Форум » О семье » Эмоциональный ум » Ответить

Эмоциональный ум

Nell: Этот пост - результат наблюдений и практики обучения детей и взрослых иностранным языкам. А побудил меня его наконец-то написать недавний семинар, где давалась очередная ведическая классификация типов ума, которые являются составляющими человеческой психики. Есть два типа ума: ментальный и эмоциональный. Что такое логический ум? Это способность к анализу, логике, способность понимать взаимосвязи между явлениями и предметами, выстраивать логические системы и конструкции, понимать их и т.д. Развитием ментального -познавательного ума занимаются сначала родители, потом детский сад, потом школа, а затем, если повезет, то вуз. И с этим умом у нас все более-менее в порядке. Ну если всю жизнь этим только и занимаешься, то он хочешь-не хочешь, но будет развит. Есть , конечно, отклонения от нормы типа ЗПР и т.д, но сейчас не об этом речь. А теперь вопрос: какие предметы в школе занимаются развитием ментального ума? Ответ: все, за исключением, м.б. физ-ры. Т.е. все обучение в школе направлено на развитие познавательной способности и навыков самообучения (это в идеале). А что же с нашим эмоциональным умом (его еще иногда называют эмоциональным телом)? Наверное, не надо объяснять, что без эмоций наша жизнь невозможна. Как в той присказке:пациент скорее мертв, чем жив. И кто и где у нас на протяжении жизни учит ребенка взаимодействовать со своими эмоциями, уважать их, а главное - уметь их выражать? Если протестировать наше детство, то можно утверждать, что воспитанием чувств никто не занимался: ни родители, ни школа, а дальше уж как кому повезет. И идут по жизни замороженные люди, которые не умею не только выразить, что они чувствуют, но порой даже не понимают, что они чувствуют, а если их спросить об этом, то они будут долго думать, а затем скажут, что они думают на этот счет. А есть ли разница в том, что мы "думаем" и что мы "чувствуем"? Вот думаем мы тем самым логическим "развитым" умом, а эмоциональный ум находится в загоне, поскольку не развит. Порой от слова совсем. И когда такие люди вдруг попадают к психологу с проблемами отношений, то очень много времени уходит на то, чтобы вывести "клиента" вот на эти самые чувства, которые находятся в таких подвалах и ямах, что проще иногда вытащить "из болота бегемота", чем добиться осознания того, что человек чувствует на самом деле. Недавно наблюдаю такую картину: ребенок (4,5 года) чем-то занят, рисует, приносит маме свои рисунки, а потом вдруг на что-то рассердился и как-то выразил это. В ответ мама говорит:"Не психуй!" Видимо, эта фраза должна была успокоить ребенка. У меня возник вопрос, в 4,5 года ребенок понимает, что такое "Не психуй"? Но на самом деле очень важно в момент проявления эмоций дать обозначение: вот сейчас ты гневаешься. сейчас тебе грустно, почему?, сейчас ты злишься, а сейчас ты обижен. т.е. таким образом мама с папой могут научить ребенка распознавать свои чувства и эмоции. Для чего это нужно? Для того, чтобы в будущем у него не было проблем с выражением своих чувств, и это умение поможет избежать ему множество конфликтов, через которые проходит большинство людей.

Ответов - 4

Павел Лапшов: Мне очень интересна эта тема. Я ее уже пытался обсуждать здесь: http://sebezh.borda.ru/?1-38-0-00000103-000-0-0-1453255309 Тема затихла и я решил не беспокоить форумчан более своими наблюдениями и рассуждениями. Если Вы не будете против, то я объединю две наших темы и мы сможем продолжить обсуждение проблемы. Как Вы считаете, это возможно?

Nell: Это разные темы. Там тема про "овладение " и контроль над эмоциями. А в этой теме я хотела бы говорить о том, как важно уметь осознавать свои эмоции и определять свое состояние в данный момент времени и уметь описывать свои чувства. Для чего это нужно? И почему желательно для начала научиться самим объяснять свои чувства , а затем научить этому своего ребенка? - Потому что это важно для отношений с другими людьми, для решения конфликтов. Умение говорить о том, что ты чувствуешь в той или иной ситуации, выводит отношения на другой уровень.

Павел Лапшов: Хорошо. Разные значит разные. Да будет так.

Nell: На тему эмоций можно говорить долго и трудно. Потому что тема необъятная. Но вот цепляет иногда что-то , и хочется дойти до конца-сути, чтобы решить вопрос или проблему. А зацепило вот что: моя знакомая долго ( часа 2) рассказывала мне про один эпизод в своей жизни, вернее про одну женщину, про ее любовные истории. Слушать было скучно, но прервать не было возможности: воспоминания лились бурным потоком. А времени с того самого "эпизода" прошло на минуточку лет 35!!! Вопросы назревали такие: какое отношение к твоей жизни сейчас имеет эта женщина и все то, что ты сейчас вспоминаешь? Какое отношение имею я к этой женщине, которую я никогда не видела и не увижу? Зачем рассказывать все это в течение энного времени и тратить впустую и мою и твою энергию? По моим наблюдениям заниматься подобными "воспоминаниями" любит добрая половина человечества. Ну женщины уж точно.)): Ведь там, в прошлом, сокрыты такие приятные события, там было хорошо, светло и радостно, все были молоды, красивы и неотразимы, а сейчас куда ни кинь взгляд, все плохо, везде одни проблемы. И насколько ценны вообще подобные воспоминания и возвраты в прошлое? "Мы запоминаем абсолютно все, что попадает в зону нашего внимания на любом уровне восприятия: звуки, виды, ощущения тела и гораздо больше на бессознательном уровне, т.е. мы даже не фиксируем это запоминания, это происходит автоматически. Наш мозг постоянно занят тем, что формирует нейронные связи, а ежели объект или ситуация окрашены какой-либо эмоцией, то рождается нерушимая нейронная связь, и этот эмоциональный триггер будет бесконечно активировать нейронные энграммы памяти, т.е держать нас на привязи постоянных воспоминаний, и чаще всего негативных и разрушающих, потому что именно негативные переживания создают триггеры. Такие нейронные триггеры живут до тех пор, пока существует эмоциональный заряд, вызывая выброс в кровь определенный гормональный коктейль, действующий разрушительно на тело человека. Кроме того, устойчивые нейронные связи образуются и при приятных переживаниях, если они не были завершены состоянием полного удовлетворения. Так называемый "гештальт" остался незавершенным. Подавляющая часть людей является рабами памяти и плотной сети нейронных связей, формирующих неудовлетворенность, горе, гнев, досады, бессилие, болезнь, старость и другие состояния, далекие от свежего , бурлящего потока жизни. Необходимо понять главное: есть большая разница между повреждением зоны головного мозга, отвечающей за запоминание, и распадом нейронных связей, не имеющих больше ценности и целесообразности."(с) Тут может возникнуть вопрос о приятных воспоминаниях. Как быть с ними, они ведь душу греют? Как можно не вспомнить своего ребенка, когда ему было 2-3-5 лет? Каким он был маленьким , хорошеньким и ласковым, какие слова говорил о том, как он меня любит, как он во мне нуждался? Приятно же? Но это говорит лишь о том, что в настоящее время тот маленький мальчик нам гораздо милее, чем взрослый, самостоятельный человек, которому мы не даем расти и развиваться своими воспоминаниями. Я уже не говорю о том, что игра в дочки-матери затевается на всю жизнь, а в конце жизни взрослые дети, так и не выросшие в глазах своих родителей, становятся няньками родителям, превратившихся в детей. Или воспоминания о первых днях знакомства с нынешним мужем. Как можно о них забыть? Романтические встречи, первый поцелуй, первое признание? Но это значит, что самые сильные чувства к нему остались в прошлом, а ваши отношения не развились и не наполнились бОльшей любовью. Если человек греется воспоминаниями, значит, что в настоящем времени его жизнь встала и не развивается. Человек просто перестал эволюционировать. Конечно, сразу возникает вопрос: неужели память вообще не нужна, не нужны воспоминания? Те воспоминания, которые не несут более эмоциональной окраски и эмоционального заряда, уже не являются тормозом, да и обращаемся мы к ним только в случае необходимости. А если при воспоминании о ком-то или о чем-то на нас обрушивается поток эмоций, то это триггер, от которого желательно избавиться. Зачем добавлять себе проблем ? Можно предположить, что эти самые триггеры являются каркасом матрицы, которая будет воспроизводить одни и те же события и ситуации в жизни, пока ее эмоциональная составляющая не разрядится или человек не осознает механизмы воспроизведения подобного в своей жизни. По материалам сайта "Molodilnik"



полная версия страницы