Форум » История и краеведение » Католики Себежа (продолжение) » Ответить

Католики Себежа (продолжение)

Paul: Собираю любую информацию про католиков Себежского края. Оставлять комментарии "В контакте" в группе Католики Себежского края. Заранее благодарен.

Ответов - 120, стр: 1 2 3 All

stanislaw: энтографических этнографических. Без особой надежды ставил. И правильно делал. И что ставил, и что без надежды

Ветер: Я в мае обязательно набросаю план кладбища в Чайках относительно церкви. На схеме отображу расположение крестов (года захоронений и т.д.). Приложу фотографии... stanislaw, а Вы знакомы с поминальными обрядами проводимыми в Себеже, например, на праздник Св. Троицы? Мне кажется, что они весьма далеки от современннй православной традиции... Во всяком случае мне это сильно бросилось в глаза.

Valery: stanislaw пишет: Строго говоря, на современном уровне наличной источниковой базы мы вопроса не разрешим. Как ни бейся. Если исследовать динамику процесса оправославливания и вопроса разделения церквей то вопроса не решим, но я то просто предлагаю всем внимательно посмотреть на известные каждому кладбища, чтобы, условно говоря, составить карту кладбищ, где до сих пор ставят крест на могиле в соотвествии с традициями униатскими, католическими и где хоронят по православному. Хотя на форуме у Кураева есть дискуссия про расположения креста на могиле и там приходят к выводу что не надо делить захоронения на два типа, но все же, мне кажется, это весьма информативно чтобы увидеть как сохраняются религиозные традиции. Ведь что интересно: stanislaw пишет: Почитание польских молитвенников, старых униатских икон, римского крестного знамения, черного сукна при литургиях за усопших и т.п., еще тлится у стариков и старух; крещение младенцев чрез обливание и посещение костелов еще не прекращены. Это все касается живых и это сумели изменить, но расположение крестов на кладбищах было не изменить: не переставлять же кресты у могил, и не ставить же кресты на новых соседних могилах в противоположную сторону. И еще изучив расположение крестов, можно будет предполагать, как мне кажется, что кладбища, где кресты стоят с западной стороны могил, более старые. Вот в Заверняйке, например, кресты расположены в восточной стороне могилы и, скорее может быть это потому что кладбище не столь старое. Старое лютеранское было в нескольких сотнях метрах от православного.


stanislaw: Это да. Это полезно. Но деление кладбищ и мне кажется несколько спекулятивным... В смысле маркера конфессиональности Вдогонку к приведенному выше тексту из памятной книжки: 30.04.1839 г. Обер-прокурор Синода граф Н.А.Протасов сообщил еп.Семашко об императорском разрешении «не переменять привычкою вкорененных местных обычаев, не противных сущности Православия <…> неслужебное одеяние сего духовенства, бритье бород, употребление во время постов пищи и некоторые молитвенные обыкновения…» - Семашко И. Записки, т.II, с.93 Это о тех же униатах. В т.ч. того же региона, включая Себежский

stanislaw: stanislaw, а Вы знакомы с поминальными обрядами проводимыми в Себеже, например, на праздник Св. Троицы? Мне кажется, что они весьма далеки от современннй православной традиции... да откуда же? Я в С. бываю только летом, изолированно от народа

stanislaw: Не в себежскую тему: в Заиванье (Невельский р-н) не только что ориентированы кресты иначе, так ить нет ни единого осьмиконечного. И притом, все фамилии русские, и все кладбище православное. Когда-то давным-давно, мнится мне (надо пойти проверить по спискам) была латынская каплица. Но так давно! А вот же ж. А в Велижу на Польском кладбище 2 литовца похоронены. Оба под осьмиконечными крестами (и оба - сравнительно недавно). А на православном дет.садике - крыж латынский Вот такой ненадежный маркер... Эх! Если бы кто в 1860-х-1930-х на натуре фиксировал, и "живую историю" собирал - от тогда была бы нам теперь лафа! А нет. Да и не могли, понятное дело. И еще - как гипотетика: в Велижском уезде униаты присоединились мирно. Хотя до последнего тянули, потом традиции консервировали. А в Себежском в 1833-1839 гг. серьезно сопротивлялись. Потому и могли именно по Себежью побороться с бывшими привычками. Но пока - только гипотеза. Просто на фоне отсутствия свидетельств, подобных велижским. То есть, тоже спекулятивно.

stanislaw: О времени закрытия костела. Я как-то писал, ссылаясь на слова нашей софорумчанки: "об этом вспоминают родственники форумчанки Helen - почти перед самой войной". Так вот, я разговаривал в этом году с ее матушкой, лето проводящей в Лаврово (близ Рудни). И таки да, сама матушка - Мария Л-я (ур.Г-я) была крещена в костеле в 1928 г., а в 1932 г. крестили ее покойную сестру. Там же. Вот вам и 1917 г.! Все как и думалось. Но документов пока нет. Даже крещальные метрики (см.выше) не сохранились, сгорели.

stanislaw: Я уже писал о местонахождении метрических книг. Но, поскольку вопросы повторяются, публикую здесь список известных мне на настоящий момент: НИАБ (Национальный исторический архив Беларуси, Минск), фонд 1781, ОПИСЬ 26: ИСПОВЕДНЫЕ РОСПИСИ МОГИЛЕВСКОЙ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ: 862 – То же, Себежского прихода. 1852 г. 955 – То же, Себежского прихода. 1853 г. 987 – То же, Себежского прихода. 1854 г. 1154 – То же, Себежского прихода Витебской губ. 1866 г. ОПИСЬ 30: 331 – Выписки из метрических книг Себежско-Дриссенского деканата о родившихся, бракосочетавшихся и умерших, за 1832-1833 гг. 332 – То же, за 1839 г. 333 – То же, за 1840 г. 334 – То же, за 1841 г. 335 – То же, за 1842 г. 336 – То же, за 1843 г. 337 – То же, за 1849 г. 338 – То же, о родившихся (польский яз.), за 1845-1846 гг. 339 – То же, о бракосочетавшихся. 340 – То же, об умерших. 341 – То же, о родившихся. 342 – То же, о бракосочетавшихся. 343 – То же, об умерших. 344 – То же, о родившихся, 1847-1849 гг. 345 – То же. 346 – То же, о бракосочетавшихся и умерших. 347 – То же, о родвишихся. 348 – То же, о бракосочетавшихся. 349 – То же, об умерших. 350 – То же, о родившихся, за 1850-1851 гг. 351 – То же, о бракосочетавшихся. 352 – То же, об умерших. 353 – То же, о родвишихся. 354 – То же, о бракосочетавшихся. 355 – То же, об умерших. 356 – То же, о родившихся. 357 – То же, о бракосочетавшихся. 358 – То же, об умерших. 359 – То же, о родившихся. 360 – То же, о бракосочетавшихся. 361 – То же, об умерших. ОПИСЬ 35: 20 – То же, Себежского и др. костелов за 1830-1831 гг. ОПИСЬ 36: КОПИИ МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ И ВЫПИСКИ ИЗ НИХ О РОДИВШИХСЯ, БРАКОСОЧЕТАВШИХСЯ И УМЕРШИХ ПО МОГИЛЕВСКОЙ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ: 79-104 – То же, Себежско-Дриссенского деканата, за 1776, 1776-1794, 1828, 1830-1831, 1830-1832, 1830-1831, 1830, 1830., 1834, 1834, 18

Piotr: Z okazji Świąt Bożgo Narodzenia życzę wszystkim mieszkańcom Siebieża , okolicy i sympatykom forum wszelkich Łask Bożych, szczęścia i dużo zdrowia. xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx По случаю Рождества, желаю всем жителям и всем сторонников форума Siebieża Божьей благодати, счастья и крепкого здоровья.

stanislaw: Попытка обобщения данных об унии в регионе русско-белорусского пограничья (совр.Псковская, Смоленская и Тверская области РФ). Статья написана на основе литературных данных и архивных материалов (РГИА, НИАБ, ГА ВЛ). Загружена автором. Интересующиеся могут получить файл здесь Вторая часть - приложения с конкретными данными по униатским церквям, приходам и священникам региона (кон. 18 в. - 1839 г.) будет напечатана во второй части статьи, в том же сборнике, через 2 (?) года.

ekatya13: stanislaw Здравствуйте, я уже свою просьбу выше описывала,хочу попросить и Вас если Вы встречали информацию о Толвинском СТАНИСЛАВЕ Толвинского Станислава и его сына Казимира, внука Алексея - эти данные с форума Себежского

stanislaw: Доброе утро! Видите ли, сложность в том, что я специально не занимаюсь генеалогией, или церковной метрикацией, и мне сложно не только вспомнить, кого и где я встречал, но и - прямо - метрических книг мною просмотрено немного (в основном по С.-Петербургу). Ваши Толвинские в Питере не живали (какие-то себежане мне попадались, и даже выписаны)? Если нет - могу только обещать постараться вспомнить о Ваших предках, когда (и если) руки дойдут до себежских метрик. Неутешительно, понимаю. Но - увы!

news: 13.07.2012 В католическом костёле Пскова появился орган http://media.informpskov.ru/thumbnail/97184_20120713131518_sm172.jpg 15 июля в 11:30 в католическом костёле Пскова на Плехановском посаде состоится бесплатный концерт органной музыки.Об этом корреспонденту Псковского агентства информации сообщил насто- ятель римско-католического прихода Пресвятой Троицы Кшыштоф Каролевски. Концерт пройдёт в новом верхнем храме в честь 25-й годовщины рукоположения Кшыштофа Каро- левски. Сейчас,по словам настоятеля,идёт монтаж органа,который псковскому храму подарили священники из Польши. Кроме органной музыки псковичи смогут насладиться пением хора. Хористы из храма святителя Николая в Любятово исполнят православные церковные песни и песни западной церкви на латинском языке. На концерт в Псков приедут президент Белостока Тадеуш Трусколяцки,генеральные консулы Польши в Петербурге и Львове (Украина), представители консульств из Латвии и Эстонии, католический архиепископ-митрополит Минско-Могилёвский Тадеуш Кондрусевич. http://informpskov.ru/news/97184.html

news: Пока мечта не сбылась http://www.gtrkpskov.ru/images/stories/july2012/katolmessa.jpg 25 лет священства настоятеля католического костёла отца Кшиштофа отметили в Пскове.Поздравить священника с этой датой приехали гости из Польши, Латвии и Белоруссии, в том числе президент польского города-побратима Пскова Белостока Тадеуш Трусколяски,генеральный консул республики Польша в Санкт-Петербурге Петр Марциняк, его предшественник на этом посту Ярослав Дрозд, священники католической церкви,друзья отца Кшиштофа,а также его родители,впервые навестившие сына в Пскове. Среди подарков к юбилею - концерт органной музыки и выступление православного хора Свято- Никольской Любятовской церкви,в чьем исполнении прозвучали православные и латинские песнопе- ния. Но сам виновник торжества признался, что его мечтой было совершение праздничной мессы в достроенном храме, однако из-за юридических препятствий она пока не осуществилась. Напомним, разрешение на строительство католического храма в областном центре было получено приходом Пресвятой Троицы у городских властей еще 14 лет назад. Строительство несколько раз останавливали из-за разногласий по поводу высоты здания. В результате была достигнута догово- ренность о том,что она не будет превышать 27метров,и работы по строительству были продолжены. Однако в сентябре 2011 года продлить разрешение на строительство приходу вновь отказали. ОТЕЦ КШИШТОФ КАРОЛЕВСКИ,НАСТОЯТЕЛЬ КОСТЕЛА ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ РИМСКО- КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ: Честно говоря, с юридической точки зрения,наш храм находится в воздухе.Некоторые шутили:это ближе к Господу Богу,но это очень важная проблема.Католики – они граждане России,они имеют право иметь храм, в котором бы исповедовали Бога. Католический костел,приход существует уже много-много лет, и католический приход занимается благотворительностью, он объединяет всех людей, независимо от национальности, вероисповедания. Вы сегодня заметили,что в нашем храме выступали и православные, и протестанты – мы служим одному Богу! Поэтому,католический храм, можно сказать, объединяет людей. Через два года у отца Кшиштофа ещё одна памятная дата – четверть века,как он живёт и служит на территории бывшего Советского Союза.10 лет жизни он отдал священническому служению в Бела- руси,а затем приехал на Псковщину,где сейчас католичество исповедуют более двух с половиной тысяч человек. Гости праздника выразили надежду,что два года спустя,ситуация с возведением католического храма в Пскове разрешится и торжественная месса по случаю нового юбилея настоя- теля будет совершена уже в достроенном костёле. ПЕТР МАРЦИНЯК,ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСУЛ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: Россия – большая страна.Она как бы важна для своих партнеров во всем мире.Польше она важнее многих других,потому что мы соседи напрямую через Калининградскую область,но вообще как бы и через Балтийское море и так далее, и так далее. Так что для нас это очень важный партнер, славянский партнер и партнер, который имеет очень важные экономические и культурные связи между Польшей и Россией, и они как бы обязывают нас для того, чтобы наши отношения развивать. Псков является одним из примеров того,потому что имеет партнерские очень хорошие отношения с городом Белостоком, постоянный обмен идет, и это есть один такой пример этого хорошего сотрудничества. А второй пример, и я не скажу никакой дипломатической тайны,но мы ожидаем с большой радостью визита Кирилла в августе в Польшу, это будет очень важный визит. Эта душевная основа наших отношений, она очень важна. http://www.gtrkpskov.ru/component/content/article/68-vesty/2440-while-dreams-have-come-true.html

НЕМО: news пишет: польского города-побратима Пскова Белостока Вот это довольно интересная информация. Кстати, с Белостоком, в некоторой степени, есть и историческая связь СК, и имеет она религиозный характер.

stanislaw: с онлайн-диска ПДФ статьи (см. выше: "Попытка обобщения данных об унии в регионе русско-белорусского пограничья (совр.Псковская, Смоленская и Тверская области РФ). Статья написана на основе литературных данных и архивных материалов (РГИА, НИАБ, ГА ВЛ). Загружена автором") удален. Если вдруг кому-то все-таки нужно - см.: click here

Антитеза: stanislaw пишет: Если вдруг кому-то все-таки нужно Спасибо, Станислав. Очень нужно!

stanislaw: К сожалению, статья и так большая, и не удалось опубликовать вместе с ней данные по конкретным приходам (они саму статью превышали в 2 раза). Обещано, что этот материал будет публиковаться в том же сборнике частями. Но! Сборник-то выходит раз в 3 года. Так что на полную публикацию уйдет - по подсчетам - лет 12.

Inka: Станислав а нет ли у Вас человека у которого есть друзья в Верхнедвинске? Я из Польши - знаю что это сегодня Белорусь но расстояне то небольшое. Ищу следа брата моего деда, который жил в Дриссе и с которым дед не мог после войны связаться. Он был католического исповедания где то ведь похоронен хотела бы найти след. Inka pltor(at)gazeta.pl

Piotr: Dzieс Dobry ! Ja jestem z Polski ale od wielu lat interesuje siк historia tamtego rejonu poniewaї moi przodkowie i krewni- Karweccy- maja tam swoje korzenie. I mieszkaja do dzisiaj. Nawet byіem tam - w Dryssie i okolicach = kilka razy. Chкtnie pomoge jeњli bкde potrafiі. Mam tam sporo kontaktуw, to znaczy w Kochanowiczach koіo Dryssy. Poza tym mam sporo krewnych na Biaіorusi. Pozdrawiam Piotr Karwecki

Inka: Dziękuję bardzo :) - może łatwiej na maila? Proszę napisać na mój - podałam wyżej :). Спасибо - может быть удобнее на э - почту? Напишите на указанный мной адрес. (at) =собака =@ Inka

Valery: Была ли тут такая информация 1923 год 3. Decanatus Drysso-Siebieżensis 1. Siebież. Esia paroch. SS. Trinit., lapid. Adm. (vac.). Capella Rykowo, lap. 2. Dryssa. Esia Filial. Nativit. BMV., lap. Filial. (vac.). 3. Oswieja (St. v. f. Dryssa). Esia paroch. SS. Trinitatis, lapid. Adm. (vac.) . Capellae: Swolna in coem., Kochanowicze. 4. Przydrujsk (In Lotavia). Essia paroch. Assumption BMV., lapid. Adm. Bronislaus Stefanowicz. Capellae: Przydrujsk, Ioan. B., lign. in coemet. Szniekowo vel Balbinowo, SS. Trinit., lign. Wojciełowo. 5. Pustyń (In Lotavia). Esia paroch. Assumpt. BMV., lap. Adm. Capella Temismujża. 6. Rosica (St. tel. et v. f. Bigosowo). Esia paroch. s. Cord. Jesu. Adm. m. f. Petrus Kapusta, Adm. Saryen. Capellae: Balin, Bigosowo. 7. Sarya. Eccl. Assumpt. BMV., lapid. Adm. (vac.) . 8. Zabiały (St. post. Wolyńce, tel. Borkowicze, v. f. Smolno). Esia paroch. S. Georgii M., lap. Adm. m. f. Ioannes Wersocki. Capellae: Justynianowo, Hromoszcze, Kniażyce, Ziabkj, Tobolce, Borkowicze. 9. Zamosze (St. post. et. tel. Oświej, v. f. Dryssa). Esia paroch. Exaltat. S. Crucis, lapid. Adm. m. f. Adolphus Fillip, Adm. Oświej. Кто нибудь знает где была станция Borkowicze?

Piotr: Valery http://www.radzima.net/pl/miejsce/borkovichi.html http://www.radzima.org/pl/miejsce/borkowicze.html Это село находится на трассе железнодорожной линии Полоцк - Dryssa. В середине пути. На северо-востоке от Диснa

Piotr: Valery Dryssa/ Дрысса- Верхнедвинск { Belarus}

Valery: Спасибо.

Антитеза: Училище в Себеже

Служивый: Антитеза постарайтесь не заливать фото на внутренний хостинг Борды. На этом файлообменнике фото живут не долго. Используйте какой нибудь другой., например: http://savepic.ru/ , http://hostingkartinok.com/ или http://www.picshare.ru/. Много их других в инете.

janka_radavod: Антитеза пишет: А нет ли у Вас следующей страницы этого источника? Меня интересует продолжение статьи об Ушачском училище

Антитеза: Сборник материалов для истории просвещения в России, извлеченных из Архива Министерства народнаго просвещения Текст Учебныя заведения в западных губерниях до учреждения Виленскаго учебнаго округа, 1783-1803

Антитеза: Что-то не удалось загрузить страницы. Источник из НЭБ, сможете и сами? Если нет, то попробую загрузить завтра.

Антитеза: Училища л.2 667x1024 http://shot.qip.ru/00QVaK-1vNP0SyHl/ http://shot.qip.ru/00QVaK-4vNP0SyHm/ Служивый, извини, но другие хостинги не загрузили.

Nell:

Nell:

Антитеза: Nell Спасибо. Никак не научусь вставлять тексты.

Nell: Антитеза , там все очень просто: под картинкой внизу есть различные коды, Вам нужно скопировать третью ссылку сверху, которая начинается " как BB-code" и просто вставить с свой пост. Но Служивый прав, надо использовать другие хостинги ,а там тоже копировать ссылки с таким же кодом. Иначе все пропадет.

janka_radavod: Всем спасибо, очень помогли

kras: ekatya13 Доброе утро! Ваш интерес к Толвинским ещё актуален? Готов поделиться имеющейся у меня информацией. Моя прапрапрабабушка - Толвинская Казимира Алексеевна, уроженка Себежа ( по первому мужу - Соколовская, по второму- Бобашинская). С уважением, Денис

Egja: Мой прадед Антон Вериго (1860 - ...) из деревни Глубочица был католиком. Я ищу дополнительную информацию о месте, кладбище, приходских книгах ...

Павел Лапшов: Попробуйте пообщаться на эту тему с Николаем Петровичем Меньшовым https://vk.com/nikolai.menshov Возможно кто-то еще из форумчан сможет Вам помочь.

Козуто: stanislaw пишет: с онлайн-диска ПДФ статьи (см. выше: "Попытка обобщения данных об унии в регионе русско-белорусского пограничья (совр.Псковская, Смоленская и Тверская области РФ). Статья написана на основе литературных данных и архивных материалов (РГИА, НИАБ, ГА ВЛ). Загружена автором") удален. Если вдруг кому-то все-таки нужно - см.: click here Удивительный материал. Я бы купила книгу. А перечень приходов очень нужен. Особенно Невельских: Долыссы, трехалево, мошенино, кубок, завережье. Я смотрю Станислава нет на форуме с 2015 года. Кто то может подсказать как его найти? Возможно Админ поделится его Е mail?



полная версия страницы