Форум » История и краеведение » Католики Себежа (продолжение) » Ответить

Католики Себежа (продолжение)

Paul: Собираю любую информацию про католиков Себежского края. Оставлять комментарии "В контакте" в группе Католики Себежского края. Заранее благодарен.

Ответов - 119, стр: 1 2 3 All

stanislaw: С поправками из личного дела священника: 8.01.1886 г. крещен в имении Заболотье свящ. Сливовским, настоятелем Лепельского прихода, сын прусских подданных - Готлиба и Сусанны из Пиоульских Филиппов, законных супругов. Родился 05.01.1886 г. (не 1885!). Впоследствии вышел из прусского подданства, и принял российское. По национальности - неизвестно, кем себя считал: отец прусский немец, мать из прусских поляков. В делах УФСБ по СПб. и Ленобласти написано "белорус". Впоследствии числился "мещанином г. Колпина Петербургской губ.". Учился в 1899-1903 гг. в гимназии при рим.-кат. приходе св. Екатерины в СПб., затем - в 1903-1909 гг. в Могилевской архиепархиальной духовной семинарии (СПб.). 25.01.1909 г. рукоположен, сразу же назначен викарем в Полтаву, 03.10.1911 г. - капелланом Белостокского и Маличевского храмов (Томский у.), в 1911 г. находился в Томске на излечении в психиатрической клинике. 12.11.1911 г. назначен капелланом в Ярославль, 21.11.1911 г. - капелланом Лунинской, Лунинецкой и Оссовской часовен Пинского рим.-кат. прихода, 01.05.1912 г. - настоятелем в Лугу Петербургской губ., 03.03.1915 г. - капелланом в действующую армию (при штабе Северо-западного фронта), в 1920 г. - настоятелем Замошанского прихода и заведующим Освейским храмом. Далее - см. выше, и еще выше. Поищу еще попозже. Где-то у меня должна была быть его фотография...

stanislaw: Продолжение об о. Адольфе Филиппе: свящ. Роман Дзвонковский в своем "Мартирологе" пишет: «был воспитанником школы для бедных детей, основанной в Петербурге свящ. Антонием Малецким, позже был сотрудником о. Антония…в 1919 г. – викарий филиальной часовни в Замошье (Борисовского деканата, приход Докшицы). В 1924 г. Находился в Полоцке. Арестован 18.12.1926 в Витебске, обвинялся в шпионаже в пользу Польши и на основании обвинения по ст. 58-10 УK СССР приговорен 10.01.1927 к 10 годам лагерей, выслан на Соловки. Срок заключения истек 18.12.1936. В соловецкий лагерь прибыл 8.10.1927. Оттуда направил в ЦИК СССР письмо на нескольких страницах (29.06.1930), в котором сообщал о беззаконии и преследованиях Церкви и духовенства со стороны ГПУ только за исполнение самых основных пастырских обязанностей, об отношении к священникам как к уголовникам, приговорах к содержанию в лагерях, назначении на самые тяжелые и разрушительные для здоровья работы, о ссылках по истечении срока отбытия наказания в северные районы, о тяжелых гонениях верующих только за то, что они не скрывают своей веры и т.д. Под письмом поставило свои подписи ок. 30 священников, вместе с ним находившихся на о. Анзер (система Соловецких лагерей). 9.07.1932 советом УСЛОНа (Управления Соловецкого лагеря особого назначения) по делу об «антисоветской группировке 32 католических ксендзов на о. Анзер» в отношении свящ. Филиппа было принято решение о переводе его в ярославский специзолятор. В 1932 г. Он находился во внутренней тюрьме Соловецкого лагеря в строгой изоляции, где его пытались склонить к оставлению священства. После освобождения в ноябре 1936 г. Ненадолго поселился в Витебске, служил при церкви св. Антония. В 1937 г. в последний раз перед закрытием этого храма более чем на 50 лет, отслужил утреннюю литургию пасхального воскресения («резурекции»). По сведениям консульского отдела Посольства Республики Польша от 25.01.1938 в Москве, был вновь арестован, скорее всего, в августе 1937 г. Дальнейшая судьба неизвестна. Примечания по выделенным фрагментам: сведения о школе для мальчиков о. Малецкого вполне правдоподобны - он мог учиться там, а на лекции ходить в гимназию св. Екатерины (благо, это был один приход, свящ. Малецкий также служил викарием при церкви св. Екатерины, школу Малецкого содержало Благотворительное Общество прихода св. Екатерины, кроме того, существовала ежегодная квота на прием лучших учеников свящ. Малецкого в гимназию св. Екатерины). А вот со сведениями о замошье у о. Романа точно ошибка вышла: в личном деле свящ. Филиппа говорится прямо о приходе Замошье Дрисо-Себежского деканата...

stanislaw: А вот и сам отец Адольф Филипп:


stanislaw: Кстати, а на себежском сайте, с которым форум аффилиирован, также дана неверная (и неизвестно откуда взявшаяся) дата закрытия католического храма - 1917 г. (см. мои последние посты в закрытой ветке "Католики Себежа", в продолжении которой мы сейчас и находимся): http://www.sebezh.ru/kostiel.php И это - не единственный такой случай. Интересно, откуда пошла эта ошибка?

stanislaw: Вот здесь - все-таки корректнее ("после 1917 г."): click here

stanislaw: В 1919-1923 гг. в Петрограде происходили события, связанные с подписанием "договоров", согласно которым советская власть, объявившая церковное имущество национализированным (см. например: [url= http://www.r-komitet.ru/vera/20.htm]click here[/url]), передавала его "представителям" общин (а не Церкви как таковой, за которой не признавалось прав юридического лица) в пользование. Т.е., из собственников имущества общины в одночасье превратились в арендаторов, что в последующем открыло путь к ликвидации храмов уже в законном порядке (по причине неисполнения ремонтных обязательств, неуплаты налогов со зданий и имущества - что, в ситуации, когда государство национализировало все, что прежде могло служить к поддержанию материальной стороны жизнедеятельности общин - естественно означало медленную, но верную смерть; распад общинных "двадцаток" - а здесь нужно учесть и репрессии против религиозных активов, и кампании устрашения, которых была не одна, а серии, и проч.). Именно таким образом была закрыта - как минимум - значительная (если не подавляющая) часть храмов всех конфессий. Католики Петрограда, Витебска и некоторых других местностей, учитывая несогласованность советской нормы и канонического права, а также прямой законодательный произвол, отказывались подписывать соответствующие договоры, а также их облегченные варианты, т.н. "расписки" (в результате в 1922-1923 гг. были закрыты все католические храмы Петрограда, а богослужения происходили в неприспособленных для этой цели поемещениях). Подробнее см. например здесь: [url=http://www.jesus.by.com/webroot/ru.3.htm ]click here[/url] А теперь о Себеже: Архиепархиальная курия - исполняющему должность настоятеля Замошанского, Освейского и Себежского приходов свящ. Адольфу Филиппу, 21.02.1923 г.: "В ответ на рапорт по делу о подписании договоров предлагаю держаться принципов и предписаний Духовной Власти (3-1-1920, № 40). (...) подписывать их не можем без видоизменения (...) защищайте права Церкви до последнего, а когда будут грозить закрытием, обещайте подписать, если в Петрограде подпишут" (копия 02.04.1924 г.). Правда, пока неизвестно, как конкретно ситуация выглядела в Себеже. А также, как здесь происходило изъятие ценностей "в пользу голодающих Поволжья" в 1922 г. Пока неизвестно. Уверен, все со временем найдется.

stanislaw: Еще картинка из жизни себежского прихода. Странноватая, но...жизненная. Я, правда, долго колебался, нужна ли она здесь...но все-таки: Копия № 4. Протокол судебного заседания 1923 года марта 7 дня. Гражданское дело № 57, 1923 г. Народный суд 1-го участка Себежского у. по иску кс. Филиппа. Ответчик - фельдшер Крумин. Разбиралось дело о незаконном присвоении некоторыми прихожанами имущества умершего в Себеже католического священника Станислава Далецкого (администратор прихода с 1902 г., до, вероятно, 1917 или 1918 г., когда он и умер в Себеже). Прихожане Ю. Маковецкая, фельдшер Крумин с женой, Антон Бобровский, Кошаревский. "органистиха" и свидетель Муран, "посторонний" взяли себе пальто, сахарницу, серебряные деньги, галоши и др. вещи покойного. Крумин, беря эти вещи, по его словам, полагал, что они отходят к нему "в уплату за лечение". Крумин и покойный были в хороших отношениях. Кроме того, Крумин был готов вернуть взятые вещи, при условии выплаты ему 200.000.000 руб. (не забывайте про тогдашнюю инфляцию!) за лечение. Примирение сторон не состоялось. В иске священнику было отказано. Интересно, что из 7 "фигурантов" (как теперь говорят) дела 3 (Крумин с женой и Муран) - латыши. А я смотрю, и сейчас среди себежских жителей латыши-видземцы, латгальцы и даже курземцы (знаком с такими в Глембочине) есть (и католики, и лютеране). Видимо, соседство все же сказывается. А кроме них, есть еще и совершенно обрусевшие, видимо, себежане, но с латышскими фамилиями (Дзинтарс например). А в том же Глембочине жил еще и некий Гинт (Гинтс), тоже с русской фамилией. Теперь в Питере учится...но последняя фраза - оффтоп, прошу пардону.

stanislaw: Кроме двух уже упомянутых источников, о закрытии католической церкви в Себеже в 1917 г. пишут и здесь: click here. Интересно все же, откуда пошла тиражироваться эта ошибка?

КАщейдер: Может просто стереотип, связанный с октябрьской революцией? Тогда религия стала 'опиумом для народа', в том числе и католическая.

stanislaw: Это да, понятно. Но также - как мне казалось - всем понятно, что сразу такие изменения не происходят. Опять-таки, пик закрытия храмов пришелся на 1930-е гг. Так что отдает какой-то наивностью этот вот 1917-й год...Наверное, кто-то написал "закрыт после революции", а потом уже пошло-поехало. И некоторые особо ретивые журналисты (вероятно, все-таки они), вероятно также - многочисленные сетевые "писатели" ничтоже сумняшеся прямо стали ссылаться на 1917 г., как на точную дату...

КАщейдер: Я это и имел ввиду.

stanislaw: Прелат Леонард Барановский. В 1917 г. назначен себежским настоятелем и деканом. Неизвестно, приступил ли к исполнению обязанностей, т.к. в том же году числился викарием в Витебске, а с 1922 г. был деканом Витебским. В 1925 г. сослан на Соловки.

stanislaw: Вот его краткая биография: click here

ekatya13: Здравствуйте! Я конечно не в тему, но тоже веду розыск детей и внуков из рода Толвинских, уроженцев Себежского уезда Витебской губернии. Толвинского Ивана Андреевича и его детей:Фрола, Ивана, Игната Толвинского Николая и его сына Виктора Николаевича, их потомков Толвинского Осипа и его детей:Викентия,Луку,Антона, внука Иосифа Антоновича Толвинского Петра и его детей:Степана и Фрола Толвинского Михаила и его сына Антона Толвинского Александра и его детей:Викентия,Луку,Степана,Фрола и Ульяна ТОлвинского Фадея Толвинского Станислава и его сына Казимира, внука Алексея Толвинского Дениса и его сыновей Валериана(губернского секретаря)и Ксаверия(титулярного советника), а также их потомков Толвинскую(Антонович) Феклу Ульяновну Толвинского Алексея Алексеевича губернского секретаря Толвинского Дементия Степановича Толвинского Зенона Денисовича и его сыновей: Владислава, Бронислава, Антона, Христофа и внучку Ядвигу Толвинского Эдуарда Эдуардовича Толвинского Константина Денисовича Толвинского Матвея Буду благодарна за любую информацию

stanislaw: В ветке "Глембочино-Ореховно" можно посмотреть (пост № 183) предварительную реконстрацию внешнего вида Глембочинской каплицы (впоследствии - правослаавной церкви), себежского прихода. Сделано по вопоминаниям дедушки форумчанки Татьяны (ТАНИ), за что ему (и его внучке - огромная благодарность).

chibisovitc: stanislaw - в фонде РГАДА "Жалованные грамоты" (ф.154) имеется копия жалованной грамоты Екатерины II епископу Белорусской католической епархии Станиславу Сестренцевичу де Богуш.Оп.2 Кн.2 Лл.8-10

CHE : Николай Петрович, что же ему пожаловала Царица?

chibisovitc: CHE пишет: что же ему пожаловала Царица - сан архиепископа Могилевского

stanislaw: Сначала она его назначила (без канонической санкции) еп. Белорусским, а потом - также без санкции - архиеп.-митроп. Могилевским. Рим подтвердил после выжидания и переговоров. Сестренцевич вообще-то странноватый тип. Хотя и "большой ученый". Толстой (и некотороые др.) свидетельствует, что он называл "своим Папой" последовательно 3-х императоров (т.е., 1 императрицу, и 2 императоров). chibisovitc Спасибо!

Кузя: Костёл Пресв. Троицы и Св. Антония Костёл в Себеже на снимке нач. ХХ в. http://www.radzima.org/ru/gallery/?id_foto=32193

chibisovitc: Кузя, см. запись stanislaw Станислава Козлова-Струтинского №35 от 14.02.09, но спасибо тебе за лучшее качество

stanislaw: Но тут зато качество лучше (а я от жадности сжал этот скан).

stanislaw: Стали постепенно появляться новые документы. Вот печать и штамп себежского католического прихода на документе от 1922 г. (к вопросу об ошибочной датировке закрытия храма в 1917 г.). Печать, которой пользовались с кон. 19 - в нач . 20 вв. (а здесь приведен оттиск приходской печати, использовавшейся с нач. 19 в.) пока не получилось (интересно, почему?) конвертировать. Будет попозже. А. ну и автограф о. Адольфа Филиппа, о котором выше уже писалось

stanislaw: К вопросу об о. Кроппе, могила которого сохранилась на Себежском "Польском" кладбище, и портрет которого был помещен в старой ветке: "Генерал-лейтенант Перфильев донес, что в Смоленске находится состоящий при округе внутренней стражи ксендз Кропп, который, будучи фанатически предан католицизму, дозволяет себе гласно рассуждать, что поляки угнетены и преследуются русским правительством; разъезжая же по округу, для исполнения треб, он легко может нижним чинам из поляков передавать мысли свои, противные нашему правительству. С<анкт>-П<етер>бург 4 июня 1849" Из: Л. В. ДУБЕЛЬТ. «ЗАПИСКИ ДЛЯ СВЕДЕНИЯ». 1849 год //Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах / Редкол.: С. А. Биговчий, Г. И. Вздорнов, В. М. Гуминский, В. П. Казарин, Н. С. Михалков, А. Л. Налепин (гл. ред.), П. В. Палиевский, Т. В. Померанская, С. В. Ямщиков; Подгот.: А. Н. Дорошенко, А. Н. Кузнецова. — М.: Рос. фонд культуры: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2005.т. XIV, с. 196 Дальнейшая переписка по Кроппу в сборнике не сожержится. А его документы - в НИАБ. Когда-то я туда доеду?

Конкретный: ПОЗДРАВЛЕНИЯ !!!!!!!click here

Duve: Скажите, а есть сведения о лютеранских приходах Себежского уезда.?

КАщейдер: Duve Это наверное к создателю этой темы Станиславу Генриховичу Козлову-Струтинскому (на форуме stanislaw)

Duve: Да, спасибо, мне уже Николай подсказал к кому обратиться по поводу лютеранских приходов. Не может быть. чтобы в Себеже не было лютеранской кирхи.

Litops: В Себеже все больше еврейские синагоги строили.. Что-то насчет кирхи не слышала..

Люда: Уважаемые форумчане! Подскажите. Ищем своего предка -по Книге жертв полит.репрессий в СССР - Рачко Владислав Францевич Родился в 1892 г., Витебская губ., Люцинский уезд, д. Стельмаки; поляк. На карте Люцинского у. не можем найти д.Стельмаки, а в Себежском у. - есть д. Стеймаки. Это она и есть?

beer: Оно самое...Между Дедино и Заситино. На старых картах пишут Стеймаки. Карты после революции перекроили...Пограничье,понимашь... БССР делали...Ну и нам перепало чуток!...

Люда: Спасибо. Это уже хорошо, что мы привязались географически. Только не понимаю, когда это было Люцинским уездом? При рождении в 1892, получается, это был Люцинский у. На картах генерального межевания 1795 г. это Себежский у. Кто знает - к какому приходу относились поляки из Стельмаков? К Троицкой церкви в Себеже? Еще интересует - по Люцинскому у. существуют листы 1 Всерос.Переписи населения (на Латвийском сайте Raduraksti), а по Себежскому у. они сохранились? Почитала ваш интересный и очень информативный форум (если мы все-таки относимся к Себежскому у., то нам просто повезло, ведь у нас есть chibisovitc), кто-то спрашивал - до революции здесь жило много поляков, куда они делись? Ответ простой - 1937 г.

Paul: Мой дед родился еще в Люцине в 1916 году. Люцин переименовали в Лудзу в 1924 году после раздела Витебской губернии. В 1924 году 3 уезда Витебской губернии были отданы в Латвию...

Paul: В 1924 году состоялось специальное решение ВЦИК по разделу Витебской губернии. Главный критерий - это раздел по национальному признаку. Себежский, Невельский, Велижский (вместе с Усвятами) уезды отданы в РСФСР, как уезды, где якобы уже на тот момент большинство населения состояло из русских. Режицкий, Люцинский, Двинский отданы в Латвию, как уезды, где проживали латыши-латгалы. Остальные уезды вошли в состав БССР. Витебская губерния последняя воссоединилась с БССР, только в 1924 году. До этого губерния была в составе РСФСР. Было много противников такого раздела. Было жесткое противостояние в верхушке губернского правления. Но раздел всетаки состоялся.

Люда: Paul А Вы знаете, что на Raduraksti по г. Люцину (Ludzas) переписные листы 1897 г. выложены. Если Ваша семья жила в то время там, Вы ее найдете.

Paul: Спасибо за ценную информацию, порадовали... Сохранилось свидетельство о рождении деда, выданное приходом Люцина.

Irena: Более точный адрес Raduraksti http://www.lvva-raduraksti.lv/ru.html Сайт требует регистрации, ничего сложного, есть выбор русского языка. Оцифрованы данные не только переписи 1897г., а также метрические книги различных церквей ( православные, католики и т.д.) Кроме того есть ревизские сказки. Но мало. Работа над этим сайтом еще ведется и материалы какие-то новые выкладывают. Единственное, что у них временное ограничение - 1905г. Позже никакой информации нет.

Irena: Stanislaw, мне посоветовали обратиться к вам как к знатоку истории католиков Себежа. Вы не подскажете, сохранились ли метрические книги Себежского костела начала 20 века. Примерно 1914-1916 гг. Где они могут быть (если они целы)? Заранее спасибо.

chibisovitc: Irena интересующие Вас материалы хранятся в Российском Государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге http://www.rusarchives.ru/federal/rgia/ а точнее в фонде 821 — Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий МВД.

Irena: Сhibisovitc cпасибо!



полная версия страницы