Форум » Себеж » «Славные» традиции советского агитпрома в Себежском краеведческом музее » Ответить

«Славные» традиции советского агитпрома в Себежском краеведческом музее

Сергей-редактор: Я конечно человек для Себежа посторонний. Хотя ведь не зря говорят, что со стороны виднее. В поисках дореволюционной истории Себежа, прочитал я на днях материалы Себежского краеведческого музея по этой теме: http://siebiez.org/history/ вкупе с «Очерки города Себежа» А.Пщелко за 1911 год http://sebezh.ru/schelko.php, на которого в большинстве своих статей ссылаются безымянные авторы, пишущие для сайта Себежского краеведческого музея, и волосы на голове у меня встали дыбом! Из этих краеведческих статей о дореволюционной истории Себежа и о предках современных себежан я узнал буквально следующее: 1. Что город Себеж до революции был в реальности просто жуткой дырой – вероятно, самым убогим захудалым провинциальным уездным городком во всей Российской Империи! Жизнь в нём была унылой, безрадостной и постылой. «Перед вами предстает захудалый уездный городок, как бы заброшенный злой судьбой в какие-то отдаленные дебри, с плохой мостовой на главной улице и полным не благоустройством на остальных…». Город почти сплошь состоял из убогих, пошатнувшихся и полуразрушенных домов. «Всё ведь здесь старо, едва висит, едва держится на своем месте. Вой ветра, шум волн всюду вас преследует, наводит на вас какую-то отчаянную скуку...» Даже видимая всякому человеку, что сейчас, что 100 лет тому назад, феноменальная красота окружающего город озера, в реальности массовый обман зрения! Потому что «когда вы смотрите на волны здешнего озера — вам скучно, вас печаль гнетет, надрывает сердце.» Полная и беспросветная зелёная тоска, всё в согласии с местным афоризмом «Вокруг вода, а посреди беда». 2. Что дореволюционные предки местных горожан были, пожалуй, самыми оригинальными людьми в Российской Империи и абсолютно точно во всей Витебской губернии! Это был настоящий паноптикум, состоявший сплошь из людей апатичных и никчемных, редкостных лодырей и лежебок, людей безынициативных и не предприимчивых, не имеющих ни ремесла, ни мастерства, склонных к тотальному (и мужчины, и женщины) пьянству, с отвращением смотрящих на любой физический труд и при этом, в странном противоречии с логикой автора, зарабатывающих себе на жизнь преимущественно водоносами и чисткой выгребных ям. При этом горожане перебиваются с хлеба на воду, ходят преимущественно в жутких лохмотьях, в городе процветает профессиональное нищенство, голодные внебрачные зачуханные дети спят на полу в дырявых сараях, а днём режутся в карты и матерятся на прохожих площадной бранью. Никто не хочет учиться – из города за 100 лет не вышло «в люди» ни одного сколь-нибудь известного человека! Горожане развлекаются тем, что сплошь и рядом пишут прошения и кляузы, для чего в городе с 5,5 тысячами жителями есть, как минимум, 32 подпольных адвоката, которые «всего за два рубля и за полбутылки в придачу готовы днем и ночью строчить жалобы и апелляции и в Сенат, и в Консисторию, и в архиерею... и в "Гвардейское экипажное общество"». При всём при этом, дореволюционные Себежане умудрялись быть настолько людьми любвеобильными, что «одна и та же женщина имеет в разных частях города по 3—4 любовника, хотя бы и замужняя, наоборот, мужчины (даже живущие за 5— 10 верст от города крестьяне) имеют в Себеже побочных жен по 5—6 штук. Прямо-таки, можно сказать, мусульманские нравы!» Кажется, автор ничего не упустил из своего зоркого взгляда! Ах, да, большое упущение со стороны автора, что для полноты картины неумолимого себежского апокалипсиса – не описаны подробно сцены процветающей подпольно в городе садомии, педерастии и тайных еврейских поеданий христианских младенцев! Статьи никому не известного г-на Альбова, писавшего по понятным причинам по псевдонимом А.Пщелко (потому что, надо полагать, горожане после таких статей могли бы при встрече запросто набить ему морду, по логике автора, - в силу своих мусульманских нравов), для - внимание – правительственной газеты «Витебские губернские ведомости»!!, статьи которого раскопали в белорусском архиве анонимные авторы, пишущие для вебсайта Себежского краеведческого музея, и которые возлюбили его журналистские опусы настолько, что буквально ВСЮ дореволюционную историю города Себежа умудрились изложить, основываясь всего-навсего на паре его статей и на одном его же стихотворном тексте! – вне всякого сомнения, есть яркий пример «чёрного пиара» в дореволюционной журналистике. Классическая методика журналистского гринмэйла по следующей логике: надо написать яркий гиперболизированный очерк о городе, тогда статью заметят и опубликуют за смелый и дерзкий натуралистический взгляд, и выплатят гонорар, а когда отцы-города попросят больше не писать подобные пасквили – опять же можно получить с них откатной гонорар, за то, чтобы писал и о хорошем в городе тоже. Живо представляю себе эту сцену! Себеж. Лето 1911 года. Себежский клуб. Человек за стойкой протирает полотенцем пивные бокалы, позади слышны стуки бильярдных шаров друг о друга. Мягкий диван со столиком, на котором лежат разные журналы и газеты, за столиком двое: г-ин Альбов и Председатель себежской земской управы Алексей Николаевич Родзевич. Родзевич: - Что-то Вы, господин Альбов, в своих статьях совсем наш милый уездный город до уровня «медвежьего угла» опустили. Проблемы конечно в городе есть, и мы их решаем по мере средств и возможностей, но разве тех же проблем нет у других уездных городов? Почему же Вы не замечаете другой светлой стороны в жизни города, а пишите только об её тёмной стороне, да ещё в таких утрированных и несправедливых оборотах? Альбов: - Отчего же, с удовольствием за четвертной могу написать в следующей статье вот это, к примеру: «Обращаясь теперь к положительным сторонам в жизни города, нельзя не отметить некоторых, пока еще немного робких, шагов на пути к его улучшению. Такова, например, установка в городе керосинокалильных фонарей, постройка нового здания пожарного депо... Но в особенности симпатичное впечатление производит такое культурное учреждение, как частная женская прогимназия г-жи Дейхман Л. К.» - А если добавите ещё четвертной, г-н Родзевич, то дополню статью вот этим абзацем: «Имея хотя и непосредственное, но во всяком случае очень близкое соприкосновение с деятельностью городского самоуправления, молодое себежское земство, руководимое своим председателем г. Родзевичем составившим себе прочную и почтенную репутацию еще в бытность свою земским начальником в нашей губернии, может оказать и влияние, и поддержку городу в его собственных начинаниях.» http://sebezh.sitecity.ru/ltext_2806195700.phtml?p_ident=ltext_2806195700.p_2806205437 Скажите – инсинуация, отвечу - ну, да – инсинуация, как раз в стиле Себежского краеведческого музея, чьи безымянные авторы занимаются бессовестной компиляцией различных выдернутых из контекста цитат из разных исторических документов – и при этом даже не удосуживаются выкладывать здесь же по ходу статьи гиперссылки на сами первоисточники! Вместо написания серьёзных аналитических историко-краеведческих статей по истории города и края со всеми ссылками на оцифрованный архив краеведческого музея и другие исторические документы – втюхивают горожанам вот эту низкосортную пропагандистскую хрень в стиле советского агитпрома, повторяя из года в год одну и ту же лживую выхолощено-кастрированную в бывшем местном ЧК экономическую статистику дореволюционного Себежа, из которого чудесным образом исчезли все неугодные факты и с десяток культурно-просветительских зданий и городских заведений и завершая исторические краеведческие статьи в таком примитивном «совковом» духе: «Нельзя, читая эти документы, не констатировать, насколько нынешний Себеж разительно отличается от города начала XX в. Сегодня это достаточно благоустроенный город, один из красивейших в России. «Псковская Венеция», одним словом.» Судя по всему, вы, господа хорошие, никогда в Венеции не бывали! Венеция толпами осаждаема туристами со всего света круглосуточно и всесезонно, а в Вашем городе, я даже в высокий сезон, от силы за день насчитал с десяток человек с большой натяжкой похожих на туристов. Вместо развёрнутой большой заглавной и титульной статьи о первом директоре и об одном из основателей Себежского краеведческого музея - Борисе Владимировиче Сивицком, я должен со всеми горожанами читать пару скудных строк об этом настоящем подвижнике-краеведе в летописи музея. Ну, и конечно, видимо отдельное наслаждение сотрудникам музея, доставляет следующее о нём стыдливое упоминание: «Собиратель же этого архива и директор музея Б.В. Сивицкий за «идеологические упущения» в музейном деле был с должности уволен. Слава Богу, остался жив.» Да, слава Богу, он уже бессмертно останется в памяти горожан, потому что, судя по всему, был человеком честным в своём деле, туфту в своих краеведческих статьях не гнал, и не прятал своё авторство за анонимными подписями в духе «из архивов Себежского музея». В следующем году будет отмечаться 90-летие Себежского краеведческого музея, город готовится к этому событию, полным ходом идут ремонтные работы. Не пора ли уже сотрудникам музея, в связи с этим, и в своих головах что-то обновить?? Я конечно человек для Себежа посторонний! Но мне за предков и родственниках своих обидно, которые 100 и более лет тому назад занимали в Вашем городе высокие посты, реально радели о нуждах города и отдавали городу часть своей души! Не были пустозвонами, а отвечали за свои слова, пользовались заслуженным авторитетом в городе и уезде. Знали, любили и ценили историю края. Неужели современным горожанам настолько плевать на свою историю, что они позволяют подобный агитпромовский мусор втюхивать им под видом истории своего города? И это при том условии, что город и область обладают значительным количеством прекрасных историков-краеведов, которые часто по собственной инициативе публикуют в интернете хорошо проработанные статьи по истории Себежского края. Напоследок приведу одну устную поучительную историю, запавшую мне в душу, когда я ещё был студентом. Когда под редакцией великого русского филолога Дмитрия Николаевича Ушакова в 1935-1940 гг. готовился к изданию первый четырёхтомный Толковый словарь русского языка в комиссию учёных-филологов, разумеется, был включён товарищ из госбезопасности под видом младшего научного сотрудника. Товарищ этот, вникнув в суть работы, тут же потребовал, чтобы часть исконно русских слов толковались бы в словарных статьях в духе марксистко-ленинской идеологии. Дмитрий Николаевич наотрез отказался изменять что-либо, в уже утверждённых им словарных статьях, в угоду товарищу из госбезопасности, даже под угрозой возможных репрессий лично против него, членов его семьи и всего авторского коллектива. Коллеги-учёные, желая смягчить ситуацию и защитить своего шефа, предложили ему прекрасный компромиссный вариант: дескать, мы добавим в сами эти словарные статьи ссылку на то, что эти статьи подготовлены под редакцией данного младшего научного сотрудника. - А чьё имя будет напечатано на обложке Толкового словаря? – задал им в ответ риторический вопрос Дмитрий Николаевич. – Моё! Значит люди дураком назовут меня! – отрезал Ушаков.

Ответов - 18

vasilek: Сергей-редактор пишет: «Славные» традиции советского агитпрома Ну, допустим, для начала - не «агитпрома», а - «агитпропа» Во вторых, а скажите, господин человек для Себежа посторонний, вам всем не надоело «ломиться» сюда, на этот тихий и уютный местечковый форум со своими штампованными примитивными и однообразными методичками в стиле терзающих вас страхов о лживых и кровавых ЧК, «совковом» духе, вперемешку со слезливыми воспоминаниями о ваших аффторитетных, высокопоставленных предках, «радевших» о щастье народном.....да так «нарадевших», что по всей России «щастливый» народ их вилами попер, и с одной винтовкой на пятерых вышвырнул их иностранную «крышу», припершуюся защитить этих «радетелей». Вы можете, господин редактор, попытаться втюхать(на Вашем же языке) о процветании Себежа более сотни лет назад и ранее. Это легко. Никто из нас тогда не жил. Но вот пятьдесят лет назад и сегодня, так - земля и небо, а еще наши родители помнят Себеж перед войной....... ну да, ну да...видимо комиссары после 17го года «захолустили» это захолустье, которое в 1911-м году, стараниями ваших «радетелей» было центром цивилизации всеобщего щастья, без жилищных, дорожных и иных проблем Друзья. Чуствую, по всем признакам, начинается усиленная информационная атака на всех направлениях. Особенно берутся в информационную обработку пограничные регионы западного рубежа, как Калининград. Себеж, в том числе. На носу выборы в двух равновеликих державах, решающих судьбу мира между собой. Собственно, методы обработки народных масс с времен великого предательства и развала Союза те же: массированная ложь и подмена фактов, переиначивание истории, всяческие попытки массового оболванивания людей через различные информационные источники, попытки вызвать синдром неполноценности и формирования чуства вины за свою страну и ее историю, и многие другие, давно и тщательно отработанные методы и приемы информационной борьбы. Вы заметели, как с завидным постоянством к нам начали «вламываться» один за одним залетные эмиссары, начиная аккуратно, постепенно, маскируясь под «неравнодушных» к себежскому краю, и под этой маркой постепенно стараясь занести свои семена сомнений и ненависти, посеять в наши души ущербность и стыд за прошлое, а их якобы любовь и неравнодушие, на мой взгляд, лишь обычная легенда на внедрение. Вот только, господа и прочие паны, мы свою прививку от вашего бешенства получили еще после 91-го, 93-го и десятилетия правления либероидной, антигосударственной шайки, продавшей интересы страны, и мечтавшей ее преподнести на блюдечке с голубой каемочкой на запад и за океан. Так вот не склалось у вас. И больше никогда не складется. А к админам. Парни, будьте бдительны, походу опять протекает.....

Служивый: vasilek пишет: А к админам. Парни, будьте бдительны, походу опять протекает..... Очередной уже пошел: http://sebezh.borda.ru/?1-12-0-00000093-000-240-0-1471446557

Сергей-редактор: Для Василька Товарищ, здесь демагогию про политику разводить не нужно. Это тема не про политику, а про историю края. Не надо прятаться за обезличенным местоимением "мы" и взывать к админам. Здесь рот ни кому не заткнуть, здесь побеждают знания и аргументы со ссылкой на первоисточники. А вот за поправку про агитпроп - спасибо. Хотя я конечно имел ввиду агитпром - в том смысле, что фальсификация истории в агитации и пропаганде у советской власти конечно была поставлена на промышленный уровень. Вы лучше скажите напрямик. Я правильно понимаю, что вы полностью согласны с описанием дореволюционного Себежа, себежан и их нравов в статьях г-на Альбова и считаете уместным Себежскому краеведческому музею считать их за истину в последней инстанции?


vasilek: Сергей-редактор пишет: Для Василька Товарищ, здесь демагогию про политику разводить не нужно. Это тема не про политику, а про историю края. Не надо прятаться за обезличенным местоимением "мы" и взывать к админам. Здесь рот ни кому не заткнуть, здесь побеждают знания и аргументы со ссылкой на первоисточники. Господин(может пан, простите) редактор, Вы конечно человек профессионально подкованый в демагогии, и мне видимо трудно с вами в этом соперничать, но вот в плане идейности и политической «чуйки» возможно поспорим. Так вот мое личное убеждение, что явились Вы сюда именно, чтобы «разводить политику».....и нас, не каких то, по Вашему определению, обезличенных индивидуумов, а вполне определенную часть постоянных участников этого тихого, уютного местечка, сходных по взглядам и жизненной позиции, и понимающих те события и явления, происходящие ныне в глобальном мироустройстве, в том числе и в сетях массовых коммуникаций, частью которых и является наша скромная виртуальная площадка. Вы конечно издалека начали, но весьма явно уже обозначились фразами о ЧК, а дальше, как правило идет «кроваваягебня», о «совке», тут тоже обычно переходят к «тюрьменародов», а потом к «путинскомурежыму». Вы слишком предсказуемы, ибо действуете по одним и тем же методичкам. Но надо отдать должное, «добрые» информационные традиции отработанные слугами «Империи Добра» не стоят на месте, и совершенствуются весьма иезуитскими методами. Вы уже не ломитесь в политические темы, вполне понимая, что моментально получите там «по зубам». Вы начали заходить через вроде бы нейтральные к политике темы, но весьма важные, так как завязаны они на нашу историю и наш язык. Хитрованы. Вот только и люди научились различать волчьи пасти из под овечьих шкур. И, впредь, попросил бы обращаться ко мне в соответствии с никнеймом vasilek. Спасибо. Служивый Но расслабляться не время, походу надо ждать, что массово попрут

Nell: Сергей-редактор , я думаю, что зря Вы так наезжаете на наш краеведческий музей. Это сразу вызывает негатив у наших участников форума. А они у нас огого - огонь)): Статья Пщелко всем известна. Какие были нравы и быт в те времена, мы можем судить только по свидетельству современников. В том числе и по таким замечательным романам об истории Вашей семьи Родзевичей-Чуйкевичей из села Томсино. И такие свидетельства вносят (проясняют) картину того, как оно было на самом деле. Родзевичи-Чуйкевичи много сделали для развития Себежского края, они занимались и внедряли у себя в имении передовые технологии земледелия, садоводства, животноводства. У Владимира Чуйкевича было даже профильное образование , он ведь закончил сельхоз.академию (сейчас это Тимирязевка). А Томсино было их любимым родовым гнездом. Возможно, что статья Пщелко и заказная. Сейчас уже невозможно установить истину. Но в любом случае, если принять во внимание намеренное сгущение красок, вырисовывается картина того, как жили люди на самой низкой ступени социальной лестницы того времени. А разве сейчас нет у нас социального дна? Ваши родственники - это местная элита того времени, предводители дворянства и земства. По их видению картина жизни в Себеже будет одна, а картина с позиции крестьян, которые работали в имениях , подобных Томсино, будет совсем другая. Сразу по прочтению Романа о любви Феклюни и В.Чуйкевича я поделилась впечатлениями с одной женщиной, которая выросла в Томсино и помнит рассказы своей бабушки о рабском труде крестьян в поместье. Поверьте, это были совсем другие рассказы. Но я не думаю, что нужно здесь чем-то возмущаться и пытаться переделывать историю. Оно было так, как было. А разумно , на мой взгляд было бы принять и то и это

vasilek: Nell пишет: Ваши родственники - это местная элита того времени, предводители дворянства и земства. По их видению картина жизни в Себеже будет одна, а картина с позиции крестьян, которые работали в имениях , подобных Томсино, будет совсем другая. Сразу по прочтению Романа о любви Феклюни и В.Чуйкевича я поделилась впечатлениями с одной женщиной, которая выросла в Томсино и помнит рассказы своей бабушки о рабском труде крестьян в поместье. Поверьте, это были совсем другие рассказы. Nell Спасибо! Именно так. Я тоже помню рассказы своих дедушек и бабушек, как они от зари до зари горбатились на подобную «элиту» и жили в избе под соломой, вместе с курами и козами. А читать и писать научились только при советской власти. Вот так же и сейчас нам рассказывают о беззаботной жизни за границей, при этом всячески обливая грязью собственную. Пытаются преподать взгляд из окна отеля за эту самую щастливую жизнь. И ведь ведуться некоторые...Именно подобные методы «информирования» и есть, на мой взгляд, настоящая пропаганда. Пропаганда хитрая и целенаправленная, основанная на подмене понятий и фальсификации, на акцентировании сознания населения в совершенно ложном направлении, путем нужной подачи информации. Поэтому прежде необходимо думать и анализировать. И сравнивать с тем, что уже было, из того что вам достоверно известно, а не что расскажут и преподнесут под «сладким» соусом. И еще помнить при этом, что одну страну, большую нашу Родину СССР - мы уже потеряли, не защитив ее в свое время от подобных измышлений и наветов. Сейчас все поставлено на то, чтобы поступить подобным образом и с нашей малой Родиной, с нашим Отечеством - Россией. Поэтому и думайте, думайте и не давайте в обиду подобным «информаторам» нашу страну, наш язык и нашу историю.

Сергей-редактор: Для Nell Если Вы о форумчанине под ником Vasilek, то на «огонь» он точно не тянет, я пока даже дыма в нём не заметил, не то что пороха. Человек даже на прямой вопрос не способен ответить по теме и пишет свои посты в духе «вещь не читал, но мнение имею» и «наш ответ Чемберлену». Что касается статьи А. Пщелко «Очерки города Себежа» за 1911 год, написанной, вне всякого сомнения, в жанре чёрного пиара, то я тоже склоняюсь, как и Вы, что она заказная, но утверждать это не берусь, так как не обладаю прямыми письменными доказательствами. Как следует из самой статьи - её заказала «Витебская ученая архивная комиссия», в этой связи мне непонятно как заведение с подобным названием могло довольствоваться таким тенденциозным однобоким продуктом. Хотя я, конечно, прекрасно себе представляю, как пишутся подобные чернушные статьи о городе. Представьте себе: г-н Альбов, преуспевающий Витебский журналист, наслаждавшийся жизнью в столичном губернском городе Витебске, где жизнь била ключом и где он бывал зван на балы самого Генерал-губернатора, вдруг по неизвестной нам причине, оказывается сосланным для временного, но длительного, проживания в заштатный уездный город Себеж. Конечно после такого «падения» г-ну Альбову (Пщелко) кажется, что по воле злого рока, он оказался в самой жуткой дыре на свете, всё здесь ему не мило, всё вызывает либо раздражение, либо скуку. «Вой ветра, шум волн всюду вас преследует, наводит на вас какую-то отчаянную скуку...» Даже фантастически красивый вид на городское озеро, превращающий у линии горизонта город Себеж в реально «небесный город», у г-на Альбова вызывает скуку, его «печаль гнетет, надрывает сердце» при взгляде на его волны. А тут ещё какие-то местные сукины дети выкопали, посаженные им под окнами съёмной квартиры, молодые ёлочки. Ага! Напишем в гневном сарказме теперь про весь город, что «Замечательная еще черта у здешних жителей — не любят зелени, цветов, деревьев. Посадите деревцо, вбейте около него кол, укрепите саженец за этот кол — и как бы вы зорко за ним ни следили — деревцо вырвут обязательно с корнем и бросят на улице.» О соседке по квартире местные сердобольные старушки поведали сплетни г-ну Альбову, что у неё в разных концах города по 3-4 любовника. Ага! Думает Альбов, тогда так и напишем в статье что «одна и та же женщина имеет в разных частях города по 3—4 любовника, хотя бы и замужняя, наоборот, мужчины (даже живущие за 5— 10 верст от города крестьяне) имеют в Себеже побочных жен по 5—6 штук.» Можно подумать, что все жители города поголовно звали г-на Альбова подержать свечи на ночь в своих спальнях, чтобы он мог изложить в своей статье правильную статистику по столь деликатному вопросу! ))) И вот по такому приёму - делать из частных случаев обобщения о жизни всего города, а также исходя из личного недовольства своей судьбой, и была написана г-ом Альбова его статья «Очерки города Себежа», саркастично выставляющая на посмешище весь город и каждого его жителя. Теперь касательно Краеведческого музея. Я наезжаю не на весь музей, а конкретно на безымянных авторов конкретно первых 5-ти статей о дореволюционной истории города Себежа, расположенных по этой ссылке: http://siebiez.org/history/ , которые мне и всему городу подобными на коленке написанными третьесортными статьями, видимо, решили «промыть мозги» о «правильной» истории дореволюционного Себежа. А я не люблю, когда мне промывают мозги! Когда я был у Вас в городе в прошлом месяце, я лично познакомился с его директором. И мне он показался человеком вполне симпатичным. Если он смог выбить деньги на ремонт здания Краеведческого музея, то уже он молодец. Но это не означает, что его безымянные авторы, пишущие для сайта Краеведческого музея, имеют права так халтурить. Конечно, я понимаю, что у Краеведческого музея, видимо, нет денег на заказ статей у серьёзных историков и архивистов-краеведов Псковской области, но хотя бы на одну-то статью по истории дореволюционного Себежа уж могли бы наскрести по сусекам! Это было бы гораздо лучше, чем размещать вместо этого 5-ть бесплатных статей, основанных на статьях г-на Альбова, порочащих историю города. Теперь, что касается моих родственников. Спасибо Вам, что Вы прочитали роман «Страницы жизни». Это очень приятно. Однако замечу, что автором всего виденья, изложенного в романе, являлись не родственники дворянских семей Чуйкевичей-Родзевичей, а в единственном числе сама Фёкла Марковна Маркова, крестьянская девочка Феклюня из села Бакланницы, которую её родной отец Марк Григорьевич в 1906 году за аванс в 45 рублей собственноручно отдал «в рабство» к помещикам Чуйкевичам из имения «Томсино». В этом «рабстве» она умудрилась ровно за 10 лет сделать невероятную карьеру от простой Птичницы до Управляющей имением. В этом «рабстве» она, как и все рабы, регулярно получала заработную плату, но практически редко её тратила, по причине того, что питание, проживание и одежда, были включены в стандартный рабский пакет имения «Томсино» на принципе all inclusive. Когда же, наконец, Марк Григорьевич, спустя несколько лет, уладил свои финансовые проблемы и вернулся за дочкой, чтобы её наконец-то вызволить из гнусного рабства помещиков Чуйкевичей, по странным причинам Феклюня наотрез отказалась и предпочла продлить опцию «рабство» на неопределённый срок. В этой связи, очень бы хотелось на полном серьёзе лично побеседовать с Вашей визави из деревни Томсино, чтобы она рассказала под диктофон детали угнетения помещиками Чуйкевичами не принадлежащих им никогда крестьян из села Томсино в диапазоне их проживания в имении с 1868 по 1918 год. Странное дело, когда я был этим летом в деревни Томсино, горя желанием встретиться с местными жителями, никто из них не сказал мне ничего худого о последнем барине Василии Антоновиче Чуйкевиче. Напротив, сам Леонид Михайлович Курсенков, рассказал мне историю, что его родной дед, будучи крестьянским мальчиком, любил с согласия барина наведываться в имение, чтобы полакомиться сладкой и необычайно крупной клубникой, которая вырастала на барских грядках (что неудивительно, ведь Василий Антонович закончил Горы-Горецкую земледельческую школу в Могилёвской губернии (ныне Горки, Белоруссия), ещё до своего распределения в Невельский, а затем Себежский уезд). Странное дело, но дед Леонида Михайловича отзывался об "упыре-барине" исключительно уважительно. «Но я не думаю, что нужно здесь чем-то возмущаться и пытаться переделывать историю. Оно было так, как было. А разумно , на мой взгляд было бы принять и то и это» Вы на полном серьёзе предлагаете жителям города принять «историю», рассказанную г-ом Альбовым, в своих «Очерках…» и согласится с тем, что их дореволюционные предки были ровно такими, как они описаны данным журналистом?

Nell: Сергей-редактор пишет: Вы на полном серьёзе предлагаете жителям города принять «историю», рассказанную г-ом Альбовым, в своих «Очерках…» и согласится с тем, что их дореволюционные предки были ровно такими, как они описаны данным журналистом? Ну я-то ничего никому не предлагаю. Но жители города, которые интересуются историей своего края, а также все , кто так или иначе связан с этой темой, давно в курсе того, что писалось в этих статьях. Они, например, есть и в нашей библиотеке, их печатали в местной газете "Призыв", и даже думаю, что не один раз. Так что себежане как-то с этим живут. Но я согласна с тем, что картины себежской жизни там представлены безрадостно и депрессивно. И наверняка они совсем не объективны. Надеюсь, что к юбилею Себежского краеведческого музея его сайт пополнится новыми материалами по краеведению.

Nell: А вот этот рассказ проливает свет на то, как была решена судьба Вашего предка... Из книги "Про крестьянку Михайлову".

Сергей-редактор: Нет, этот рассказ проливает свет на то, как была решена судьба крестьянки Михайловой. О том, как после обеих революций сложилась судьба моего родственника Алексея Николаевича Родзевича, который был шурином моего двоюродного прадеда Владимира Васильевича Чуйкевича, можно почитать вот здесь: http://sergey-redactor.livejournal.com/8697.html Но это не предмет настоящей темы. Хорошо, буду рассчитывать, что Краеведческий музей вскоре изменит свою редакционную политику, изыщет в своём бюджете средства на написание действительно серьёзных статей по дореволюционной истории города и края и напишет наконец-то заглавную статью о человеке, который создал этот музей, собрал большую часть его коллекции и посмертно является почётным гражданином города Себежа. Засим откланиваюсь.

vasilek: Всего Вам хорошего. Жаль, что мы друг друга не поняли. Да и немудрено, мы с Вами разные по рождению и генетике: из разных сословий, соответственно и по взглядам на прошлое, от этого и разность в выражениях, понятиях и словесных определениях. Это так, вкратце, чтобы понять. Не стал продолжать взаимную пикировку, дабы не обострять и не засорять далее тему. Возможно, был не прав относительно Ваших мотивов на открытие этой темы. Тогда прошу прощения. Ну, в завершении, таки кратко отвечу на ваш вопрос. Истина у всех - своя, как и правда! И у меня с Вами они - тоже разные, и никогда не сойдутся. Удачи Вам и добра.

Антитеза: Добрый день, уважаемые себежане! Какая война сословий. Не понимаю, сколько можно? А ведь не было этого в годы Советской власти. Все жили мирно или притворялись (бывшие)? Теперь снова хотят возродиться разного рода светлости, дворяне, князья, графы. Понятно дело, что этого не хотят простые люди, предки которых вернули себе достоинство и свободу. Сергей, судьба Феклуши - это исключение из правил и то неизвестно чем бы всё это закончилось, если бы не революция? Как правило, судьба таких простых женщин весьма печальна. Примеров этому не перечесть. У нашего местного графа был целый отдельный дом таких барчат, которых он продавал или проигрывал в карты. Возможно, что это не про ваших Чуйкевичей. Что тоже – редкий случай. Не надо нападать на музей. Они опубликовали то, что нашли. Как бы то ни было это документ, хотя весьма и саркастический. Но никто не принял его за основу. Себежане люди грамотные и могут отличить зерна от плевел, но то, что простые люди в своем большинстве жили просто в ужасных условиях – это факт неоспоримый. Есть правда оценки и правда факта (Мединский В.)

Nell: Антитеза , спасибо! Да, мне тоже показалось, что с Феклюней все не так однозначно. Она никогда бы не стала законной супругой В.Чуйкевича при жизни его матери. Поскольку была из крестьянского сословия, не дворянского. На протяжении всей жизни в поместье ей неоднократно указывали на место. Сам факт покупки ребенка за 45 рублей о чем-то говорит? Попробуйте сделать что-либо подобное в наше время... продать ребенка или купить за 45 рублей!!! Да за это просто в тюрьму посадят. А тогда это было в порядке вещей. Понятие морали, что нормально и ненормально, было другим. Но я хочу подчеркнуть, что было все так, как было. И не имеет смысла что-либо осуждать или восхвалять.

однако: Об чем разговор вообще... если бы не Октябрьская социалистическая Революция, паны и баре так и считали бы себя благодетелями народными, платя копеечку и нарекая то, что когда человек горбатился на него за еду - великой милостью своей. Дети и внуки всех этих феклюнь, не закончили бы университеты, и не смогли бы выбирать свою собственную дорогу в жизни по собственному усмотрению, а внучек того дедушки, которого ясновельможий пан соблаговолял иногда пускать в сад сорвать ягодку-другую, не стал бы главой района, так как был не того сословия. И права Антитеза , заметив что полезли отовсюду разного рода светлости, дворяне, князья, графы, желающие возродиться в своей наследственной власти. Нет, господа хорошие, люди, пожившие сотню лет свободно, работая на себя(даже пусть в последнее время в частном бизнесе, но - на себя), сами решавшие и строившие свои судьбы, обратно в ярмо не загоните... никогда А что касается тех, у кого еще остаются иллюзии насчет "доброго барина", были возможно исключения, а так - читайте Радищева: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? Воздух, один только воздух!» ( Радищев А.Н.. Из книги « Путешествие из Петербурга в Москву») Так вот взгляд подобного крестьянина(и его потомков) на ту себежскую жизнь, и взгляд потомка дворян никогда не будут одинаковыми, и даже похожими, о чем тут тоже было очень точно подмечено: Истина у всех - своя, как и правда! И почему Себежский краеведческий музей должен принимать именно тот взгляд и ту точку зрения, участника открывшего эту тему, почему именно его взгляд есть истина, а ранее опубликованное ошибочно, ведь у всяк своя истина и своя правда(как же хорошо сказано, не перемину повторить) А у нас, уважаемый редактор, в стране гласность и демократия....вот сегодня уж 25 лет как..

Сергей-редактор: Для Vasilek Вот и ладушки, что разобрались. Замечу лишь, что не могу согласится, с фразой "Истина у всех - своя, как и правда!". Это, конечно, глубоко не так. Настоящая истина - она одна для всех, как в евангельском эпизоде про Христа и грешницу. "…утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши." 100500%, что в этой ситуации, при любом раскладе, эта женщина, была бы убита жутким образом - забита камнями разъярённой толпой, так как это уже был заранее решённый вопрос. При чём забита справедливо и в строгом соответствии с местным законом. Ни один из вас, форумчан, включая меня, её бы не спас в этой ситуации. Мало того, мы бы позорно струсили и присоединились к толпе, потому что в противном случае, вместе с ней были бы забиты и разорваны ею нахрен. А Христос - спас. Как и чем? СЛОВОМ. Простой фразой. И вся эта жаждущая крови и кровавого зрелища толпа, включая их высшее партийное и религиозное руководство, позорно поджав хвост, уползла в свои норы. Потому что это был - Момент Истины. И она одна для всех была в этой ситуации: и для фарисея, и для книжника, и для самого последнего человека из толпы. Вот, что такое Истина. А правда она конечно для всех своя, вот это - правда. Для всех других, участвующих здесь форумчан, по поводу наболевшего на тему: "Теперь снова хотят возродиться разного рода светлости, дворяне, князья, графы." Спокойно, товарищи, все настоящие светлости и т.п. уже померли своей смертью либо их к стенке поставили в эпоху красного террора. Так что рисков в глобальном смысле нет никаких. Все современные чудаки, называющие себя дворянами, князьями, графами - обычные пустозвоны, не надо на них гневаться, оставьте их великодушно, пусть они играются с этими фальшивыми титулами, как дети в песочнице. Как говорил Дьявол, которого играл Альпачино, в фильме "Адвокат Дьявола" - "Поистине Тщеславие - мой самый любимейший из грехов!" Этим всё сказано. У меня по женской линии - предки 300-лет дворяне, а по мужской линии - предки 300-лет крестьяне. Несмотря на свои скромные 85 килограммов, я нормально смогу ввалить с левой за дворян, а с правой за крестьян. Я и тех и других люблю, потому что и те и другие работали на земле и каждый возделывал на ней свой Сад. И мне за своих предков не стыдно.

Сергей-редактор: К истории своих предков я отношусь уважительно и бережно. Поэтому анонимным авторам, пищущим для сайта Себежского краеведческого музея, вкупе с давно почившим в Бозе г-ом Альбовым, не надо мне мозги промывать на тему, что дореволюционный Себеж был адской дырой, а горожане были развратниками, алкоголиками, нищебродами и никчемными сумасбродами!

Антитеза: Сергей, на самом деле мы(надеюсь) благодарны Вам за прекрасный роман о Феклюше и вполне достойном её муже Владимире, нашедшем своё призвание , несмотря на дворянство, в Советской России, не сбежавшем, не эмигрировавшем за границу. За удивительный очерк о современном Себеже. Вызывает симпатию Ваше неприятие дореволюционного Себежа, описанного неким гражданином. У нас (?) также вызывает недоумение и усмешку тот Себеж. Я думаю, что никто серьезно к нему не отнесся. Так пародия и всего лишь. Осуждать кого-то просто нелепо (уж извините). У вас действительно есть литературный дар. Так напишите свой отзыв о данном пасквиле и напечатайте не только на сайте (здесь в основном только бывшие себежане, живущие вдали от него). Опубликуйте в газете или издайте брошюрой. Это будет по-деловому. А вечную борьбу с прошлым все же надо прекращать. Как-то надо примирить белых и красных - это наша история и каждый из них нёс свою правду. У нас одно общество и не надо его делить. В вашем опусе был определенный намек, поэтому и пошли разногласия.

Сергей-редактор: Да, уж действительно. Лучше читать описание дореволюционного Себежа в романе И.А.Гай "Страницы жизни", чем в очерке г-на Альбова (Пщелко). В романе город и горожане описаны красиво и с любовью. А в очерке: с сарказмом, насмешкой и опущены ниже плинтуса. Это конечно системная ошибка музея, которая бумерангом бьёт по репутации самого музея. Газета и прочие СМИ - не тот формат для подобной темы. У меня нет цели устраивать выволочку руководству музея, есть простая цель - обратить внимание на явную глупость в статьях на сайте музея о дореволюционном Себеже, чтобы руководство заметило и по-тихому убрала (отредактировала)их, заменив на другие статьи. Например, такого уровня, как эта: http://pskovgrad.ru/2007/09/07/i.i._lagunin._istorikogradostroitelnyjj_ocherk_g._sebezha_i_ego_okrestnostejj.html Для этого именно форум подходящее место, а не СМИ. Можете не сомневаться, те кому нужно, уже обратили внимание в Себеже на эту ситуацию, особенно в связи с 90-летим музея в следующем году. Лучший способ помирить красных и белых - бережно очистить историю России от разного накопленного вранья - как белого, так и красного - в великую Эпоху тотальной лжи и пропаганды (18-20 вв.) . Этой цели и служил мой пост, в части прямого указания для СКМ, что гротескные статьи г-на Альбова никак не могут служить основанием для описания исторических фактов о городе и горожанах в прошлом. В принципе, тема исчерпана. Спасибо всем за участие!



полная версия страницы