера в честь всемирного дня музеев, экскурсии по музею были безплатные! Мне экскурсия очень понравилась.Особенно самолётная пушка. Большое спасибо работникам музея.

Litops: Где-то там есть фотография и моего деда.. в составе партизанского отряда.. обязательно зайду пересниму ее.

Gunner: У меня есть и желание и договореннность с А.С. Петренко сделать фотообзор Себежского краеведческого музея. Надо подумать, как лучше это исполнить и воплотить задумку в жизнь...

chibisovitc: В группе села Кицково есть альбом "Себежский краеведческий музей" - http://vkontakte.ru/album-6177569_80256304

chibisovitc: Президент РФ: У каждого музея должен быть фонд, который бы помогал обеспечивать работу Президент России Дмитрий Медведев посетил сегодня, 21 июня, музей в Павловске. Об этом ИА REGNUM Новости сообщили в пресс-службе Кремля. По данным пресс-службы, после экскурсии по музею глава Дмитрий Медведев обсудил с директором Николаем Третьяковым и главным хранителем Мариной Флит положение дел с финансированием музеев. Президент, в частности, указал на необходимость уточнить порядок бюджетного финансирования музеев и привлечения средств частных инвесторов. По мнению Президента, по примеру открытого 20 июня в Амстердаме филиала Государственного Эрмитажа в Нидерландах "Эрмитаж на Амстеле", у каждого крупного российского музея должен быть свой фонд, который помогал бы обеспечивать его работу. Покидая музей, Дмитрий Медведев оставил запись в Книге почетных гостей: "С особыми чувствами нахожусь здесь - в Павловском дворце и парке. Уникальные идеи наших предшественников и блестящий труд реставраторов и хранителей превратили Павловск в музейно-парковый комплекс мирового уровня. Спасибо всем, кто здесь трудился и трудится". Напомним, что дворцово-парковый ансамбль Павловска - летняя резиденция императора Павла I и его семьи - создавался в конце ХVIII - начале ХIХ веков. Здесь располагается один из самых крупных и красивых в Европе пейзажных парков площадью 600 гектаров. Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев Павловска по Европе в 1781-1782 годах. Посещая известные мастерские, они приобретали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы, привезли много образцов античной культуры из Италии, а также получили подарки от королевских дворов Европы. В музее представлена великолепная коллекция русского портрета, живописных и графических видов Павловска. Основу экспозиции составляют предметы декоративно-прикладного искусства и живописи конца ХVIII - начала ХIХ веков: произведения живописи, гравюры, акварели, чертежи, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель. В музее-заповеднике работала экскурсоводом мать Дмитрия Медведева. http://www.regnum.ru/news/1177579.html Значит только лишь крупного - а вот допустим у Себежского или Боровского музея попечительского совета или фонда благотворительного быть не должно?!

chibisovitc: 9 июля сего года я получил на работе отношение за 433 исходящим номером и вот решил я пойти в музей для "работы с документальными материалами рукописного собрания" и претерпел фиаско, более того - мне сказали не баловаться, а позвонить в третьем часу ночи. Неприятно...

Litops: и 10 дней решался об этом написать? :))

chibisovitc: так я же приехал 11 и всё это время, вплоть до пятницы занимался планами, отказными книгами и др. не связанными с музеем темами, а вот теперь освободился и пошёл в музей. Завтра попытаю счастья, но уже не в общении со сторожем, а с Алексеем Станиславовичем.

Litops: Ну да.. думать надо, что сторож тебя отправил по известному адресу.. боюсь, что завтра будет тот же результат :)))

Mestny: В понедельник музей не работает. Кроме сторожа - никого...

Litops: Mestny Ну вот, спалил контору :))))

=ТОХА=: chibisovitc пишет: В группе села Кицково есть альбом "Себежский краеведческий музей" - http://vkontakte.ru/album-6177569_80256304 Во блин!!! Это ж моя группа. И фотка моя . . .

chibisovitc: "Призыв" №107 (8651) от 7 сентября 1989 года, с.2 "В дар музею" Н.Самарина ...Художники, графики, скульпторы дают возможность себежанам не только временно знакомиться с их творчеством. но и дарят району свои замечательные работы. Недавно художественная коллекция музея пополнилась новыми экспонатами. В частности, жена члена Союза художников СССР Владимира Яковлевича Меньшова выполнила прижизненное намерение мужа и подарила себежанам две копии с его скульптурных работ: бюст А.С.Пушкина и памятник В.И.Ленину, оригинал которого установлен в Новгородской области... То есть Меньшовы - друзья Себежского краеведческого музея, как при его втором директоре - Константине Громове, так и при третьем - Алексее Петренко.

=ТОХА=:

Litops: Однофамильцы? Интересно, а в чем выражается дружба Меньшовых при третьем директоре музея? Кстати.. почему Алексей Петренко третий?

chibisovitc: Litops пишет: боюсь, что завтра будет тот же результат :))) - а вот и нет - на результат я пожаловаться не могу. Litops пишет: Однофамильцы? Интересно, а в чем выражается дружба Меньшовых при третьем директоре музея? Кстати.. почему Алексей Петренко третий?, нет - родные бабушка Ольга Константиновна Меньшова (урожденная Чибисова) и дед - Владимир Яковлевич Меньшов (родители Петра Владимировича - моего отца). А просто первый - Борис Владимирович Сивицкий. А дружба проявляется в сообщении сведений из московских архивов, хотя бы вот в в виде статьи и черновой публикации. Подарено много чего, в т.ч. картографические материалы. А планы Генерального и Специального межевания также будут переданы в дар музею. Надеюсь я ответил на твои вопросы, Litops, но ежели тебе будет что-то непонятно - спрашивай... Только и я в свою очередь спрошу, можно? - а как ты дружишь с музеем? Post Scriptum, Litops, а не думаешь ли ты что фрагмент статьи в "Призыве" это одна из частей того, что хранится в архиве нашей семьи, ещё показать? А там есть справки из Псковского Государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника от 04.08.1988, отделения милиции города Себеж от 01.06.1988, а также из Глембочинского сельсовета от 11.10.1986 о дарах в вышеперечисленные ведомства.

Litops: Мне не очень интересна твоя семья. Да и с музеем я не дружу (и никогда об этом не говорила, чтобы у тебя возник такой вопрос). В слово "дружба" я вкладываю совсем иной смысл нежели то, что имеешь ввиду ты. Так вот после товарища Громова были и другие руководители музея, кроме А.С.Петренко., так что ты просчитался в данном случае.

chibisovitc: Litops пишет: ты просчитался в данном случае - да я не просчитался, я имею в виду знаковые фигуры в истории этого отдельно взятого музея.

chibisovitc: Я пишу: хранится в архиве нашей семьи - а в архиве музея хранится акт №5 от 4 августа 1988 г., составленный Т.В.Кузнецовой о принятии в дар указанных в статье экспонатов.

chibisovitc: Экспозицию Себежского краеведческого музея крайне необходимо переводить в цифровой формат (хорошо бы сделать в виде сферической панорамы) и делать это необходимо не цифровыми мыльницами, а качественными зеркалками, но в качестве призыва к этой оцифровке позволю себе выложить ряд заинтересовавших меня работ одного из директоров музея - К.Громова - Веселый молочник

chibisovitc: Специально для CHE в музее имеется "вид на мысовую часть города Себежа"

CHE : chibisovitc, спасибо! Кузя выкладывала эту фотографию...

себеж-1: Кто-нить может определить ,какой это год?(фото мыса).Еще нет деревьев вдоль берега,думаю,что это 60-тые годы,начало, или конец 50-х. А мыс как далеко в озеро уходит,почти до острова,видно лето было сухое.А можно ли сейчас так же свободно попасть на край мыса или там все прихватезировано?

chibisovitc: Для каждого посетителя музея в его экспозиции наверняка отыщутся экспонаты, которые вызовут особенные эмоции и интерес у любого человека. пришедшего в музей (вне зависимости от интенциональности и его предпочтений относительно периода в истории Себежского края), - это военно0патриотическая тематика.

chibisovitc:

chibisovitc:

chibisovitc:

chibisovitc: Также в военно-исторической коллекции музея собраны материалы, посвященные 391 стрелковому полку 150 Идрицкой стрелковой дивизии - вплоть до фотографий ей командира. "Материалы собраны следопытами клуба "Красная гвоздика" из города Стерлитамака." Имеются материалы по IV, V и VII Калининским партизанским бригадам действовавших на территории Себежского края.

chibisovitc: Зоологическо-ботаническая коллекция представлена двумя залами, однако из-за плохого освещения съёмка экспонатов представляется довольно затруднительной. - серая цапля - серая неясыть - энтомологическая коллекция (бражники, совки и др.) Более подробные сведения по орнитологической коллекции Себежского краеведческого музея будут размещены в этой теме, но несколько позднее.

Кузя: себеж-1 пишет: А можно ли сейчас так же свободно попасть на край мыса или там все прихватезировано? себеж-1, на мыс вход бесплатный, выход - тоже

chibisovitc: По материалам библиотеки Себежского краеведческого музея О рыбной ловле В озерах Сутокской волости разрешено ловить рыбу бесплатно всем гражданам волости. Но каждый рыбак, продающий рыбу, должен продавать её по 16 руб. за мерку - сырой и по 20 руб. мерку сухой рыбы. Рыбой удовлетворять в первую очередь граждан волости, а потом и других волостей. Спекулянтам постановлено рыбы не продавать. Каждый, нарушивший это постановление, подвергается в первый раз штрафу в 200 руб. и во второй раз 300 руб. и сети его конфискуют. (Газета "Сын республики" №60 (13) от 4 октября 1918 года) Недостатки механизма. Как в почтовых отделениях курица превращается в кирпичи. Для утоления голода - мобилизовано всё. Даже почтовые вагоны превращены в лаборатории. Так, 31 декабря 1918 года под квитанцию Себежской Конторы за №275 мною была сдана посылка, 68 фун. 16 л. весу, адресованная в Петроград С.И.Садикову, с картофелем и курами. От последнего я имею письмо с сообщением, что посылка дошла в исправном виде, но вместо кур найден кирпич 11 фун. весу. Заведывающий Себежской почтовой конторой, к которому я обращался по этому поводу за разъяснением, заявил, что подобные случаи бывают очень часто, и сообщил, что на днях в Себежской конторе получена посылка с парфюмом, оцененная в 1000 р., наполненная, вместо духов, каменным углем. Следовало бы почтовому ведомству обратить серьёзное внимание на такое общественное зло и принять меры к охране интересов сдающих продуктовые посылки лиц. Что это? Подмен или "химическая" метаморфоза? П.И.Лузгин (Газета "Сын республики" № 8 от 19 января 1919 г.) По району и городу Экскурсия в музей. На днях учащиеся Белькинской семилетней школы под руководством учителя Прохоровой и Калыбина совершили экскурсию в Краеведческий музей. Они осмотрели экспонаты природных богатств родного края, ознакомились с историческим прошлым города Себежа. В дни каникул Весело и интересно проводят зимние каникулы учащиеся Себежской средней школы. В течение полгода они упорно овладевали знаниями, а сейчас, разумно используют каникулы, накапливают новые силы. Ребята совершают лыжные прогулки, катаются на коньках. В городском кинотеатре они просмотрят несколько интересных кинофильмов. В библиотеке на литературных вечерах обсудят новинки детской литературы. (Газета "Призыв" №2 (28012) от 5 января 1950 года.) Путаница в нумерации домов Не всегда вам удастся сразу найти в Себеже нужный адресат, в поисках его можете безрезультатно побывать в нескольких домах. Возьмем, к примеру, ул.Карла Либкнехта. Здесь многие дома не имеют нумерации. На улице 7 Ноября за номером 91 три дома, и вдобавок им четвертый - 91-а. На станции Себеж по улице Кирова такая же картина. Дом №15 умудрился перекочевать за дом №21, много домов без номеров. Горкомхозу следует навести порядок в нумерации домов. Н.Овчинникова (Газета "Призыв" №47 (28265) от 12 июня 1952 года) Праздник песни. 20 июля с.г. в нашем районе будет проходить традиционный праздник песни. Праздник песни - одно из замечательных явлений в жизни советских людей. В своих прекрасных песнях народ славит радость мирного труда, свою великую Родину, любимого учителя и друга товарища Сталина. Праздник песни - это смотр музыкальной культуры самодеятельных коллективов города и села. Особенность его заключается в том, что помимо выступлений отдельных коллективов с их репертуаром, выступят сводные хоры и танцевальные группы. Они исполнят несколько общеразученных песен и танцев. Некоторые коллективы в районе уже развернули подготовку к предстоящему празднику песни. Хор районного дома культуры разучивает песни о Сталине, о Родине, о мире. Проводят репетиции и некоторые коллективы города. Однако следует отметить, что подготовка к празднику песни в целом по району идёт плохо. В стороне от этого дела стоят пока профсоюзные организации, райком ВЛКСМ, сельские клубы и избы-читальни. Чтобы предстоящий праздник песни прошел на высоком уровне, при широком участии всех самодеятельных коллективов, необходима самая активная помощь общественности. Е.Киселев, Художественный руководитель Дома Культуры. (газета "Призыв" №53 (28271) от 3 июля 1952 года)

Litops: Улыбнуло.. особенно про кур :)

Nell: А мы вчера были в музее. Получили огромное удовольствие от картин Громова. Я как-то не представляла раньше, что наивная живопись может так радовать. А задумчивый Пушкин на берегу Себежского озера? Комментарии к себежским идолам улыбнули. Жаль, что они таки расположены, что нельзя сфотографировать. Вообще, Себежский музей - это уникальное место. Нам рассказали, что недавно в музей пришла дама с собачкой . Собачка мирно сидела на руках, но когда она увидела чучело медведя , упала в обморок. Пришлось выносить ее на свежий воздух, а когда ее откачали, то наотрез отказалась продолжать экскурсию

chibisovitc: В день археолога (15.08.) я писал: Более подробные сведения по орнитологической коллекции Себежского краеведческого музея будут размещены в этой теме, но несколько позднее. - время пришло. Первые материалы о природе и истории Себежского края были собраны инициативной группой учителей под руководством М.И.Польяповича в 1926 году. К 1927 году учителями было собрано 286 экспонатов, и в августе 1927 года Себежский музей был включен в музейную сеть по линии народного просвещения. К началу Великой Отечественной войны в фондах Себежского краеведческого музея насчитывалось более 4000 экспонатов, а экспозиция музея размещалась на площади 206 м2. Однако во время войны он был разорен. После войны он развивался как краеведческий, а в 1979 вошел в состав Псковского музея-заповедника. В настоящее время в отделе природы Себежского краеведческого музея насчитывается около 200 экспонатов по птицам Себежского Поозерья. Среди них чучела птиц разных видов, гнезда, кладки яиц, фотографии птиц и магнитные записи их голосов. До 1982 года орнитологическая коллекция пополнялась случайным образом, в основном после централизованной рассылки экспонатов из московского Зоокомбината. При этом в музей попадали иногда виды, не свойственные Себежскому Поозёрью, например большая и малая белые цапли и др. Ситуация с развитием отдела природы в Себежском краеведческом музее принципиально изменилась в 1983 году, после организации в Себежском районе зоологического стационара Биологического НИИ ЛенГосУниверситета. В 1984 году по заказу Администрации Псковского Государственного Историко-Художественного Архитектурного музея-заповедника было выполнено превое детальное фаунистическое обследование Себежского края силами зоологов БиНИИ. В результате были составлены первые списки высших наземных позвоночных Себежского Поозерья и появилась возможность приступить к осознанному, запланированному пополнению фондов и орнитологической экспозиции Себежского музея. В развитии отдела природы Себежского краеведческого музея. В развитии отдела природы Себежского краеведческого музея приняли активное участие многие сотрудники лаборатории зоологии позвоночных БиНИИ ЛГУ и кафедры зоологии позвоночных ЛГУ С.А.Фетисов, И.В.Ильинский, В.И.Головань, И.М.Сапроненкова, А.Д.Миронов и др. Несколько чучел птиц для создания эколого-ландшафтной диорамы в музее было изготовлено известным таксидермистом Зоологического музея РАН М.А.Заславским. Центральное место в музейных диорамах Себежского краеведческого музея по праву принадлежит птицам. Это связано прежде всего с тем, что птиц можно считать наиболее показательной группой позвоночных животных. В повседневной жизни они чаще других животных попадаются на глаза, многие из них прекрасно поют и имеют яркую окраску оперения. Ревизия их фауны проведена более полно, чем других групп животных, в том числе в Себежском Поозёрье на территории которого расположен Себежский краеведческий музей.

chibisovitc: Орнитологические экспонаты Себежского музея

серж: Здесь спрошу на рубеже 19-20 веков сушествовала еще одна деревня "Бондарева"-Каменецкого уезда(помимо ныне существующей-или это одна и таже деревня?)

chibisovitc: серж пишет в теме Планы населенных пунктов Себежского уезда Витебской губернии.: меня мнтересует деревня Бондарево (не Бондари) каменецкого уезда(конец 19 века) и существует ли она по сию пору ? серж - а на основе какой информации Вы считаете что эта деревня существовала? серж - эта тема не про населенные места, эта тема про Себежский краеведческий музей...

серж: дело в том что деревня с названием Бондарево сушествует и сейчас(в трех километрах от населенного пункта Каменец) существует официальная информация что некий Макаренко родом из деревни Бондарево Каменецкого уезда в конце 19 века прибыл в Москву и встречался с Владимиром Ульяновым И .... так вот мне интересно -та ли это деревня Бондарево, или была еще, ныне несуществующяя с таким же названием? кудаже мне с этим вопросом обратиться?! Как не в ТЕМУ "краеведческий музей"--может кто ЗНАЕТ ? ИЛИ СПРОСИТ У РАБОТНИКОВ

chibisovitc: В планах Генерального и Специального межевания имеется только план сельца Мотяж с деревнями Букатино, Бондари, Пискуново (всего земли 610 десятин) владения коллежского регистратора Иеронима Лаврентьевича Спиридовича - РГАДА Ф.1354 Оп.42 Ч.II Ед.хр.15-М-Син.. Никакой деревни Бондарево в планах Себежского уезда не фигурирует. Каменецкого уезда не существовало никогда, существовала одна из густонаселенных волостей Себежского уезда - Каменецкая (в советское время - Дединский сельский совет). серж - если Вам не ответили, значит и нечего отвечать по существу.

серж: деревня Бондарево(не Бондари) существует и по ныне(автобусная остановка "Васильково'') рядом озеро КАМЕНЕЦ или САФРОНОВСКОЕ может она и есть информацию о Макаренко и его родной деревне цитирую-"Бондарево-Каменецкого уезда" взята мною из книги "СЕБЕЖ" 1977 года издания

chibisovitc: http://pskovregion.org/number_452/04.php - Вокруг Алтуна существует много легенд. Главная из них, усердно продвигаемая местными краеведами, со стоит в том, что новоржевские Львовы были потомками знаменитых князей Львовых – представителям княжеского рода ветви князей Ярославских, происходивших от князя Льва Даниловича по прозванию Зубатый (потомка Рюрика в 18-м колене). Легенда красивая, но никаких документальных подтверждений ей нет. Более того, один из дальних потомков Львовых, художник и биограф князей Илья Соснер, проживающий в Москве, опубликовавший биографическую статью о князьях Львовых в признанной энциклопедии «Отечественная история», написал в ответ на запрос «Псковской губернии», что «Львовы, которые владели имением Алтун, никакого отношения к князьям Львовым не имеют… Что там «были» кн. Львовы – это просто описки или выдумки… из неверно понятых т.н. «источников». Я абсолютно уверен – князья Львовы никогда не жили в Псковской губернии. Это просто ошибка. Я сразу написал об описке автору, но тот не успокоился и продолжает пропагандировать эту свою т. н. «находку»...» Вы, Серж тоже наверное из тех, кто доверяет напечатанному. А я не доверяю и проверяю. серж пишет: информацию о Макаренко и его родной деревне цитирую-"Бондарево-Каменецкого уезда" взята мною из книги "СЕБЕЖ" 1977 года издания вероятно, что не 1977, а либо 1973, либо 1979 Ну так вот: я почитал книгу под названием "Себеж" и никакого Каменецкого уезда я там не обнаружил, а вот что я там прочитал: Годы первой революции Близилось к концу последнее десятилетие XIX века... Вечерами подолгу не могла угомониться столица, оглушенная музыкой балов, толчеёй маскарадов, приемов, раутов. А на окраинах, вдали от особняков и дворцов, собирались небольшими группами рабочие, слушали пропагандистов, молодого Владимира Ульянова. Бывали на собраниях этих кружков и себежские крестьяне - из тех разорившихся мужиков, которые прибыли в Петербург на заработки. Один из них - Трофим Максимов - пришёо сюда из деревни Грудинино Рыковской волости; другой - Илья Макаренко - был родом из деревни Бондарево Каменецкой волости. Оба принимали участие в деятельности "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". 12 августа 1896 года полиция арестовала и привлекла к дознанию по делу "Союза борьбы" Трофима Максимова. Спустя месяц он был освобождён под особый жандармский надхор, а 29 октября снова схвачен. Но, несмотря на неусыпный надзор полиции, Максимов продолжал революционную работу и, как значится в архивных документах, "оказывал вредное влияние на петербургских рабочих". Не раз бросали в тюрьму и Илью Макаренко. Куканов Ю.В. Себеж: Путеводитель / Ю.В. Куканов. Л.: Лениздат, 1973. - 159 с., с.40 В годы первой революции Близилось к концу последнее десятилетие XIX века... Вечерами подолгу не могла угомониться столица, оглушенная музыкой балов, толчеёй маскарадов, приемов, раутов. А на окраинах, вдали от особняков и дворцов, собирались небольшими группами рабочие, слушали пропагандистов, молодого Владимира Ульянова. Бывали на собраниях этих кружков и себежские крестьяне - из тех разорившихся мужиков, которые прибыли в Петербург на заработки. Один из них - Трофим Максимов - пришёо сюда из деревни Грудинино Рыковской волости; другой - Илья Макаренко - был родом из деревни Бондарево Каменецкой волости. Оба принимали участие в деятельности "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". 12 августа 1896 года полиция арестовала и привлекла к дознанию по делу "Союза борьбы" Трофима Максимова. Спустя месяц он был освобождён под особый жандармский надхор, а 29 октября снова схвачен. Но, несмотря на неусыпный надзор полиции, Максимов продолжал революционную работу и, как значится в архивных документах, "оказывал вредное влияние на петербургских рабочих". Не раз бросали в тюрьму и Илью Макаренко. Куканов Ю. В. Себеж. Л.: Лениздат, 1979. - 128 с., с.35

Nell: В Себежском музее открыта новая экспозиция, посвященная 65-летию Победы:

Nell: Порадовала нас также и выставка картин К.Громова Автопортрет

Кузя: «Секс-идол России сидит в тюрьме Московский Комсомолец № 25492 от 3 ноября 2010 г. За мужской силой к нему едут со всей страны “Направо пойдешь — смерть найдешь, налево пойдешь — коня потеряешь…” — и это вам не сказка, а намек... По крайней мере для тех, кто до сих пор ходит налево, советуясь с древними изваяниями. А потом с их же помощью лечится от разных болезней. К Себежскому идолу, Пестуну, уже почти сто лет открыто паломничество — по преданию, он решает женские и мужские проблемы со здоровьем лучше любого врача. Насколько сильны в современной России языческие корни и где еще на нашей земле правят каменные боги прошлого, выяснил репортер “МК”. Что взять с пограничного городка Себежа? Всяк сюда приезжий тут же попадает в тюрьму. Причем по доброй воле. Там, в застенках, такой несгибаемый авторитет сидит, что к нему и из-за границы поездами едут, и по бездорожью Псковской области на перекладных добираются. — Так уж вышло, что наше здание было построено как исправительное учреждение еще в XIX веке, — говорит научный сотрудник Себежского краеведческого музея Сергей Везовитов. — В советское время здесь была тюрьма НКВД, а в военное — гестапо. Но энергетика тут все равно целебная! А меня так и пробирает дрожь, когда мы открываем дверь в подвал, где раньше томились несчастные узники, а теперь мотает срок языческий идол Пестун. Впрочем, кто его посадит — голова не то место, на котором сидят, а ног у идола вовсе нет. И вообще скульптурные формы у глыбы не самые выдающиеся: я бы мимо такой в лесу прошла и пропустила всю энергетику мимо ушей. — После Крещения Руси князь Владимир приказал свергнуть языческих богов: деревянных идолов сжигали, а каменных рассекали мечами и сбрасывали в реки и болота, — рассказывает Сергей о трагической судьбе наших героев. “Добрыня же идолы сокруши, деревянии сожгоша, а камени изломав, в реку ввергоша, и бысть нечестивым печаль велика”, — говорилось в древних писаниях. Что касается главного языческого владыки Перуна, так с ним князь Владимир разделался с особой жестокостью: “Перуна же повеле привязати к коневу хвосту и влещи с горы по Борочеви на Ручаи…” — тут и каменного товарища, и лошадку жалко. Вот и главный идол музея пришел в начале прошлого века из лесу близ деревни Каменец под Себежем. Его коллега — безымянный идол со съемной широкополой шляпой — был поднят из болота в Идрицком районе. Точнее, обнаружилась только голова — отдельно от убора. Так она теперь и предстает посетителям в виде эдакого мушкетера. — Долгое время они просто стояли во дворе тюрьмы НКВД, благословляя каждого, кого вводили в ворота, — говорит Везовитов. — И в годы оккупации идолы таинственным образом выжили — перекантовались в сарае. Только после освобождения Себежа от захватчика здесь решили открыть краеведческий музей. А идолы хорошо вписались в зал истории религии. Сюда стали наезжать видные ученые, исследовать идолов, и заявили в прессе, что Пестун в былые времена врачевал болячки, особенно по части бесплодия и прочих интимных проблем. Тут к идолу и повалил народ со всего Союза. Советские лидеры смотрели на это сквозь пальцы, а вот Русская православная церковь уже в наше время иногда высказывается о еретических настроениях народа: мол, у нас и правильных, христианских персонажей хватает, которые не хуже лечат. Гости “каменного” века Пестун по сравнению с другими идолами, что хранятся в музеях по стране, настоящий олигарх. У его подножия целая горка монет разного калибра, а над головой веревочка с золотыми и серебряными цепочками и колечками… Дань от благодарных пациентов. — На Руси были приняты жертвоприношения — за оказанные услуги идола угощали вареными яйцами, пирогами и прочей снедью, — говорит сотрудник музея. — Оставляли ее в лесу. Если, к примеру, дикие звери съедали подношения, люди были уверены, что идол принял их дар и остался доволен. А закаленный районными поликлиниками современный человек знает: в таких делах шоколадкой не обойдешься. Вот и осыпают каменную башку Пестуна драгоценностями. Я долго вглядываюсь в грубые черты каменного столба, пытаясь разгадать, что пытался изобразить древний скульптор. Как ни крути — вижу лицо с выдающейся скулой и длинным носом. Однако посетителям музея и даже исследователям язычества сей персонаж является в самых разных обличиях… — Видимо, все зависит от того, с какой проблемой к нему приходят, — говорит Сергей Везовитов. Так, одна женщина, которая долго не могла забеременеть, упала перед Пестуном на колени и вдруг узрела в нижней части истукана загогулину, похожую на эмбрион: “Это же плод во чреве!” — обрадовалась она. И, что самое интересное, спустя полтора года вернулась в Себеж с новорожденным на руках. Прикладывала малыша к каменному лбу и благодарила языческого бога за такой подарок. — По одной из версий, в переводе с древнерусского “пестун” и есть “нянька”, — говорит сотрудник музея. — К нам часто приходят и семейные пары, которые не могут иметь детей. Часть из них возвращается и оставляет потом на голове у него свои обручальные кольца — залогом их семейного счастья становится ребенок. Мужчины же, как правило, видят в этой бесформенной каменной глыбе то, что им хочется, — женскую фигуру. Вместо носа — коса, а скулу многие принимают за грудь. Потрогают такую красотку и сразу чувствуют прилив мужских сил… — Один сюда часто приезжал, жаловался, что с женщинами ему не везет, да и они его, мол, особо в сексуальном плане уже не привлекают. А на идола нашего запал, — говорят сотрудники музея. — Сидел возле Пестуна, подолгу с ним беседовал, гладил каменные выступы… А после такого сеанса ощущал, так сказать, душевный подъем. И совершил-таки восстание против своих комплексов: нашел наконец себе невесту. Потом явился сюда с мешком монет и осыпал своего наставника: “Спасибо, что поднял мне все! И настроение, и самооценку!”. Стал Пестун видным авторитетом для братков и бизнесменов: приезжают накануне важного дела или сделки, совет держат… А потом процент от прибыли отстегивают: “Но не особенно большой — мол, куда каменюка будет деньги тратить… А то бы мы давно уже музей отреставрировали”, — вздыхают научные сотрудники. Каких только чудес не нагляделись местные работники. Среди них — мощный выброс энергии из каменной головы. И никто ничего подобного, конечно, не заметил, когда бы не реакция очередной прихожанки: та решила пообщаться с Пестуном и занесла над ним ладони — так древний бог оттолкнул ее теплым энергетическим потоком с такой силой, что она упала на грудь мужа без чувств. И даже забеременела! Иностранцы приезжают посмотреть на древнерусское чудо целыми группами. Интересно, что и паломники по святым местам порой захаживают — подивиться на древнюю святыню… — Им даже в голову не приходит, что это ересь: многие вдруг видят в верхней части камня лик Богородицы и пускаются читать молитвы. Столько веков прошло, а христианство с язычеством до сих пор остаются так тесно переплетены, — удивляются сотрудники музея. Где гранит грызут зубами Камни, подобные тем, что стращали в пути былинных персонажей, до сих пор разбросаны по европейской части России. В себежском музее есть такой дорожный указатель с рунными начертаниями: на нем схематично изображена река и поселение слева от нее. По таким картам и ориентировались в ту пору пешеходы. Хотя наибольший интерес все же представляют лечебные камни: недалеко от Опочки Псковской области есть так называемый зубной камень — все, кто боится дантиста, по примеру своих предков приходит к нему и грызет гранит больными зубами, отрицая все научные достижения последнего века. — Еще одного идола нам недавно доставили из-под Себежа: по фигуре это явно женщина — голова, грудь, бедра… — сотрудники музея провожают меня во двор. — С ней связана интересная история: видимо, “идолица” отвечала за плодородие и стояла посреди колхозного поля. Так вот женщины рядом с ней чувствовали невероятный прилив сил, а вот мужчины, напротив, слабели… И хотя камень всего полметра в высоту и, если смотреть сбоку, совсем плоский, его еле затащили в грузовик четыре мужика. И дальше нашего двора пронести не смогли — ноша буквально пригибала их к земле! За антропоморфных — подобных человеку — идолов жители деревень до сих пор держатся до последнего. Недавно в Бежаницком районе той же Псковской области научными работниками была обнаружена каменная фигура на горе. Идол игриво подмигивает каждому прищуренным глазом. Его исследовали сотрудники питерского Эрмитажа и попытались перенести находку в музей Псковского кремля. Не тут-то было — жители соседней деревни Бардово собрали подписи за то, чтобы каменный бог остался там, где провел тысячу лет. — Наш идол — достопримечательность района, и мы лучше к нему откроем экскурсионную тропу, — говорит первый зам. начальника администрации района Валентина Иванова. — Кроме того, у всех свои огороды, этим летом к нему частенько захаживали попросить о снижении градуса ради сохранения урожая. В нашей области, кстати, пожаров не было — народ тоже видит в этом перст каменного бога. Киев и Новгород славились в древние времена своими капищами. Окрест этих древних городов нашли несколько многоликих идолов: когда на одном столбе сразу четыре лица, по сторонам света. На Ладоге в 48-м году прошлого века был найден идол бородатого мужчины, который наставлял юнцов перед свадьбой на путь истинный. А в Санкт-Петербурге прямо за зданием Кунсткамеры — тоже своеобразное капище, куда часто наведывается молодежь. Чтобы попасть в этот дворик, надо пройти по узкому проходу со стороны Менделеевской линии. В центре двора по кругу выстроились индейские каменные идолы. — Молодожены приходят сюда выяснять отношения, говорят, что индейские идолы рассудят любой спор, — смеются сотрудники музея. — Еще ходит легенда, что идолы могут излечить от рака, если приносить им жертвы. Иногда мы находим возле них монеты. Одна из скульптур в руках держит два веретена — богиня соли Уиштосиуатль, жена бога смерти Миктлантекутли и старшая сестра бога дождя Тлалоки. Неподалеку от нее стоит бог созидания по имени Тлоке-Науаке, его изображение якобы нельзя видеть простым смертным (оно и так покрыто мхом и пылью из-за непогоды). Рядом с ним бог сева и весеннего цветения Шипе-Тотек. На самом деле идолы, стоящие во дворике Кунсткамеры, — всего лишь копии настоящих каменных истуканов, которые до сих пор стоят в долине Сан-Августин в Южной Колумбии. Поэтому им даже не нашлось места в выставочных залах с подлинными историческими памятниками, к примеру, Эрмитажа. — Эти статуи привезли в Петербург в 1913 году, — говорит заведующий отделом Америки Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого доктор исторических наук Юрий Березкин, — фигуры были изготовлены в Гейдельберге под личным наблюдением путешественника Степпеля. Именно он во время своего путешествия по Южной Америке снял гипсовые слепки с оригиналов в долине Сан-Августин. Вот те скульптуры действительно древние — их создание датируется первым тысячелетием нашей эры. Однако народ готов верить и в индейских, и в древнерусских богов прошлого — особенно если кто-то свои проблемы с их помощью уже разрешил. — Ну и пусть люди поклоняются идолам, если им это действительно помогает поверить в себя, — говорит психолог Мария Виноградова. — На самом же деле ничто не дает нам больше энергии для достижения цели, чем самовнушение. Может, из-за этой человеческой особенности и язычество до сих пор циркулирует у нас в крови. Себеж — Москва.» http://www.mk.ru/social/article/2010/11/02/541341-seksidol-rossii-sidit-v-tyurme.html

Кузя: Провинциальная коллекция. В ней собраны 6 веков истории Себежа Фото: www.sz.aif.ru Алексей Петренко в выставочном зале музея. Автор: Сергей НЕКРАСОВ Статья из номера: "АиФ - Псков" №47 Опубликовано: 24 ноября 10 (11:17) Увеличить шрифт В 2014 году Себеж отметит своё 600-летие. До этой знаменательной даты в истории города, прямо скажем, ещё далековато, но Алексей Петренко, директор здешнего краеведческого музея, убеждён: если и начинать подготовку, то уже сейчас. «Артемида железного века» - Есть идея создать на базе нашего музея городской культурный центр. Раньше в Себеже был и кинотеатр, когда-то - своя театральная студия, но потом всё это, увы, кануло в Лету. Сейчас есть возможность оживить общественную жизнь города. Этому в немалой степени может способствовать совместный российско-латвийский проект. Если мы сумеем получить в его рамках грант, то все средства направим именно на создание такого центра, – убеждён наш собеседник. Причём необходимо не только подремонтировать старое здание музея (когда-то в нём находилась тюрьма), но и подумать о фондохранилище. - Музею нужно место, где можно не только хранить, но и экспонировать то, чем мы владеем, - продолжает Алексей, имея в виду музейные коллекции. По-настоящему уникальны археологические находки, и среди них в первую очередь можно называть «Артемиду железного века», которая была обнаружена на Осынском городище. - Учёные обнаружили погребение, относящееся к XIII веку: в могильнике находился скелет 13-летней девочки, и тут же - кости оленя. Отсюда и название находки - «Артемида». Сейчас с нею работают учёные Москвы и, может быть, сумеют восстановить облик человека того времени, - предполагает Петренко. Гордится Алексей и коллекцией, которая посвящена Великой Отечественной войне. В ней собрано оружие, предметы партизанского быта, личные вещи бойцов - всё это буквально просится на стенды. Если учесть, что Себежский и Идрицкий районы считались одними из центров народной войны, то изучение истории того периода сам Алексей считает одним из приоритетных направлений. С особым трепетом в музее относятся к изданию, подготовленному себежским исследователем Владимиром Спириденковым, - «Цена победы». На основе местных архивов он скрупулёзно воссоздал историю зарождения партизанского движения, как был организован оккупационный режим и как боролись гитлеровцы и их наёмники с мстителями. Сейчас эта книга также представлена в экспозиции музея, но массив исследования настолько огромен, что требует своего продолжения. Нет «митька» в своём Отечестве… Не меньшей популярностью у посетителей пользуются и художественные коллекции. Настоящей жемчужиной считает сам Петренко собрание картин художника-примитивиста, себежанина Константина Громова. - Случай Константина Михайловича наглядно демонстрирует точность поговорки «нет пророка в своём Отечестве». Когда «митьки» увидели его полотна, то восторгам не было границ. Так, собственно, и родился проект собрать на один компакт-диск все его произведения. Было бы замечательно выпустить художественный альбом, но дело тормозят извечные финансовые проблемы. В этой связи вспоминается и история памятника уроженцу Себежа Зиновию Гердту. Несколько лет назад был разработан эскиз, а на берегу Себежкого озера, в сквере напротив музея, даже установили памятный знак, на месте будущего монумента. Но проект остаётся незавершённым. Тем не менее Алексей убеждён, что к 2014 году появится возможность поставить точку в этом деле. Тем более что заинтересованность в нём (и не только на родине великого артиста) есть. Впрочем, пока это только планы, которые - в этом абсолютно уверен нынешний директор - обязательно сбудутся. Эта уверенность основана и на том, что музей в городе - не просто дань общей культурной традиции. Ежегодно его посещают более 6000 человек. И это не только москвичи и питерцы. - Ежедневно нас посещают по несколько групп. Я уже не говорю о школьниках. Бывает, что мальчишки и девчонки заходят к нам просто так: с таких, любопытствующих, мы никогда не берём плату. Может, мы что-то и нарушаем, но нужно видеть, с каким интересом они осматривают экспозиции, а потом приходят к нам ещё и ещё раз, - добавляет в заключение наш собеседник. http://www.sz.aif.ru/culture/article/17023

СЕРЁГА: был в музее в этом году в сентябре. остался неприятный осадок на душе. затхлость и уныние((( одна электро лампочка на весь зал. несровнить впечатления детства. больше половина залов под замком. печально(((

info: В Себежском краеведческом музее открылась выставка «Угнанное детство» © Себеж-ресурс

info: Фотовыставка "Когда мы были молодыми" Выставка действует с 29.06.2017 Выставка фотографий Себежа и его жителей- работников типографии и хлебозавода, колхозников и пивоваров. В каких домах они жили, где работали, как отдыхали...Вернее сказать - не они, а мы! Это ведь мы совсем еще недавно покупали хлеб на перекрестке и бегали на танцы в городской парк. Давайте вместе вспоминать как и чем жил наш город в прошлом столетии. Эту и другие выставки вы можете посетить в выставочных залах музея. Экскурсовод вам всё расскажет и покажет. Музей открыт для посетителей со вторника по пятницу с 10:00 до 17:00, в воскресенье — с 10:00 до 15:00, см. график работы музея. Бесплатное посещение возможно 18 мая (день музеев), в первое воскресенье месяца (для членов многодетных семей). Информацию о расположении музея можно найти на специальной странице. Если вам нужна групповая экскурсия — пожалуйста, оставьте заявку заранее. ВНИМАНИЕ! Сейчас в музее ремонт, доступ в залы для самостоятельного осмотра выставок (без экскурсовода) ограничен. © Себеж-Ресурс



полная версия страницы