Форум » О семье » Эмоциональный ум » Ответить

Эмоциональный ум

Nell: Этот пост - результат наблюдений и практики обучения детей и взрослых иностранным языкам. А побудил меня его наконец-то написать недавний семинар, где давалась очередная ведическая классификация типов ума, которые являются составляющими человеческой психики. Есть два типа ума: ментальный и эмоциональный. Что такое логический ум? Это способность к анализу, логике, способность понимать взаимосвязи между явлениями и предметами, выстраивать логические системы и конструкции, понимать их и т.д. Развитием ментального -познавательного ума занимаются сначала родители, потом детский сад, потом школа, а затем, если повезет, то вуз. И с этим умом у нас все более-менее в порядке. Ну если всю жизнь этим только и занимаешься, то он хочешь-не хочешь, но будет развит. Есть , конечно, отклонения от нормы типа ЗПР и т.д, но сейчас не об этом речь. А теперь вопрос: какие предметы в школе занимаются развитием ментального ума? Ответ: все, за исключением, м.б. физ-ры. Т.е. все обучение в школе направлено на развитие познавательной способности и навыков самообучения (это в идеале). А что же с нашим эмоциональным умом (его еще иногда называют эмоциональным телом)? Наверное, не надо объяснять, что без эмоций наша жизнь невозможна. Как в той присказке:пациент скорее мертв, чем жив. И кто и где у нас на протяжении жизни учит ребенка взаимодействовать со своими эмоциями, уважать их, а главное - уметь их выражать? Если протестировать наше детство, то можно утверждать, что воспитанием чувств никто не занимался: ни родители, ни школа, а дальше уж как кому повезет. И идут по жизни замороженные люди, которые не умею не только выразить, что они чувствуют, но порой даже не понимают, что они чувствуют, а если их спросить об этом, то они будут долго думать, а затем скажут, что они думают на этот счет. А есть ли разница в том, что мы "думаем" и что мы "чувствуем"? Вот думаем мы тем самым логическим "развитым" умом, а эмоциональный ум находится в загоне, поскольку не развит. Порой от слова совсем. И когда такие люди вдруг попадают к психологу с проблемами отношений, то очень много времени уходит на то, чтобы вывести "клиента" вот на эти самые чувства, которые находятся в таких подвалах и ямах, что проще иногда вытащить "из болота бегемота", чем добиться осознания того, что человек чувствует на самом деле. Недавно наблюдаю такую картину: ребенок (4,5 года) чем-то занят, рисует, приносит маме свои рисунки, а потом вдруг на что-то рассердился и как-то выразил это. В ответ мама говорит:"Не психуй!" Видимо, эта фраза должна была успокоить ребенка. У меня возник вопрос, в 4,5 года ребенок понимает, что такое "Не психуй"? Но на самом деле очень важно в момент проявления эмоций дать обозначение: вот сейчас ты гневаешься. сейчас тебе грустно, почему?, сейчас ты злишься, а сейчас ты обижен. т.е. таким образом мама с папой могут научить ребенка распознавать свои чувства и эмоции. Для чего это нужно? Для того, чтобы в будущем у него не было проблем с выражением своих чувств, и это умение поможет избежать ему множество конфликтов, через которые проходит большинство людей.

Ответов - 6

Павел Лапшов: Мне очень интересна эта тема. Я ее уже пытался обсуждать здесь: http://sebezh.borda.ru/?1-38-0-00000103-000-0-0-1453255309 Тема затихла и я решил не беспокоить форумчан более своими наблюдениями и рассуждениями. Если Вы не будете против, то я объединю две наших темы и мы сможем продолжить обсуждение проблемы. Как Вы считаете, это возможно?

Nell: Это разные темы. Там тема про "овладение " и контроль над эмоциями. А в этой теме я хотела бы говорить о том, как важно уметь осознавать свои эмоции и определять свое состояние в данный момент времени и уметь описывать свои чувства. Для чего это нужно? И почему желательно для начала научиться самим объяснять свои чувства , а затем научить этому своего ребенка? - Потому что это важно для отношений с другими людьми, для решения конфликтов. Умение говорить о том, что ты чувствуешь в той или иной ситуации, выводит отношения на другой уровень.

Павел Лапшов: Хорошо. Разные значит разные. Да будет так.


Nell: На тему эмоций можно говорить долго и трудно. Потому что тема необъятная. Но вот цепляет иногда что-то , и хочется дойти до конца-сути, чтобы решить вопрос или проблему. А зацепило вот что: моя знакомая долго ( часа 2) рассказывала мне про один эпизод в своей жизни, вернее про одну женщину, про ее любовные истории. Слушать было скучно, но прервать не было возможности: воспоминания лились бурным потоком. А времени с того самого "эпизода" прошло на минуточку лет 35!!! Вопросы назревали такие: какое отношение к твоей жизни сейчас имеет эта женщина и все то, что ты сейчас вспоминаешь? Какое отношение имею я к этой женщине, которую я никогда не видела и не увижу? Зачем рассказывать все это в течение энного времени и тратить впустую и мою и твою энергию? По моим наблюдениям заниматься подобными "воспоминаниями" любит добрая половина человечества. Ну женщины уж точно.)): Ведь там, в прошлом, сокрыты такие приятные события, там было хорошо, светло и радостно, все были молоды, красивы и неотразимы, а сейчас куда ни кинь взгляд, все плохо, везде одни проблемы. И насколько ценны вообще подобные воспоминания и возвраты в прошлое? "Мы запоминаем абсолютно все, что попадает в зону нашего внимания на любом уровне восприятия: звуки, виды, ощущения тела и гораздо больше на бессознательном уровне, т.е. мы даже не фиксируем это запоминания, это происходит автоматически. Наш мозг постоянно занят тем, что формирует нейронные связи, а ежели объект или ситуация окрашены какой-либо эмоцией, то рождается нерушимая нейронная связь, и этот эмоциональный триггер будет бесконечно активировать нейронные энграммы памяти, т.е держать нас на привязи постоянных воспоминаний, и чаще всего негативных и разрушающих, потому что именно негативные переживания создают триггеры. Такие нейронные триггеры живут до тех пор, пока существует эмоциональный заряд, вызывая выброс в кровь определенный гормональный коктейль, действующий разрушительно на тело человека. Кроме того, устойчивые нейронные связи образуются и при приятных переживаниях, если они не были завершены состоянием полного удовлетворения. Так называемый "гештальт" остался незавершенным. Подавляющая часть людей является рабами памяти и плотной сети нейронных связей, формирующих неудовлетворенность, горе, гнев, досады, бессилие, болезнь, старость и другие состояния, далекие от свежего , бурлящего потока жизни. Необходимо понять главное: есть большая разница между повреждением зоны головного мозга, отвечающей за запоминание, и распадом нейронных связей, не имеющих больше ценности и целесообразности."(с) Тут может возникнуть вопрос о приятных воспоминаниях. Как быть с ними, они ведь душу греют? Как можно не вспомнить своего ребенка, когда ему было 2-3-5 лет? Каким он был маленьким , хорошеньким и ласковым, какие слова говорил о том, как он меня любит, как он во мне нуждался? Приятно же? Но это говорит лишь о том, что в настоящее время тот маленький мальчик нам гораздо милее, чем взрослый, самостоятельный человек, которому мы не даем расти и развиваться своими воспоминаниями. Я уже не говорю о том, что игра в дочки-матери затевается на всю жизнь, а в конце жизни взрослые дети, так и не выросшие в глазах своих родителей, становятся няньками родителям, превратившихся в детей. Или воспоминания о первых днях знакомства с нынешним мужем. Как можно о них забыть? Романтические встречи, первый поцелуй, первое признание? Но это значит, что самые сильные чувства к нему остались в прошлом, а ваши отношения не развились и не наполнились бОльшей любовью. Если человек греется воспоминаниями, значит, что в настоящем времени его жизнь встала и не развивается. Человек просто перестал эволюционировать. Конечно, сразу возникает вопрос: неужели память вообще не нужна, не нужны воспоминания? Те воспоминания, которые не несут более эмоциональной окраски и эмоционального заряда, уже не являются тормозом, да и обращаемся мы к ним только в случае необходимости. А если при воспоминании о ком-то или о чем-то на нас обрушивается поток эмоций, то это триггер, от которого желательно избавиться. Зачем добавлять себе проблем ? Можно предположить, что эти самые триггеры являются каркасом матрицы, которая будет воспроизводить одни и те же события и ситуации в жизни, пока ее эмоциональная составляющая не разрядится или человек не осознает механизмы воспроизведения подобного в своей жизни. По материалам сайта "Molodilnik"

External: Искал витамины, улучшающие работу мозга, повышающие внимательность, концентрацию, улучшающие память. Посоветовали принимать подсолнечный лецитин, в чем его польза и как его принимать? Читал что лецитин помогает улучшить кровообращение и работу мозга. Источником является желток куриного яйца. В сутки следует выпивать не менее 50 граммов. На тренировках это не так актуально, но в повседневной жизни так ли это? Учитывая, что это вещество очень хорошо усваивается, его можно принимать без вреда для организма. Прочитал один отзыв, что после приема подсолнечного лецитин эффект чувствуется, сон улучшился, память и концентрация улучшилась...

Nell: External пишет: Источником является желток куриного яйца External пишет: что после приема подсолнечного лецитин эффект чувствуется Да, прочитала вот это и поняла, что мне даже сказать нечего...



полная версия страницы